Аналитикаоб АрменииОбзор прессыПолитикаПолитики

Oфициальная Москва предпочитает не вмешиваться в дела Армении — Лепехин.

В Москве есть как сторонники Пашиняна, так Царукяна и Кочаряна, но официальная Москва предпочитает не вмешиваться в дела независимой Армении — никто из высоких официальных лиц не делает заявлений в пользу тех или иных политиков РА, когда между ними возникают трения. Об этом в интервью VERELQ отметил директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— Господин Лепехин, как видится внутриполитическая ситуация в Армении из Москвы и как эти процессы могут отразиться на внешней политике Армении?

— Москва, как известно, большая и разная. И различные политические силы оценивают ситуацию в Армении тоже по-разному. В Москве есть и сторонники Пашиняна, и сторонники Царукяна, и сторонники Кочаряна. Официальная Москва предпочитает не вмешиваться в дела независимой Армении, и, как вы заметили, никто из высоких официальных лиц не делает заявлений в пользу тех или иных политиков РА, когда между ними возникают трения.

Традиционно Россия и в Республике Армения, и в других странах мира предпочитает поддерживать законную власть, тем более, если ее поддерживает население данной страны. В этом смысле российские структуры делают все для того, чтобы содействовать процветанию современной Армении и лично ее премьер-министра и других руководителей республики. Это константа. А вот то, что различные политические деятели в обеих странах всегда интригуют и играют на выдуманных противоречиях — это тоже данность, которой не следует придавать особого значения.

— Ходят слухи, что политическая деятельность экс-главы СНБ Армении Артура Ванецяна активно поддерживается из Москвы, а «Единая Россия» на днях открыто осудила процессы вокруг Гагика Царукяна. О дружбе Роберта Кочаряна и Владимира Путина напоминать смысла нет…

— Есть такая русская поговорка — не путать Божий дар с яичницей. То есть не нужно путать политику и личные отношения. То, что кто-то в Москве поддерживает Ванецяна, не означает, что его поддерживает официальная Россия, а уважительное отношение Путина к Кочаряну никак не мешает и не должно мешать позитивным официальным отношениям России и Армении.

Одним членам «Единой России» нравится Царукян, другим, напротив, не нравится — это не имеет никакого отношения к союзническим отношениям двух стран. В Армении, к примеру, кое-кому не нравится, что у нас задержали оппозиционного политика Николая Платошкина, но мы же не пишем, что из-за этого наступил кризис в армяно-российских отношениях.

— Ситуация в Армении более, чем неоднозначная и напряженная: смена судей КС, а ранее Никол Пашинян за день сменил практически всех глав силовых структур, он чего-то боится?

— Смена глав силовых ведомств, конституционная реформа и другие решения премьер-министра — внутреннее дело самой Армении. Если народ Армении поддерживает эти решения, их будет поддерживать и Россия.

А то, что внутри Армении идет политическая борьба — это нормально. И если у премьер-министра имеются полномочия решать кадровые вопросы, и он их решает, то это правильный премьер-министр, даже если кому-то кажется, что он поступил несправедливо.

— Многие аналитики указывают на кризис в армяно-российских отношениях. Подтверждением «похолодания» указывается тот факт, что Армения отказалась от российского 3% кредита на модернизацию АЭС, а Никол Пашинян не поехал в Москву на Парад. Что происходит во взаимоотношениях Москвы и Еревана?

— Я не знаю, почему Пашинян не поехал на Парад в Москву. Этот вопрос нужно задать ему лично. Возможно, такова обстановка сегодня в самой Армении — и премьер-министр не может позволить себе зарубежные визиты даже по столь важным поводам. Что же касается ситуации с кредитом, то это вообще надуманная проблема. Кое-кто в решении правительства Армении отказаться от части российского кредита по финансированию работ на Мецаморской АЭС видит какую-то политику. На самом деле, если политика в этом решении и есть, то политика экономическая, и я считаю, что она весьма разумна. Думаю, что трактовка названных причин Николом Пашиняном абсолютно адекватна.

Премьер-министр РА объяснил отказ от завершающей части российского кредита необходимостью укрепления контроля за расходованием средств. Действительно, если имеется возможность что-то сделать своими средствами, зачем брать кредит, даже если он предоставляется на льготных условиях. Любой кредит развращает и поощряет дебитора к расточительному расходованию заемных средств. Везде и всегда кредиты служат задачам их распила чиновниками, а возвращает кредит впоследствии государство за счет налогоплательщиков. Пашинян, к счастью, это понимает и старается не брать кредитов. И это очень правильная политика. Так что нет никакого кризиса в армяно-российских отношениях.

— Одним из самых уязвимых вопросов во взаимоотношениях двух стран является газовый вопрос. Многие считают, что Россия должна была проводить благоприятную ценовую политику для Армении, поскольку наша страна является не только стратегическим партнером, но и членом ЕАЭС.

— Я уже давал интервью армянским СМИ пару месяцев назад по газовому вопросу, и я предложил тогда армянскому руководству быть жестче по отношению к «Газпрому», который часть своих убытков решил переложить на население (как российское, так и армянское) посредством повышения продажной цены на газ для конечного потребителя. «Газпром» — монополист, по отношению к которому должна проводиться согласованная и жесткая политика главами всех государств ЕАЭС. Разумеется, эта политика должна быть направлена на то, чтобы стоимость газа для этих стран была значительно ниже, чем для партнеров из дальнего зарубежья.

Лия Ходжоян

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button