АналитикаВоенные действияОбзор прессы

Война от имени Алиева: нам надо поспешить с Нахиджеваном.

29 июня министр иностранных дел Армении поговорил через видеосвязь с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и обсудил вопросы, связанные с мирным процессом Арцахского урегулирования. Они договорились провести сегодня, 30 июня, видеоконференцию министров иностранных дел Армении и Азербайджана с участием сопредседателей МГ ОБСЕ.

Предыдущая встреча в подобном формате состоялась 21 апреля и ознаменовалась громкими заявлениями министра ИД России Сергея Лаврова о том, что, якобы, обсуждается поэтапный вариант урегулирования, а в армяно-российских отношениях есть проблемы. Заявления имели специфический эффект в Армении и Азербайджане. В Армении Лавров запустил период бурных политических событий, когда окопавшиеся в оппозиции силы стали наращивать противостояние с властью, вплоть до требований отставки правительства устами Гагика Царукяна, за чем последовали известные события.

Казалось бы, заявления Лаврова о поэтапном варианте должны были вызвать воодушевление в Армении, но и там реакция была обратной, и непосредственное окружение президента Азербайджана обрушилось с критикой на министра ИД Мамедьярова, заявив, что он не в состоянии проводить внешнюю политику Алиева. Азербайджанцы указывают на то, что сопредседтели Минской группы, фактически, не осудили жесткие заявления Армении, которые прозвучали в ответ на откровения Лаврова, о том, что территории – это компонент безопасности, а безопасность не подвержен уступкам.

Параллельно в Баку прозвучали призывы, пока армяно-российские отношения обострены, решить Арцахский конфликт силовым путем. За этим последовало заявление Лаврова о том,  что в военно-технической и официальной сфере армяно-российские отношения безупречны. Иначе говоря, Лавров анонсировал, что в сфере безопасности между Ереваном и Москвой помех нет.

Все более чем ясно – помехи породили проблемы не столько для Еревана, сколько для Москвы. Встал вопрос в российском присутствии на Кавказе, возможно, это начало конца такого присутствия. Намек ясен – начать войну с Арменией означает начать войну с Россией.

Азербайджан на такое не решится, но есть одно обтоятельство. Спонсором войны Азербайджана может быть не только Россия, но и Турция, причем, Россия по ряду обстоятельств не в состоянии прикрыть войну.

Остается Турция. Алиев не решится воевать, потому что прекрасно понимает, что война не будет для него победной, а за поражение отвечать придется ему. Вопрос в том, может ли Турция заставить Алиева сделать это, чтобы нанести удар по России. Алиев ощущает давление, потому и напоминает, что его отец поднял в Нахиджеване флаг Азербайджана. Анкара забирает Нахиджеван, шаг за шагом, и как только она укрепится и создаст плацдарм, может начать региональную войну, без Алиева или от его имени.

Озвучивание армянских прав на Нахиджеван становится все более акктуальным и важным в контексте сдерживания Турции. Речь не о том, что Эрдогана может остановить озвучивание прав армян, а в том, что Ереван должен разместить это право в логике региональной безопасности, в контексте пересмотра русско-турецких договоров и трансформации среды безопасности, постепенно включая этот вопрос в рамки обсуждений с Минской группой.

Кстати, интересно, что 30 июня Николу Пашиняну направил письмо поддержки президент Франции Эммануэль Макрон, который сейчас пытается жестко ставить вопрос Турции в Евросоюзе.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button