АрмянеВсе о самом интересном..Интересные фактыИстория

Зоки — армяне или евреи?

Зоки — это армяне переселившиеся из сюникской области в гохтнскую область. Зоки разговаривали на зокском или агулисском диалекте армянского языка, который очень похож на сюникский диалект. Некоторые лингвисты считают его смесью сюникского и мушского диалекта.

Зоки — армяне или евреи?

ВАЛЕРИЯ ОЛЮНИНА

Зоки - армяне или евреи?

Горный пейзаж в Ордубадском районе. Фото static.panoramio.com.storage.googleapis.com

Горный пейзаж в Ордубадском районе. Фото static.panoramio.com.storage.googleapis.com

Армянский музей Москвы предлагает вам итересное размышление писательницы Гоар Рштуни об исторической судьбе зоков.

Много лет назад к нам на работу поступила светлокудрая и синеглазая красавица по фамилии Гюльмисарян. Я спросила, армянка ли она, и получила очень короткий ответ: «Мы — зоки».
И бабушка моей однокурсницы была зок. Но больше о них я ничего не знала. И с тех пор ловила всё о зоках.
Зоки. Армяне или евреи?

Гюльмисарян Иван (член АрмИРО)
В школьные годы я впервые задал себе вопрос. Откуда идут наши корни?
Переадресовав этот вопрос к бабушке по отцовской линии, и получил такой ответ:
«Гюльмисаряны родом из зоков». Оказалось, что местности с названием «Зок» не существует, и для меня осталось много
неясностей. Нужно отметить, что в советское время старые люди не любили говорить о прошлом, особенно если оно было не «рабоче-крестьянским». Будучи студентом, побывав в гостях у брата моего деда Георгия Александровича, я выяснил, что мы «зокеци», т.е. зоки и название это дано группе армян из района Нахичевана, рядом с Ордубадом. Позже общаясь с людьми, просматривая сетевые материалы, я много слышал об еврейских корнях зоков.

Бабушка художницы Гаянэ Хачатурян происходила из зокского рода. «Королева Зепет» Автопортрет Гаянэ Хачатурян из коллекции  Валерия Ханукаева

Бабушка художницы Гаянэ Хачатурян происходила из зокского рода. «Королева Зепет»
Автопортрет Гаянэ Хачатурян
из коллекции  Валерия Ханукаева

В связи с этим хотелось провести критический обзор и немного
прояснить ситуацию в вопросе о происхождении зоков.
Для начала поясним происхождение термина «зок». Известный исследователь по истории и культуре Нахичевана (Нахиджевана) А.Айвазяна также Э.Лалаян ссылаются на Патканова и дают следующее разъяснение самоназвания «зок»:
В армянском языке существует ряд местоимений «айс», «айд», «айн» — этот, тот в переводе на русский язык. В старом Гохтанском (историческая область Армении) диалекте они произносились как «hok», «док», «нок». В Агулисском диалекте на котором говорили в селения Агулис, Дашт, Цгна, Танакерт, Дисар, Кахакик, Андамеч этот ряд местоимений употреблялся с приставкой «з», что характерно для армянских диалектов XVIII-XIXвв. Это обстоятельство привело к появлению местоимения «zhok» или «зок», которое в течение некоторого времени привело к выделению в XIX веке научного и этнографического термина «зок» и «зокского» диалекта. Можно еще добавить, что зокском диалекте сохранились уникальные элементы языка, которые имеют более древнее происхождение, нежели «грабар» (церковный старо-армянский язык).

Автор книги о субэтнических группах армян ссылается на литературный источник конца XIXв. по истории Араксской области, где делается предположение о неармянском происхождении зоков, «которые приняли язык богослужения и религию у армян». Они отличались от остальных армян и по антропологическому типу, поскольку были голубоглазыми и светловолосыми.
Да, некоторые этнографы отмечали более нежные и светлые лица у жителей Агулиса, по сравнению с зоками, жителями окрестных селений. Это объясняется основным родом занятий агулисцев—торговлей и более комфортными условиями жизни. Крестьянин, добывающий свой хлеб работой на земле и открытом воздухе, однозначно выглядел грубее и темнее. Однако голубоглазых и светловолосых армян ими отмечено не было.
Изучая литературу по исторической области Гохтан XIX и XX вв., и «столицей» зоков — Агулису можно придти только к однозначному выводу: зоки—это армяне, разговаривающие на особом зокском диалекте.

Нахичевань. Ордубад. Фото static.panoramio.com.storage.googleapis.com

Нахичевань. Ордубад. Фото static.panoramio.com.storage.googleapis.com

В армянском языке несколько десятков диалектов, многие из которых отличаются настолько, что представители разных мест не понимают друг друга. Что касается антропологического типа со светлыми волосами и голубыми глазами, то любой, кто видел фотографии армян-зоков, увидит типично арменоидные лица.
Происхождение легенды о еврейском происхождении зоков можно предположить, читая Шопена И. «В Ордубадском округе есть еще одно поколение, исповедующее веру шиитов, но происхождения не татарского; оно занимает селение Килит и язык его не подходит ни на одно из местных наречий. Быть может это остаток какого-либо коренного племени
древней Армении, обитавшее в провинциях Ути или Пайтараканской.
Армяне и евреи на тот момент были соседями и товарищами по несчастью. Селение Дашт (Hижний Агулис) расположено в непосредственной близости с Агулисом—культурно-историческим центром зоков. Все жители Дашта являлись армянами-зоками.
Что касается выводов о том, что «устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой», то это необходимо объяснить с другой точки зрения.
Область Гохтан (Гохтн) расположена на перекрестке древних торговых путей и армянские купцы, используя природные таланты и смекалку, составляли конкуренцию за господство на рынках Востока между венецианцами и купцами других европейских стран.
Область их торговых интересов распространялась от Китая и Малайзии до Западной Европы вплоть до Лондона и Амстердама. Разумеется, это вызывало зависть у остальной части армянского населения. Образ удачливого торговца сопоставлялся с такими же еврейскими предпринимателями.
Одновременно необходимо подчеркнуть особенность того времени. После принятия христианства в Армении было почетным показать свое происхождение от древних Ветхозаветных персонажей, «как потомков не только изначально знатных, но и исконно благочестивых персон, к тому же, выходцев из Святой Земли».
Говоря о зоках как о криптоевреях, интересно узнать, что сами евреи думают о происхождении зоков? Так Элиягу Эссас на одном из форумов пишет: «Реальных, надежных сведений о них нет. Поскольку они не упомянуты в раввинской переписке и не были связаны с другими группами еврейского народа. Насколько мне представляется, что даже в том случае, если кто-то сможет обоснованно доказать, что его мать принадлежит данной этнической группе (ибо еврейство определяется по матери), евреем его все равно считать нельзя…
Исключение может быть лишь одно: если некто докажет, что он (или его родители) принадлежал к еврейской религиозной общине. Такой, в которой соблюдали все, условно говоря, основные законы Торы (включая молитвы, совпадающие с нашими). И члены этой общины называли себя зоками. В этой ситуации человека, естественно, признают евреем. Но мне о существовании такой общины ничего не известно».
Подводя итоги, выскажу не только свое мнение. Основываясь на имеющихся исторических и этнографических источниках, нельзя говорить о еврейском происхождении зоков. Может быть позднее, когда обнаружатся находки вроде недавно обнаруженного еврейского кладбища XI-XIII веков в селе Ехегис к юго-востоку от Еревана.

Возможно, по результатам исследований подобных находок получится с уверенностью доказать историческую связь зоков и евреев.
Картина «Агулис» Гаянэ Хачатрян.

https://www.armmuseum.ru/news-blog/8fk9gkl6em5nkawc998hzfchzz4lml

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button