АналитикаАрцахИнтересные фактыоб АрменииОбзор прессы

Заявление Лаврова о карабахском урегулировании вызвало негативную реакцию МИД Армении.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил об этапах урегулирования карабахского конфликта, в частности, упомянув об освобождении ряда районов вокруг Нагорного Карабаха. Армения не пойдет на односторонние уступки, парировал министр иностранных дел Зограб Мнацаканян.

После нескольких дней вооруженного противостояния в апреле 2016 года стороны карабахского конфликта заключили перемирие, говорится в справке «Кавказского узла» «Карабах: два года спустя после четырехдневной войны». В течение первых двух лет обстрелы в зоне конфликта происходили ежедневно, следует из инфографики «Кавказского узла» «Карабах после перемирия – два года войны». По подсчетам Минобороны Нагорного Карабаха, в 2019 году число обстрелов было наименьшим за 10 лет.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 21 апреля в ходе круглого стола в формате онлайн, организованном Фондом публичной дипломатии имени А. Горчакова, прокомментировал карабахский конфликт и заявил, что имеются документы, предполагающий его поэтапное урегулирование, информирует ТАСС.

«Есть мадридские принципы, есть документы, которые готовились Российской Федерацией в 2010-2011 годах, так называемый Казанский документ. Есть проекты, которые в апреле прошлого года в Москве на встрече министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана с участием сопредседателей были распространены, и они сейчас активно обсуждаются», — цитирует его слова издание.

Лавров отметил, что эти документы подразумевают «продвижение к урегулированию на основе поэтапного подхода, предполагая на первом этапе решение наиболее актуальных проблем, освобождение ряда районов вокруг Нагорного Карабаха и разблокирование транспортных, экономических и прочих коммуникаций».

Процесс урегулирования карабахского конфликта проходит на основе так называемых «Мадридских принципов», которые были выдвинуты Минской группой (МГ) ОБСЕ в 2007 году в Мадриде и обновлены в 2009 году. Странами-сопредседателями МГ ОБСЕ являются Россия, США и Франция. Азербайджан принимает «Мадридские принципы» с оговоркой, что Нагорный Карабах может быть только в составе Азербайджана, допуская его самую широкую автономию. Армения также признает основы «Мадридских принципов», но с противоположным условием.

Заявление Лаврова об освобождении ряда районов вокруг Нагорного Карабаха вызвало негативную реакцию МИД Армении. Глава ведомства Зограб Мнацаканян на пресс-конференции заявил, что Армения и Нагорный Карабах не пойдут на односторонние уступки.

«Первоочередным приоритетом для армянских сторон является составляющая безопасности. Что касается территорий, о которых сказал Лавров, то помимо всего это пояс безопасности и оборонительные линии. Никоим образом ни одна из армянских сторон не может даже представить, что это возможно пересмотреть, не поставив под угрозу безопасность народа Нагорного Карабаха», — отметил Мнацаканян.

Мирное урегулирование, по его словам, возможно на основании взаимных уступок. «Уступок односторонних не было и не будет», — заявил Мнацаканян.

Эксперты исключили односторонние уступки

По словам эксперта аналитического центра «Орбели» Тарона Оганесяна, «Ереван и Степанакерт неоднократно заявляли, что такой подход для них недопустим».

«Стороны еще далеки от обсуждения комплексного решения вопроса. У всех сторон конфликта и переговорного процесса разные видения о применении основных принципов к конфликту», — сказал он корреспонденту «Кавказского узла». По его словам, угроза мирному населению Нагорного Карабаха и Армении остается, «и без их решения невозможно говорить о решении конфликта в целом.

Оганесян считает, что преждевременно говорить даже о каких-либо взаимных уступках.

По словам редактора русской версии Lragir, политобозревателя Наиры Айрумян, «никто ничего не сдал и сдавать не собирается».

«Министр Мнацаканян внятно ответил на все вопросы, заявил о приоритетах армянской стороны и о том, что уступок не будет, а компромисс будет предполагать вопрос статуса и безопасности. Пока азербайджанская сторона не транслирует готовность обсуждать два этих вопроса, никакого компромисса не будет», — заявила Айрумян корреспонденту «Кавказского узла».

Она также предположила, что заявление Лаврова связано с прошедшей 21 апреля видеоконференции министров иностранных дел Армении и Азербайджана при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. На ней, как сообщается на официальном сайте МИД Армении, обсуждалась ситуация с коронавирусом, а также была подчеркнута «необходимость принятия шагов в направлении безоговорочного соблюдения и укрепления режима прекращения огня».

Заявление Лаврова прокомментировал автор блога «Политическая география Южного Кавказа» на «Кавказском узле». «Чего хотел добиться Лавров своим заявлением?» — задается он вопросом в публикации «Заявление Сергея Лаврова и переговорный процесс в Карабахском конфликте». И приводит несколько возможных вариантов ответа на него.

«Один — это то, что переговорный процесс идет не в ту сторону, как хотела бы видеть российская сторона […] Например, на нем начинают доминировать западные игроки, или вопрос российских миротворцев уходит с повестки дня. Таким образом Лавров может попытаться подтолкнуть его в нужном направлении», — предположил блогер. Вторым вариантом он считает желание Лаврова «насолить» Пашиняну и его правительству на фоне растущих разногласий, «спектр которых никак не сокращается».

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/348631/
© Кавказский Узел

Министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян прокомментировал сегодняшние заявления главы МИД России Сергея Лаврова о том, что якобы обсуждается поэтапный вариант урегулирования Арцахского конфликта.

«Я тоже слышал эти заявления и комментарии, и скажу следующее – за эти два года наше правительство, мы, премьер-министр Пашинян были более чем транспарентными, и наши позиции, походы выражали самым ясным образом. Теперь скажу конкретнее – да, в этом комментарии были ссылки на многочисленные документы, начиная с Ки-Уэста и до недавнего времени, в том числе, документы, которые рассматривались в эти два года. Давайте будем точными – эти подходы появились в 2014 году, в 2016 году,  и эти подходы были неприемлемыми для армянской стороны. Начиная с 2018 года обсуждения происходят по поводу отдельных элементов и оценок», сказал Мнацаканян.

По словам главы МИД Армении, предложенный в 2014 году вариант не является документом, который сейчас на столе. «Мы четко заявили о наших императивах, главным среди которых является компонент безопасности для армянских сторон. То, что касается территорий, как отмечено в комментарии, помимо всего прочего, является зоной безопасности и линией обороны. Армянская сторона никоим образом не может даже предположить, что это можно пересмотреть, ставя под угрозу безопасность народа Арцаха. Никоим образом нельзя предполагать, что одна из армянских сторон может пойти на уступки, которые могут поставить под сомнение безопасность населения Арцаха.

Второй важнейший элемент основополагающих принципов – принцип самоопределения, который является для армянской стороны приоритетным и императивным в переговорах. Он проявляется в безопасности и статусе, и я открытым текстом заявляю, что обеспечение права на самоопределение означает закрепление статуса и свободное волеизъявление безо всяких ограничений. Мирное урегулирование возможно только путем компромиссов, уступок не было и не будет. Армянские стороны ни в коем случае не поддержат подход, который ставит пол угрозу безопасность населения Нагорного Карабаха, тем более, в условиях, когда угроза остается экзистенциональной, и для армянской стороны более чем приоритетно изъявление права на самоопределение. Компромисс должен быть соразмерным, и в нем армянские стороны должны увидеть абсолютное отражение элементов безопасности и статуса. Таким был подход армянской стороны и таковым остается эти два года, о чем мы более чем четко заявили в ходе переговоров.  И если кто-то полагает, что во время переговоров мы можем говорить одно, а обществу транслировать другое, то он ошибается. Такого быть не может по определению.

Третий важнейший элемент – Армения всегда подчеркивала, что несет свою долю ответственности, что она вовлечена в переговоры по своей квоте, но у нее нет мандата от народа Арцаха. Недавно в Арцахе состоялись выборы, власти в ходе конкурентных, свободных и демократических выборов получили вотум доверия. А армянская сторона все эти два года постоянно старалась консультироваться с арцахской стороной. Все это детально обсуждалось с арцахской стороной. Мы продолжим работать и с новыми властями. Ни одно решение, касающееся Арцаха, не может быть принято без арцахского народа.

Это принципы, на которых армянская сторона настаивает в ходе переговоров. И еще один элемент – у этого процесса нет альтернативы, потому что армянская сторона будет решительно отстаивать интересы и безопасность своего народа. И только мирным урегулированием можно достичь решения конфликта.

Вчера была видеоконференция с сопредседателями, сегодня может состояться видеоконференция с вовлечением всех сторон. Сегодняшний наш императив касается одной проблемы – борьбы с коронавирусом, соблюдения перемирия, исключения рисков, остальное – потом», сказал Мнацаканян.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button