АналитикаАрцахПо страницам истории

Армяно-азербайджанский конфликт на первом Съезде народных депутатов СССР | 1989

Карабах в 1988: начало современного этапа национально-освободительной борьбы

Перестройка1, декларированная Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым в 1987 году и положившая начало либерализации политической системы в СССР, была воспринята народом Нагорного Карабаха как возможность исправления ошибок прошлого. Начался современный этап национально-освободительной борьбы арцахцев, проходивший на фоне новых процессов, не свойственных прежней системе: возникли народные движения, власть от партийных органов перешла к Советам депутатов, усилилась роль союзных республик.

В течение 1987 г. почти на всех предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах НКАО состоялись собрания коллективов, принявшие решения о необходимости воссоединения НКАО с Армянской ССР. Под петицией к властям СССР с аналогичным требованием в том же году было собрано 80 тысяч подписей. Начиная с 13 февраля 1988 года в столице области Степанакерте прошли массовые митинги, собирающие несколько десятков тысяч людей.

20 февраля 1988 г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО ХХ-го созыва приняла решение обратиться к Верховным Советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР «проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».

На демократическое волеизъявление армян Арцаха Азербайджан попытался посредством насилия запугать население НКАО и заставить его отказаться от постановки вопроса о реализации своих прав.

22 февраля 1988 года после митинга в Агдаме толпа азербайджанцев, насчитывающая по различным данным от 2 до 3 тысяч молодых мужчин, двинулась к Аскерану, армянскому поселку на территории НКАО. Толпа крушила все на своем пути и была остановлена лишь на окраине Аскерана, благодаря вмешательству милиции. В результате столкновений было ранено несколько десятков армян, двое азербайджанцев были убиты. Хотя, по свидетельствам самих азербайджанцев, по крайней мере, один из убитых азербайджанцев был застрелен азербайджанским милиционером2, тем не менее, в ходе официального расследования так и не было выявлено, кто стрелял.

27-29 февраля в азербайджанском городе Сумгаите была организована резня армянского населения, которая сопровождалась убийствами, изнасилованиями, погромами, грабежами. Позже волна армянских погромов прокатилась по всей территории Азербайджана.

В марте 1988 года в Нагорном Карабахе на волне народного движения была создана организация «Крунк» («Журавль»), которая координировала освободительное движение армян Арцаха.

13 июня 1988 года Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР категорически отказался удовлетворить просьбу армянского населения Нагорного Карабаха о передаче области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Двумя днями позже Верховный Совет Армянской ССР дал «согласие на вхождение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР». 12 июля 1988 г. восьмая сессия Совета народных депутатов НКАО ХХ-го созыва объявила о «выходе Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР».

В сложившейся ситуации Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 12 января 1989 года временно ввел в НКАО особую форму управления. Согласно указу, полномочия Совета народных депутатов НКАО и его исполнительного комитета приостанавливались впредь до проведения выборов нового состава Совета. Его полномочия в полном объеме передавались новообразованному Комитету особого управления (КОУ) НКАО, который подчинялся непосредственно высшим органам государственной власти и управления СССР. Возглавивший КОУ Аркадий Вольский3 предлагал снять напряженность путем развития экономики Карабаха, установления прочных хозяйственных и культурных связей НКАО с Арменией и предотвращения дискриминации армянского населения4.

КОУ, сменивший законно избранные органы власти в НКАО и получивший неограниченные административные полномочия, в то же время был лишен какой бы то ни было возможности руководить экономической жизнью области. Средства, выделенные Нагорному Карабаху, оставались в распоряжении азербайджанского руководства, которое развернуло масштабное строительство в азербайджанских населенных пунктах, готовя жилье и рабочие места для азербайджанских переселенцев. Безрезультатными были и попытки Комитета особого управления снять или хотя бы ослабить осуществляемую Азербайджаном блокаду Нагорного Карабаха.

В НКАО решение о расформировании областных структур было воспринято негативно, так как этот шаг закрывал возможности полноправного диалога. Выход был найден в создании Национального Совета — по образцу Национального Совета, существовавшего в Карабахе в 1918-1920 гг.

16 августа 1989 г. съезд народных представителей образовал Национальный Совет Нагорного Карабаха. Все пленумы партийных комитетов и сессии Советов депутатов приняли решение признать Национальный Совет НКАО высшим органом власти на территории Арцаха и делегировать ему право по руководству официальными структурами.

Однако с началом процесса суверенизации советских республик робкие попытки центральных властей СССР предложить решение карабахской проблемы, исходя из баланса интересов сторон, сменились однозначной позицией по подавлению волеизъявления народа Арцаха.

28 ноября Постановлением Верховного Совета СССР был упразднен Комитет особого управления НКАО и вместо него создан республиканский оргкомитет, который возглавил 2-й секретарь ЦК Компартии Азербайджана Виктор Поляничко5.

Это решение Верховного Совета СССР вызвало крайне негативную реакцию как в самом Карабахе, так и в Армении. Ответом явились многотысячные митинги в НКАО, на которых принимались резолюции, призывающие к гражданскому неповиновению, бойкоту этого решения, отказу от сотрудничества с союзными властями, принимались обращения к Национальному Совету Нагорного Карабаха и Верховному Совету Армянской ССР с требованием провозгласить воссоединение Армении и НКАО. Отражением этих настроений стало постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», принятое 1 декабря 1989 года в Ереване на совместной сессии  Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха.

15 января 1990 года, в то время как в Баку шла резня армянского населения города, Президиум Верховного Совета СССР объявил в НКАО чрезвычайное положение.

Введение чрезвычайного положения явилось на самом деле поддержкой репрессивных мер властей Азербайджана против армянского населения и было направлено против армянской стороны — как властных структур, так и физических лиц. Деятельность республиканского оргкомитета была направлена на постоянную эскалацию террора и насилия. Начиная с марта по декабрь 1990 года произошло ужесточение режима и расширение карательных акций, которые приобрели особо жестокий характер, сопровождаясь не только избиениями, но и убийствами гражданских лиц. С декабря 1990 по апрель 1991гг. осуществлялся повсеместный террор и выдавливание армянского населения путем создания невыносимых условий для проживания: постоянные избиения, аресты, уничтожение посевов и объектов жизнеобеспечения. С апреля по август 1991г. начинаются боевые действия против армянского населения Нагорного Карабаха и его депортация6.

После провала августовского путча7 в Нагорном Карабахе складывается новая ситуация. Степанакерт срочно покидает республиканский оргкомитет во главе с В.Поляничко8. Военная комендатура города предпочла соблюдать нейтралитет. Была восстановлена деятельность Совета народных депутатов НКАО. Тем самым Азербайджан лишился как органов управления в НКАО, так и механизмов карательных акций. А без поддержки Советской Армии и Внутренних войск МВД СССР Азербайджан вынужден был заморозить действия ОМОН и боевых отрядов Народного фронта Азербайджана, которые закрепились исключительно в пунктах, населенных азербайджанцами9.

30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики как правопреемницы Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 г.

2 сентября 1991 года, основываясь на Законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», совместная сессия депутатов всех уровней НКАО и Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). В Декларации, в частности, отмечалось, что она выражает «волю народа, закрепленную фактически проведенным референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумянского района в 1988–1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству»10.

В ответ Азербайджан 26 ноября 1991 года принимает закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики», в котором создание в 1923 году автономии квалифицируется как «фактор, противоречащий национальным интересам азербайджанского народа». Однако данное решение 28 ноября было признано Комитетом конституционного надзора СССР как нарушающее Конституцию СССР. Нагорный Карабах, согласно Конституции СССР, был отнесен к категории автономий, которые рассматривались конституционным правом СССР как проявление права на самоопределение и за которыми признавалось право самоопределения. Поскольку автономия армян Нагорного Карабаха являлась проявлением права народов на самоопределение, то как ее ликвидация, так и ее преобразования возможны только по волеизъявлению самого народа11.

10 декабря 1991 г. в Нагорно-Карабахской Республике состоялся референдум. В бюллетень для голосования был внесен следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?». Из 132 328 имеющих право голоса приняло участие в голосовании 108 736 человек (82, 2%), “за” проголосовало 108 615 человек (99,89 % от числа голосовавших)12.

6 января 1992 года Верховный Совет НКР13 принял Декларацию о государственной независимости НКР, тем самым законодательно закрепив как результаты референдума, так и те ранее принятые правовые акты, в которых реализовалось право народа Нагорного Карабаха на самостоятельное определение своего политического статуса.

8 января 1992 года сессия Верховного Совета НКР избрала руководителя законодательного органа республики — Артура Мкртчяна. Председателем Совета Министров был утвержден Олег Есаян.

http://www.nkr.am/ru/karabakh-national-liberation-movement

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button