Древний Агулис был родиной предков знаменитой художницы из Тбилиси Гаянэ Хачатурян. Азербайджанский писатель Акрам Айлисли, прославившийся своим романом-реквиемом «Каменные сны», родился в этом селе (азерб –Айлисли) в 1937 году. Известен он был не только тем, что призвал своих земляков покаяться за зверства Сумгаита и Баку, но и тем, что переводил многих писателей с мировым именем, в том числе и Габриэля Гарсия Маркеса. Тяга к метафизике колумбийского писателя, возможно, связана и с тем, что в призраки, своего рода азербайджанские Макондо, превращаются те «топосы», что существовали здесь веками.
Примечательно, что город, который азербайджанцы называют колыбелью своей культуры – Шушу (арм. – Шуши) (на начало 20-го века предки азербайджанцев составляли около половины населения, где жило несколько знаковых поэтов и музыкантов, и родилось два азербайджанских первых секретаря – для них, безусловно, важна – прим. Амирам Григоров) они во время антиармянских погромов в марте 1920 года привели в средневековые руины, бросая в колодцы трупы, лишая себя чистой воды. Чума в городе Шуше стала темой стихотворения Осипа Мандельштама.
Давайте посмотрим на судьбу вчерашних армянских сел.
Джульфа – при армянах: кладбище средневековых хачкаров, Нахичеванский Матенадаран (библиотека-архивы рукописей), храмы. Во времена шаха Аббаса I Великого (16 век) превращен в выжженную землю. Население насильственно переселено в иранский Исфахан. После выселения армян, Джульфа деградировала. После разрушения кладбища хачкаров Джульфа (Джуга) людьми в военной форме с помощью тяжёлой строительной техники (обломки памятников погружены в грузовики и сброшены в реку Аракс) это место превращено в стрельбище.
В некогда армянском, красивом селе Човдар теперь крайняя нищета, зато это один из прибыльных золотых рудников Азербайджана.
Армянское село Бананц с богатыми архитектурными и ковровыми традициями заселили азербайджанцы, с тех пор оно ничем иным не примечательно.
Армянские села Шаумяновского и Ханларского района, откуда были изгнаны армяне во время операции «Кольцо» и ранее, тоже превращены в депрессивную зону.
В то же время столица Нагорно-Карабахской республики (Арцах) Степанакерт при армянах стала красивым европейским городом с культурными центрами, откуда выходят звезды певческого искусства, с кафе, фонтанами. Сюда с концертами приезжают оперные дивы первой величины – Монтсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, молодые литераторы из клуба «Образ» получают благословение Международного Фонда имени А.С. Пушкина (Брюссель, Бельгия). 14 апреля 2018 года в Университете Месроп Маштоц (г.Степанакерт, РА) состоятся Ежегодные Международные философские чтения студентов и молодых ученых, посвященные памяти Павла Флоренского.
Будет несправедливо промолчать о трагической судьбе азербайджанского города Агдам. Сегодня там можно увидеть редкие дома в окружении руин.
Разрушенный азербайджанским градом Степанакерт, обстрелы шли в том числе и по мирному населению, был отстроен в том числе и из разрушенных агдамских домов.
Мало кто знает, что убивать армян в эти годы стали активно не в Сумгаите, не в Баку, а в Аскеране, в нескольких десятках километрах от Агдама.
Тем не менее армяне не уничтожали здесь ни кладбища, ни религиозные святыни. Знаменитая агдамская мечеть и сегодня является символом призрачного города. Томас де Ваал в книге «Черный сад», в общем-то взявший сбалансированную интонацию, называет Агдам «Кавказской Хиросимой». Как можно назвать уничтоженный в пыль Агулис? И почему до сих пор стоят в Баку шедевры архитектуры, построенные армянскими архитекторами, в том числе и Никогойсом Баевым? Мы уже не спрашиваем о том, зачем уничтожать «сельджукские» и «албанские» храмы, если нет места армянским?
Да, судьба Агулиса была предрешена давно. Но зачем так долго тянули с его смертью, ведь можно было начать в том же 1998 году, когда начали истреблять хачкары Джульфы?