
Мы отвергаем претензии армянского министра иностранных дел
Будущее Армении зависит от вашего умения вовлекать армян диаспоры – Авигдор Эскин
В любом случае эксперты считают, что назначение нового Чрезвычайного и Полномочного посла Израиля в Армении может стать новым стимулом для активизации и развития дипломатических и других связей Еревана и Иерусалима. Новоназначенный посол Элиав Белоцерковский заявил, что не пожалеет усилий для расширения сотрудничества Израиль-Армения и укрепления двусторонних связей. Он уверен, что армяно-израильские отношения имеют огромный потенциал, но пока они реализованы очень мало.
– Это шаг вперед в наших отношениях. Новый посол располагает большим опытом работы на территории бывшего Советского Союза и хорошо понимает происходящее. Для меня он представляется удачным кандидатом на пост посла, и я желаю ему успеха.
– А после революции в Армении, на Ваш взгляд, произошли ли новые развития в двусторонних отношениях?
– В данный момент в Армении происходят много сложных процессов и это причина тому, что все международные дела Армении текут медленнее, чем могли бы в обычной ситуации. Мы ожидали уже летом визита министра иностранных дел Армении в Израиль, однако он затягивается. Также ожидается визит в Иерусалим господина Пашиняна. Но в связи с тем, что в Армении было много внутренних проблем, то внешняя политика несколько заторможена.
– Но вы в общей сложности представляете подходы Пашиняна во внешней политике? Какие есть различия по сравнению с прежними властями?
– Пашинян в своей внешней политике исходит из того, что есть у Армении. А у Армении есть налаженные связи с различными странами, которые Пашинян пытается укрепить. А Израиль является для Армении новым направлением, и оно достаточно перспективное для обеих стран. С израильской стороны есть большое желание и готовность идти навстречу Армении.
– На Ваш взгляд, какие взаимные интересы, выгоды есть у Армении и Израиля?
– Израиль не является активным игроком в вашем регионе, но Армения для нас – это потенциальный партнер и друг не только с точки зрения исторических и общих сентиментов, но и в перспективе развития высоких технологий, сельского хозяйства, и в ряде других сфер. Опыт Израиля очень важен для Армении. Может быть даже самый важный, поскольку Израиль – это та страна, которая собрала диаспору и уже привлекла более половины населения диаспоры, уже более половины еврейского населения в мире живет в Израиле. И это для Армении является очень удачным образцом, потому что Армения в перспективе стремится к тому же – вернуть диаспору в Армению. Кроме того, когда мы говорим об укреплении отношений с Ереваном, мы имеем ввиду не только отношения с самой Арменией, но и мощной, талантливой и успешной армянской диаспорой мира.
– Вот Вы очень важный вопрос затронули. Помните, когда Вы примерно два года тому назад приезжали в Армению и дали интервью одному из армянских телеканалов, Вы сказали, что, если хотите достичь прогресса, то вам нужно изменить отношение к армянской диаспоре. Но, по-моему, нет конкретных изменений в этом направлении. После того, как Пашинян стал премьером он сказал, что наша цель – организация репатриации». Но конкретной политики, программы, кажется нет, или если есть, то она активно не претворяется.
– Я был в Ереване два года назад и именно на этом заострил внимание, что будущее Армении зависит как раз не столько от умения привлекать инвестиции от диаспоры, но и Вашей способности привлекать молодежь диаспоры, чтобы она переехала в Армению, вселилась и строила там свою жизнь. Пашинян выступил с этим тезисом тоже, но мы видим, что на сегодняшний день внутри армянской системы управления существуют большие трудности и есть противодействия со стороны двух президентов и поддерживающих их сил. В стране есть общее противостояние и потому все, что хотел сделать Пашинян находится в замороженном состоянии.
– Вы считаете, что внутриполитические проблемы так серьезно влияют на внешнюю политику Армении?
– Да, в данный момент Армения меньше внимания уделяет внешней политике в связи с тем, что происходит внутри. Нет достаточных ресурсов и времени, чтобы заняться внешней политикой.
– По поводу вопроса диаспоры есть два очень важных обстоятельства. С одной стороны, конечно было бы хорошо если б хотя бы большая часть проживающих за рубежом около 10 млн. армян вернулась бы в Армению. Но, с другой стороны, в политическом, экономическом и другом плане большую пользу дает иметь влиятельную армянскую общину в той или иной влиятельной стране, например, во Франции, США. Как поступить, что правильнее – попытаться сохранить общины в этих странах или работать в направлении их возвращения на родину.
– Исследования показывают, что армянская диаспора очень быстро ассимилируется, есть очень много людей, которые во втором, третьем поколении уже не владеют армянским языком. То есть, когда мы говорим об общей тенденции, а не о конкретном человеке, то тенденция показывает, что диаспора не способствует укреплению родины, а это сила, которая постепенно уходит в ассимиляцию, теряет самобытность. И в этом смысле для Армении важен вопрос, привлечь таланты в диаспоре. Если даже само по себе их присутствие в той же Франции что-то дает, то очень мало. Те же самые люди могли бы в Армении несравненно больше сделать. Если б Армения была в три или десять раз сильнее, то отношения с Францией улучшились за счет мощи и процветания Армении.
– В таком случае как евреи смогли сохранить свою идентичность, тысячелетиями находясь за пределами своей исторической родины? У евреев нет проблемы с ассимиляцией?
– Несомненно, у нас есть та же проблема, я с этого и начал, сказав, что больше половины евреев в мире живет в Израиле. Мы не стремимся нигде оставить диаспору, мы хотим, чтобы все переехали в Израиль и за 70 лет мы сумели добиться своей цели наполовину.
– Примечательно, что до провозглашения государства Израиль в 1948 году всего 600 тысяч евреев проживало на территории подмандатной Палестины.
– Да, да, вы совершенно правы. Нам удалось вернуть на родину половину еврейского населения по всему миру.
– Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в начале года в интервью изданию The Jerusalem Post сказал, что планирует в ближайшее время посетить Израиль, но визит пока затягивается.
– Да, у него просто нет на это времени, я его понимаю.
– А что Вы скажете про вопрос Ирана? Как можно развивать сотрудничество с Израилем, сохраняя армяно-иранские отношения?
– Израиль никогда не требовал от Армении каких-то изменений в отношениях с Ираном. Между Арменией и Ираном нет такого вида сотрудничества, который мог бы угрожать безопасности Израиля. Армения находится в состоянии полублокады, поэтому для нее очень важны определенные торговые, транспортные связи с Ираном. Но это не имеет никакого отношения к конфликту Ирана с Израилем.
– А какая динамика наблюдается в отношениях Израиль-Азербайджан в последнее время?
– То же самое можно говорить и об Азербайджане – отношения между Израилем и Азербайджаном не касаются армянских интересов. Просто Израиль закупает нефть у Азербайджана, что очень важно для Израиля. Это больше касается Ирана и других факторов. Но все это будет обсуждаться при развитии отношения между Израилем и Арменией. Это все те темы, которые будут на повестке дня.
– Тем не менее отношения Израиль-Азербайджан, особенно их сотрудничество в военной сфере влияют на нас и это трудно опровергнуть.
– Рынок оружия сегодня свободный и Азербайджан закупает в Израиле то, что считает нужным. Армения, если захочет, тоже может закупать у Израиля все, что покупает Азербайджан. Более того, Израиль неоднократно предлагал Армении те же виды оружия. Израиль не продавал такого вида оружия Азербайджану, который не готов был продавать Армении.