Самцхе-Джавахетия, помимо множества примеров мирного сосуществования различных этнических и религиозно-конфессиональных составляющих современного грузинского общества, уникален ещё и разнообразием армян, населяющих данный край. Наряду с традиционными приверженцами Армянской Апостольской Церкви, тут живут и представители армянской католической общины, среди которых выделяются армяне-католики, до сих пор в быту употребляющие турецкий язык. Тот самый язык, который служил им разговорным до их переселения в 30-ых годах 19-го столетия из Османской империи в Грузию. При этом они сохранили не только турецкий язык, который передают и нынешним поколениям, но и названия тех турецких деревень, из которых и переехали в Грузию. Вместе с ведущим передачи Олегом Панфиловым, зритель попадет на традиционный грузинский православный праздник «Гиоргоба», который торжественно отмечают в селе Хандо — с привнесением в него чисто армянских особенностей. Завершит передачу беседа с представителем общины православных армян Грузии…
Джавахк: исторический обзор, актуальные проблемы
Джавахк (груз. სამცხე—ჯავახეთი – Самцхе-Джавахети) – исторический армянский регион в южной части Грузии, который остался забытым в нашем нынешнем стремлении помочь нашей родине развиваться и процветать.
Самое раннее упоминание Джавахка можно найти в урартских источниках, в записях армянского короля Аргишти I в 785 г. до н.э., под его прежним названием Забаха.В период античности Джавахк оставался под контролем царств Арташесидов и Аршакидов и был в то время частью провинции Гугарк Великой Армении до 428 года. Гугарк был 13-ой из 15 провинций Великой Армении. После падения царства Аршакидов грузинское государство аннексировало территории Гугарка, включая Джавахк. Несмотря на иностранное владычество, Армянская церковь сохранила своё влияние в Грузии.
На протяжении следующей пары сотен лет Джавахк пал под вторжением арабов, но был в итоге освобождён армянскими Багратидами. В Средние века Джавахк столкнулся с вторжениями сельджуков, монголов, османов, и персов.
Между 1828 и 1829 годами, во время войны между Османской и Российской империями, завоевание областей Джавахка Ахалкалак и Ахалцха имело большое значение в военной повестке дня обеих сторон. По итогам войны Россия завладела обеими областями. Российская оккупация оказалась выгодной для тех, кто ранее покинул эти области, так как у них появилась возможность вернуться в свои деревни и восстановить их.
Армяне извлекли выгоду из российской оккупации, и в 1829 году 58000 армян из областей Ардаган, Эрзурум, и Баcен покинули свои дома под предводительством архиепископа Карапета Багратуни и поселились в областях Ахалцха и Ахалкалак. Прибытие армян Западной Армении значительно увеличило число армян в Джавахке.
Хотя исторически армяне всегда жили здесь, армянское население радикально увеличилось в 1830-ые годы. Армяне Западной Армении навязали местным свой диалект, культуру, и традиции, что в итоге привело к возникновению смешанной культуры. Вдобавок к уже существующим армянским деревням, армяне Эрзурума вместе с местными жителями основали более 50 новых деревень в Джавахке. Этот приток армян, которые особенно сосредоточились в Ахалкалаке и Ахалцхе, ознаменовал поворотный момент в Закавказском регионе.
К 1880-ым годам армяне составляли подавляющее большинство в историческом Джавахке, особенно в областях Ахалкалак, Ахалцха, и Борчалу. Число армянских церквей в Джавахке в этот период также перевалило за 100. Католикос Всех Армян Мкртич Хримян (Хримян Айрик) посещал различные области Джавахка и обсуждал реформы с русскими чиновниками. Началось открытие школ и колледжей, а также начинался формироваться литературный круг.
После Берлинской конференции 1884-1885 гг. армянские общины Джавахка испытывали сострадание к своим соотечественникам из Западной Армении и в итоге начали движение по оказанию помощи деревням в Западной Армении. В 1890-ых были основаны различные группировки освободительного движения, и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» и Социал-демократическая партия «Гнчак» расширили свою деятельность до Джавахка. Дашнакцутюн уделяла первостепенное внимание национальным вопросам и набрала множество последователей в Джавахке, в то время как Гнчак придавала особое значение вопросам земли крестьян. Отношения между Западной Арменией и армянами Джавахка становятся всё крепче и крепче, и многие юноши начали формировать вооружённые группировки для принятия участия в освобождении Западной Армении.