Мнацаканян, Норайр Амбарцумович
Норайр Амбарцумович Мнацаканян | |
Основная информация | |
---|---|
Дата рождения | 7 января 1923 |
Место рождения | Эривань, Армянская ССР, ЗСФСР, СССР |
Дата смерти | 25 марта 1986 (63 года) |
Место смерти | Ереван, Армянская ССР, СССР |
Страна | Армения |
Профессии | певец |
Певческий голос | баритон |
Награды | Заслуженный артист Армянской ССР (2 декабря 1965) |
Мнацаканян, Норайр Амбарцумович (Амвросьевич) (7 января 1923 — 25 марта 1986) — певец, уникальный исполнитель армянской народной и гусанской музыки, актер театра и кино, заслуженный артист Армянской ССР(1965).
Биография
Родился 7 января 1923 года в семье из старого Еревана. Любовь к народной музыке он унаследовал от родителей. Талантливый с детства, Норайр получил первую награду на Всесоюзном Конкурсе Молодых Исполнителей, который проводился в Москве в 1936 году.
Благодаря его музыкальным способностям и любви к актёрскому мастерству, Мнацаканян начал свою карьеру, как актёр и певец в Ереванском Государственном Театре Музыкальной Комедии имени Акопа Пароняна. Как ни удивительно, Мнацаканян первый на сцене Армении сыграл роль Гикора в одноимённом спектакле по мотивам известного произведения Ованеса Туманяна. Артистизм Мнацаканяна, безудержная любовь к искусству, связали его с такими выдающимися режиссёрами Театра, как Армен Гулакян. В Государственном Ереванском Академическом Театре им. Габриела Сундукяна, Норайр оказался рядом с такими известными артистами армянского театрального искусства, как Ваграм Папазян, Рачия Нерсесян, Авет Аветисян, Амбардзум Амвросий Хачанян, Бабкен Нерсесян, Метаксия Симонян, впоследствии Мгер Фрунзик Мкртчян и Хорен Абрамян.
Актёрская игра наряду с художественным талантом Мнацаканяна, исходила от его любви к мировой литературе. Ваграм Папазян, увидев попытку исполнения Мнацаканяном роли шекспировского Отелло, высоко оценил мастерство исполнения и истолкования роли, предвестил будущее в актёрской деятельности. Позднее, Мнацаканян сыграл одну из главных ролей в фильме «Человек из Олимпа» (Арменфильм, 1974).
Желая получить более практическую профессию, Норайр Мнацаканян окончил филологический факультет Ереванского Государственного Университета, где получил степень магистра гуманитарных наук. По окончанию, Мнацаканян защитил диссертацию на тему «Лирическая поэзия произведений Саят-Новы в армянском литературном обществе».
Продолжая карьеру журналиста и независимого писателя, Норайр, с его неподражаемым характером, составил антологию, куда вошли небольшие новеллы, относящиеся к старому Еревану, в которых описывался образ жизни горожан, их обычаи и традиции. Статьи Мнацаканяна-журналиста и критические заметки на различные темы армянского искусства и культуры часто появлялись на страницах периодических изданий. Одна из наиболее новаторских статей была посвящена известным армянским игрокам на дудуке прошлого и настоящего: Маргарy Маргаряну, Левону Мадояну, Ваче Овсепяну и Дживану Гаспаряну.
В 1985 году, в расцвет творческой деятельности, на Армянском Государственном Телевидении Мнацаканян был ведущим программы, которая была посвящена стилистическим особенностям игры на армянском народном инструменте дудук и наиболее выдающимся игрокам на нём.
Несмотря на его успех в актёрской и литературной деятельности, истинным призванием Норайра Мнацаканяна была музыка. Его искусство исполнения, проникновенно богатый, бархатный голос, в совокупности с его особым подходом к исполнению, сделали Мнацаканяна незаменимым и востребованным среди почитателей народной музыки в Армении и за границей.
Татул Алтунян, внёсший большой вклад в армянскую народную музыку, пригласил Норайра в Государственную Филармоническую Капеллу для исполнения сольных партий. Здесь Мнацаканяну посчастливилось работать с Араксией Гюльзадян и Вардуи Хачатрян. Отдельно от исполнения репертуара с произведениями Саят-Новы, Норайр Мнацаканян в этот период исполнял традиционные песни Шерама, Ашота, Дживани, Аваси, а также известные компиляции городского песенного фольклора.
Однако, Саят-Нова занимал особое место в репертуаре певца, и неслучайно то, что исключительное право своих достижений Норайр Мнацаканян заслужил благодаря исполнению работ Саят-Новы, которые певец с любовью наполнил небывалым лиризмом и душевностью. Благодаря новому подходу Мнацаканяна в исполнении песен, под композиторским началом Арама Мерангуляна, стали видны этические, а также метафизические особенности работ Саят-Новы. Певец скорбел и радовался вместе с поэтом, чувствуя каждый трепет его сердца. Стоит отметить неподражаемый голос Мнацаканяна в песнях Саят-Новы, который незабываемо льется в одноимённом фильме (1960).
Выступления Мнацаканяна стали более известны публике после того, как великий Арам Мерангулян пригласил вокалиста для исполнения сольных партий в Ансамбль Народных Инструментов на Армянское Государственное Радио и Телевидение.
Песни в исполнении Норайра Мнацаканяна можно встретить в различных армянских и советских кинокартинах таких как «Цвет Граната» Сергея Параджанова (1969), посвящённому жизни Саят-Новы.
Уникальное видение и исполнение традиционного «Дле Яман» проявилось в музыкальном сопровождении фильма Андрю Голдберга «Армянские Американцы» (2000).
Снят ряд документальных фильмов с использованием выступлений Мнацаканяна о жизни и деятельности певца.
В течение своего жизненного пути, исполнитель записал более двух сотен народных и гусанских песен, все из которых бережно хранятся как реликвии в Музее Государственного Радио и Телевидения Армении. Выступления Норайра Мнацаканяна проложили путь к успеху многих исполнителей народного вокального жанра.
Норайр Мнацаканян гастролировал по многим из братских республик Советского Союза и по многим зарубежным странам. Во время своих гастролей по Ближнему Востоку, Норайр Мнацаканян получил почетный орден от Короля Иордании — Хусейна ибн Талала после того, как Король Хусейн и Королева Нурпосетили его концерт в Аммане. По возвращению с гастролей удостоился именной благодарности и почетной грамоты лично от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой «за достойную пропаганду музыкального исполнительского искусства Советской Армении за рубежом». Исполнение песен Саят-Новы также принесло Норайру Мнацаканяну высшую награду на Фестивале Народной Музыки в Лионе, во Франции (1981). После этого, Мнацаканян выступал в Консерватории Люксембурга (Conservatoire de Luxembourg Hall) по многочисленным просьбам представителей армянских общин, проживавших в Бельгии и Нидерландах.
На ежегодной церемонии вручения наград Armenian Music Awards, проходившей в Лос-Анджелесе в 1999, Норайр Мнацаканян уже посмертно получил почетную премию за весомый вклад и пожизненные достижения в области армянской народной музыки. Его альбом народной и гусанской музыки Husher (Воспоминания) (Parseghian Records, 1999) был признан лучшим альбомом года.