

Беспрецедентная ситуация является испытанием для каждого из нас и для организции в целом, заявил на заседании Постоянного совета ОДКБ 14 июля представитель Армении Виктор Биягов. Он осудил провокации Азербайджана и призвал ОДКБ обратить внимание на поведение Турции.
Поведение Турции в связи с ситуацией на границе Тавуша действительно беспрецедентное. Анкара оперативно выступила с заявлением в поддержку Баку, намекнув, что будет с Азербайджаном при любом решении.
В чем причина такой оперативности? Знала ли Турция о провокации или принимала непосредственное участие в ее планировании, либо все же решение принимали в Баку?
Или Анкара восприняла то, что произошло в Товузе, как удар в своем направлении, оценив военно-политический и стратегический подтекст произошедшего? Говорит ли эта оперативность о том, что жесткий удар армянских сил Анкара рассматривает как удар со стороны России, с которой Турция с февраля этого года пребывает в серьезной конфронтации сразу в нескольких точках?
Примечательно, что 13 июля состоялась телефонная беседа президентов России и Турции, в ходе которой обсуждались сирийские и ливийские вопросы. Об обсуждении ситуации на армяно-азербайджанской границе не сообщается. Могли ли Путин и Эрдоган обойти эту тему, или Путин отказался ее обсуждать? Параллельно было распространено сообщение МИД России об интенсивных консультациях министра Лаврова с коллегами из Армении и Азербайджана, в котором содержится жесткий намек в адрес Турции.
Лавров заявил, что члены Минской группы ОБСЕ должны воздержаться от призывов, которые могут привести к обострению ситуации. Только Турция из 11 членов Минской группы выступила с открытой поддержкой Азербайджана. Заявление Лаврова говорит о том, что Москва не склонна обсуждать с Турцией армяно-азербайджанские вопросы и связывать их с ливийской и сирийской ситуациями.
Не исключено, что именно этим было обусловлено нагнетание напряженности 14 июля: после отказа Москвы Анкара решила повысить градус провокации Баку. Россия тут несколько скована, поскольку, в отличие от Турции, не может выступить с заявлениями против Баку, иначе она останется за бортом борьбы за власть в Азербайджане.
Более того, не исключается, что Россия, в конце прошлого года сделав ставку на Мехрибан Алиеву, предлагает Анкаре связать с Ливией и Сирией вопрос не армяно-азербайджанского конфликта, а проблему власти в Баку. А это предложение отвергает, наверное, Анкара, потому и подталкивет Алиева к эскалации, чтобы поставить Россию перед фактом. Примечательно, что эскалации предшествовала атака на позиции главы МИД Азербайджагна Мамедьярова, которые по большому счету являются российскими позициями.