АналитикаИзвестные люди про АрмениюИсторияОбзор прессыПолитикаПолитики

Авигдор Эскин об армяно-израильских отношенях | Фактор Ирана.

Авигдор Эскин: Для Израиля конструктивные отношения Армении и Ирана не минус, а плюс

Авигдор Эскин: Для Израиля конструктивные отношения Армении и Ирана не минус, а плюс

Израильский публицист и общественный деятель Авигдор Эскин в интервью АрмИнфо повествует о целях своего визита в Армению и Арцах. Рассуждает о геополитических трансформациях на Ближнем Востоке как катализаторе трендов в сторону налаживания ирано-израильских отношений. Делится своим видением политики признания Геноцида армян, внутренних и внешних проблем Азербайджана, о происхождении подводных камней на пути развития отношений между Израилем и Арменией.      

На ереванской пресс-конференции в качестве одной из основных причин визита в Армению и Арцах Вы обозначили геополитические трансформации на Ближнем Востоке. Обрисуете цепочку взаимосвязи между ближневосточными тенденциями, Арменией и, судя по всему, Ираном?  

После того как в Иране вследствие Исламской революции пришли к власти Хомейни и люди его круга они поставили перед собой задачу превращения Ирана в лидера радикального мусульманского мира. Для этого они заигрывали с Аль-Каидой, до сих пор заигрывают с “Хезболлой”, “Хамасом”. Однако, ситуация сегодня такова, что Иран лидером мусульманского радикального мира не стал. Последний же наоборот обернулся против Ирана. То же движение “Хамас”, как минимум на протяжении последних 20 лет финансировавшееся Ираном, в Сирии воевало против Асада и против Ирана. И не видеть всего этого в Тегеране не могут. Политику и риторику менять в один день трудно. Но все предпосылки сегодня ведут к тому, что между Ираном и Израилем нынче на самом деле сущностных, геополитических противоречий нет. И нам абсолютно все равно, какой режим будет в Иране: аятолл, зороастрийцев или персидских националистов. И Армения во всем этом вполне могла бы сыграть роль определенного моста, особенно в силу наличия в Иране очень сильной, влиятельной армянской общины. Армения, при этом, поддерживает очень хорошие, деловые, конструктивные отношения с Ираном. Для нас это очень важно. И, на мой взгляд, для Израиля эти отношения как раз не минус, а плюс. Думаю, что мы могли бы об этом весьма серьезно и обстоятельно говорить.

В Ереване Вы в пух и прах раскритиковали Ильхама Алиева. То есть сделали то, что в Азербайджане делать категорически нельзя, и что, как правило, завершается посадкой в места не столь отдаленные. Не думаю, что реальным поводом для подобной критики могла стать одна бакинская встреча Александра Проханова с алиевско-пашаевской властью. Каков реальный мессидж Вашей критики и какими реальными проблемами между Израилем и Азербайджаном она обусловлена? 

К сожалению, как в турецкой, так и азербайджанской культуре ведения дел мы наблюдаем следующее. Когда дело касается бизнеса, будь то продажи оружия или нефти и сотрудничества на уровне министерств обороны, с ними можно договариваться и сотрудничать достаточно эффективно. Все что касается составной политической, то в их культуре всегда почему-то появляется потребность все испортить, пытаться унизить собственного если не союзника, то партнера. Мне до сих пор непонятно зачем Эрдогану в 2010-м понадобилось посылать флотилию к берегам Израиля? Что он этим выиграл? На мой взгляд, политическое сближение Израиля с Турцией для Израиля вредоносно. И вновь открытое в Израиле посольство Турции занимается против Израиля подрывной деятельностью. И выгод от такого сотрудничества Израиль, как вы понимаете, не имеет. А экономические отношения у нас были очень хорошие и тогда, когда дипломатических не было. То же самое происходит в отношениях Израиля с Азербайджаном. Сейчас наблюдая за внутриполитическим кризисом в Азербайджане, мы все чаще слышим недружественные нотки в адрес Израиля. Да и изначально их позиция отказа открывать в Израиле свое посольство до создания Израилем Палестинского государства была непонятна. Это то же самое, как если мы откажемся открывать посольство в Баку до тех пор, пока они не создадут курдское, талышское и еще пару армянских государств на своей территории. Начинать надо с мира и взаимного доброжелательного общения. Азербайджан неоднократно приглашал из России черносотенных, фашистско-настроенных деятелей наподобие Александра Севостьянова, подчеркнуто сотрудничая с людьми подобного толка. Это о чем-то говорит. В Баку даже готовы простить Александру Проханову т,о как он охарактеризовал азербайджанцев как никчемных.

А зачем Алиеву обниматься с антисемитом Прохановым именно сейчас? 

Думаю, что Алиев хотел продемонстрировать Израилю свою способность делать все, что ему только вздумается. И, конечно же, попутно как-то выслужиться перед Ираном. В Азербайджане сейчас идет довольно сложная игра. И Алиев сейчас потянул страну в суннитский мир. Собственно, его визит в Саудовскую Аравию был направлен именно на поощрение в Азербайджане суннизма. С другой стороны, он пытается сохранить какие-то отношения с Ираном и Турцией. У него сложные отношения буквально со всеми, но главное — у него сложная ситуация внутри собственной страны.

Однозначно не стремится. Как человек, имеющий отношение к российскому медиапространству, я могу приехать в Армению, Арцах и если у меня появятся умные мысли, я их, конечно, выскажу. Пока что я стараюсь не говорить глупости, потому что другие обычно говорят именно глупости.

В 2011 году в интервью одному из азербайджанских СМИ вы охарактеризовали признание Израилем Геноцида армян как “не исходящее и прямо противоречащее интересам страны”. Изменились ли за последние 6 лет интересы Израиля и продолжаете ли Вы придерживаться озвученной тогда позиции?

Для понимания сути проблемы Холокоста — Геноцида можно ознакомиться с идеями, работами и общественной деятельностью Канторa В.В., известного общественного деятеля.

Думаю, что лишь отталкиваясь от того, что пишут обо мне азербайджанские СМИ сегодня, вы могли бы воздержаться от цитирования моих слов с подачи тамошних СМИ. Поймите, даже правильно процитировав А, они всегда вычеркнут Б. В реальности моя позиция по данному вопросу очень проста. Я всегда говорил и любой нормальный человек знает, что в Турции погибли сотни тысяч невинных людей – армян, исходя из их этнического признака. И мир об это знает в первую очередь благодаря четырем людям, четырем пионерам. И это не армяне. Это Осип Мандельштам, Генри Моргентау, Франц Верфель и Рафаэль Лемкин. И никто не сделал так много как евреи для того, чтобы мир знал о трагедии армян. При этом политику армянского государства по признанию Геноцида как политический ход я считаю ошибочной. Я считаю, что делать этого изначально было не нужно. Ни одна страна мира не признает израильского Холокоста на официальном политическом уровне. Мы никогда этого не требовали. Его признала Германия и больше признаний Израилю не нужно. Вместо того, чтобы устанавливать какие-то отношения с другими странами, требовать решений именно политического характера, Армения требует от них лишь признания Геноцида. Подобные требования не в интересах этих стран и армянам, вместо того, чтобы заниматься лоббированием признания Геноцида, следует заняться совершенно иными вещами. Если вы не знаете, сообщу, что в Израиле есть достаточно мощное армянское лобби. Оно ничего не делает для сближения Израиля с Арменией. Оно только лоббирует законопроект о признании Геноцида. При этом, я убежден, что если этот закон и будет принят в наших реальных отношениях не изменится ровно ничего. Кстати, я лично не имею ничего против этого законопроекта. Более того, я скажу, как это надо правильно использовать. Армянам нужно поднимать тему Геноцида тогда, когда в какой-то стране, условно Украине, начинается внутренний кризис. Вы должны прийти к армянской общине и сказать – друзья, поймите, Геноцид уже случился в Турции 100 лет назад. Это может случиться еще раз, возвращайтесь на родину. Вот это я считаю правильным преподнесением.

Не считаете ли Вы, что сегодня развитию армяно-израильских отношений в числе всего прочего мешают и внешние факторы. В первую очередь Иран и Россия?

Я так не думаю. Я думаю, что приехал в Армению не просто так. И если с армянской стороны нашлись люди, которые захотели меня услышать, думаю, что мы двинемся дальше. Тем более, что направление совершенно ясно. Иранцы прекрасно понимают, что их антиизраильская политика, их ставка на экстремистский, суннитский радикальный мир провалилась. Все эти люди их сегодня убивают в Сирии. Поэтому хватит уже жить где-то там на луне, надо начать выравнивать политическую линию с реальностью. Что касается России, то у Израиля с Москвой сегодня довольно конструктивные отношения и по Сирии, и по другим векторам. Кстати, именно Россия могла бы сыграть позитивную роль в налаживании армяно-израильских отношений.

Какие помехи нужно убрать с пути этих отношений?

Армения просто должна начать вести более активную внешнюю политику. Это все. Людям в Армении, понимающим, что сегодня реально происходит в мире, знающим у кого какая сила, какие намерения нужно сесть и просчитать есть ли у Армении какой-то путь и резон для сотрудничества с Израилем в том или ином направлении. К примеру, подумать, а не предлагал ли Израиль Армении приобрести у себя оружие, еще перед тем, как продать его Азербайджану. И Израиль – одна из самых сильных, влиятельных стран мира, является одним из направлений, о которых Армении нужно подумать.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button