АналитикаАрцахВоенные действияОбзор прессыПо страницам истории

Заявление из Арцаха: вот чего боятся в Азербайджане – распада!!!

Заявление из Арцаха: вот чего боятся в Азербайджане – распада!!! МИД Арцаха распространил заявление в связи с событиями 1992 года, в частности, окккупацией части Мартакертского района в результате азербайджанской агрессии. В заявлении отмечается, что спустя год армянским войскам удалось освободить Мартакерт. В то же время, МИД Арцаха констатирует, что под азербайджанской оккупацией все еще находятся части Мартакертского и Мартунинского районов и весь Шаумянский район. Официальный Степанакерт констатирует, что Республика Арцах будет последовательно добиваться возвращения оккупированных территорий.

ОККУПИРОВАТЬ ШАУМЯН АЗЕРБАЙДЖАНУ ПОМОГЛИ СОВЕТСКИЕ ВОЙСКА

13 июня исполнилось ровно 22 года со дня оккупации Азербайджаном древнего армянского края – Шаумяна – неразрывной части Арцаха.. Исторически Шаумянский район являлся одним из пяти крупных армянских княжеств Арцаха, известного в архивных и иных документах как Гюлистан. На территории исторического Гюлистана в 1813г. был подписан известный Гюлистанский договор между Российской империей и Шахской Персией, по которому Арцах и часть других районов Закавказья были включены в состав Российской империи. Развал империи и установление власти большевиков привели к оккупации Закавказья, к созданию на турко-германских штыках вымышленного буферного квазигосударства «Азербайджан», которому 5 июля 1921г. решением пленума Кавбюро ЦК РКП/б, несмотря на протесты армянского населения, составлявшего в то время 95% жителей края, был передан Арцах, а вместе с ним, понятно, и Гюлистан. При создании в июле 1923г. Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) Гюлистан и ряд других районов Арцаха – Ханларский, Дашкесанский, Шамхорский — с далеко идущими целями были включены не в состав автономии, а в состав АзССР. Все годы существования АзССР в отношении этих районов — многократными перекройками границ районов, блокированием армянских сел, искусственным торможением их экономического развития и т.д. — проводилась политика по выдавливанию армянского населения

С началом в 1988г. Карабахского движения все армянские районы Арцаха стали подвергаться массированным атакам азербайджанского ОМОНа, государственных и партийных органов. Первые открытые вооруженные столкновения между жителями Арцаха и Азербайджана произошли именно в северной части Нагорного Карабаха. 13 января 1990г., когда вооруженные отряды Народного фронта Азербайджана и азербайджанской милиции попытались занять села Камо, Азад, Геташен и Мартунашен Ханларского района и села Эркеч, Манашид, Бузлух Шаумянского района. 15 января 1990г. указом Президиума Верховного Совета СССР в НКАО и прилегающих районах, в т.ч. Шаумянском, вводится чрезвычайное положение. В январе-марте 1990г. при помощи внутренних врйск МВД СССР было депортировано армянское население сел Азад и Камо Ханларского района. В апреле 1991г. силами ОМОН АзССР, МВД СССР и подразделений советской армии началась операция “Кольцо” по депортации армянских сео НКАО и прилегающих районов. В апреле-июле было депортировано 24 села в Ханларском, Шаумянском, Гадрутском и Шушинском районах. 4 июля 1991г. указом президента СССР М.Горбачева в Шаумянском районе было отменено чрезвычайное положение. После вывода подразделений ВВ МВД СССР ОМОН Азербайджана атаковал села Эркеч, Манашид и Бузлух, но был отброшен отрядами местной самообороны. В течение июля-августа 1991г. МВД АзССР вместе с подразделениями 23-й дивизии 4-й советской армии (дислоцировалась в Гяндже) вели боевые действия в районе с целью изгнания армянского населения с применением боевой техники, в т.ч. боевых самолетов. В июле были депортированы жители сел Эркеч, Манашид, Бузлух, население которых ушло вглубь района. Отряды самообороны оказывали вооруженное сопротивление.

2 сентября (после объявления ВС АзССР 30 августа независимости Азербайджана) совместная сессия Облсовета НКАО и райсовета Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику и постановила провести 10 декабря 1991г. референдум по вопросу независимости НКР в соответствии со статьей 3 Закона СССР от 3.04.1990г. “О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В сентябре 1991г. Шаумянский район первым из районов НКР стал ареной открытых боевых действий между отрядами самообороны НКР и силами МВД и национальной армии Азербайджана. Азербайджанцы применяли тяжелую артиллерию, танки и бронетезнику, уже тогда переданную им командованием 23-й дивизии 4-й армии. Но силам самообороны Шаумяна удалось штурмом вернуть контроль над приграничными селами Эркеч, Бузлух и Манашид.

В сентябре-декабре 1991г. продолжались позиционные бои. 10 декабря в НКР, в т.ч. в Шаумянском районе состоялся референдум, в ходе которого подавляющее большинство жителей поддержали независимость НКР. 30 декабря в районе и по всей НКР прошли выборы депутатов ВС НКР. А 13 января 1992г. впервые на территории бывшего СССР против мирного населения было применено оружие массового поражения – Азербайджан подверг райцентр Шаумян обстрелу из реактивной системы залпового огня БМ-21 “Град”. В мае-июне 1992г. Азербайджану были переданы техника и вооружение частей и подразделений бывшей 4-й армии Закавказского военного округа — 4 дивизии, треть кораблей и все базы Каспийской флотилии, вертолетная эскадрилья, более 100 боевых самолетов и т.д., не считая захваченного. Используя это вооружение и значительное число наемников-военспецов в июне 1992г. Азербайджан начал широкомасштабное наступление на НКР. Оно началось с Шаумянского района, как крайне важного в стратегическом отношении и наиболее близко расположенного к крупнейшим в Азербайджане военным базам бывшего СССР в г.Кировабаде (Гяндже). 15 июня 1992г. весь Шаумянский район был захвачен Азербайджаном. Летом 1992г. азербайджанцы также захватили большую часть Мартакертского, части Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР. За несколько дней насильственным образом из Шаумяна было депортировано 17 тысяч армян, более 1000 были убиты или пропали без вести.

Из воспоминаний БАБАЯН Эльмиры Георгиевны:

Мы бежали из Шаумяна 13 июня 1992г. Накануне над городом появились самолеты. Это было странно, потому что к нам никогда самолеты не залетали, только вертолеты – “Кобра”, и ГРАДом стреляли, Алазанью. Поняли, что происходит, когда с самолетов начали сыпаться бомбы. От взрывов меня отбросило от окна в другую комнату. Как меня перенесли в блиндаж, я не помню. Там уже было 8 семей. Днем и ночью мы из блиндажей не вылезали. Я дочку родила в блиндаже. Что происходило снаружи, мы понятия не имели. Когда в этот день за нами пришли мой муж и сын, узнали, что все село уже сбежало, кроме тех, кто сидел в блиндажах, не зная, что творится. Мы побежали к мосту через реку перед поселком. В селе все горит, скотина погибшая валяется тут и там. Что-то страшное творилось. К мосту подбежали, а там танк стоит азербайджанский. Но на танке сидел русский солдат. Мы замерли, думая, что сейчас попадем в плен, но он отвернулся, будто не видит нас, а головой мотнул в сторону рынка, у которого речку можно перейти вброд. Кстати, многим русские солдаты так помогали, показывали, куда идти, где нет азербайджанцев. Мы реку перешли, попали в лес и пошли в село Гюлистан, его еще контролировали наши. В лесу встретили очень много семей. Через некоторое время стали бомбить лес. Я там сына потеряла, думала погиб. Потом нам сообщили, что сын жив, и мы смогли его забрать. У мальчика была сильная контузия, он ни на что не реагировал, нас не узнавал.

По пути к Гюлистану подошли к большому полю, которое надо было перебежать, чтобы войти в другую часть леса и дойти до села. Над полем кружила “Кобра” и обстреливала. На перебежку — 2-3 минуты. Мужу трижды пришлось бегать через поле, чтобы нас всех — двух дочерей, сына и меня перевести. Дошли до Гюлистана. Там ребята по рации узнали, что наше село азербайджанцы уже полностью взяли и утром собираются напасть на Гюлистан. Шаген Мегрян принял решение уводить людей в сторону Карабаха по охотничьим тропам. Но он попросил у НКР и Армении послать военные силы, чтобы освободить, и вертолеты для раненых, детей. Все три дня, что мы добирались до Карабаха, к Атерку, шел страшный ливень. Те, кто не мог идти, остались в Гюлистане, в надежде, что вывезут вертолетами. Но получилось так, что вертолеты сесть не могли из-за обстрелов. Только одному удалось. А мы пошли пешком по охотничьим тропам под проливным дождем. По дороге женщины рожали. Некоторые умирали вместе с новорожденными. Наш сосед оставил мать на дороге: она отказалась идти дальше, а у него были маленькие дети. Вернуться за ней потом он уже не смог. Многие так и остались на дороге. При переходе через небольшую, но очень бурную реку одного малыша унесло течением. Его отец дочку довел до берега, оставил с матерью, а сам прыгнул в реку в надежде спасти сына, но течением унесло и его.

Вместе с нами была бригада врачей из Еревана, из Республиканской больницы. Трое из них раньше дошли до Атерка и попросили послать машины за нами. До Атерка оставалось еще 6-7 км, когда они подошли, повезли женщин и детей в село, распределили по семьям. Через день, когда поняли, что в Шаумян войти невозможно, практически начинается война, детей и женщин увезли и из Атерка.

Отметим, что все прошедшие со дня оккупации годы власти Азербайджана проводят политику заселения Шаумянского района азербайджанскими переселенцами, уничтожают армянские церкви, кладбища и иные памятники. И все это время земляческий союз Шаумян-Геташен требует включения проблемы Северного Арцаха в повестку переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ. Хотя на территории Арцаха есть район Новый Шаумян, где проживают и беженцы, шаумянцы и геташенцы хотят вернуться в свои дома и на исторические земли. Союз требует, что Минская группа направила наблюдателей на оккупированные армянские районы и пресекла варварские действия азербайджанцев. В 2004г. Союз обратился в Европейский суд по правам человека. В 2005-ом им сообщили, что дело принято в производство, но иск до сих пор не рассмотрен.

В союзе уверены, что происходит это по политическим мотивам. Более того, после представления иска Европейский суд «попросил» азербайджанскую сторону также представить иски. В результате 7 азербайджанских семей из Лачина выдвинули обвинения в адрес Армении.

В необходимости внесения вопроса об оккупации Азербайджаном Шаумяновского района НКР в повестку переговоров по карабахскому урегулированию убежден и руководитель общественной организации «Академия политических исследований», член-корреспондент Национальной Академии наук Армении Александр Манасян. Для этого, считает он, есть все основания: “В первую очередь, это тот факт, что еще в советские времена Шаумяновский район и НКАО воссоединились. Этот факт позволяет нам поднимать Шаумяновский вопрос не только на исторической или культурной, но и юридической плоскости». По словам А.Манасяна, если даже соответствующие госструктуры Армении по некоторым причинам воздерживаются от упоминания этого и других фактов, то политологи, социологи, ученые, юристы должны постоянно озвучивать их с разных площадок: «Здесь необходимы профессионализм, упорство, чтобы мы вспоминали о Шаумяне не только в связи с годовщинами, а регулярно, в контексте разработанной единой политики». При этом он подчеркнул, что вопрос не в том, чтобы представить Шаумяновский район как потерю, а заявить о правах на эти территории: «Не менее важная задача — представить Шаумяновский район в качестве оккупированной территории. Причем оккупация Шаумяна тогда было осуществлена со стороны советской армии, а не азербайджанских войск. Азербайджану в одиночку не удалось бы осуществить это».

Гаянэ МОВСЕСЯН

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button