
Лазурит (ляпис-лазурь) — один из самых интересных самоцветов, известных в археологии и истории Востока. Лазурит, который использовали для украшений и поделок жители древней Армении, Ассирии, Вавилона, городов долины Инда, и в наши дни считается первоклассным материалом для изготовления ювелирных украшений и декоративных предметов.
С лазуритом тесно переплетена история другого самоцвета — «армянского камня» или «арминакуна». Еще в Месопотамии одновременно использовали лазурит («афганский камень») из Бадахшана и азурит («армянский камень») c медных выработок Армении.
Несмотря на совершенно разное происхождение, эти минералы нередко замещали друг друга. Многие арабские авторы вообще не делали между ними различия и называли оба «арминакун», то есть «армянский камень».
Об армянской лазури (ультрамарине) впервые упомянул римский архитектор Марк Витрувий Поллион (I в. до н. э.), автор знаменитого трактата «Об архитектуре». Другое раннее упоминание об армянском камне принадлежит древнеримскому эрудиту Плинию Старшему.
Лечебные средства армянского камня были известны историку и врачу из Малой Азии Диоскориду (I век), который писал, что «lapis armenius» — гладкий, небесно-голубого цвета камень, который легко распадается. Греческий врач VI век Александр Траллийский считал, что камень отлично подходит для лечения «четырехдневной лихорадки».
Об армянском камне есть упоминая и у средневековых философов и врачей, с Х века армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.
В средневековой армянской медицине «арминакун» являлся одним из самых распространённых лекарственных средств для лечения разного рода лихорадок. Так, выдающийся армянский врач Мхитар Гераци (XII век) включал армянский камень и лазурит в состав «пилюлей айрлич», которые помогают «при болезнях головы, глаз, костей и удаляют излишки влаги из головы и всего тела».
Уже в XIX и XX веках к истории армянского камня обратились многие ученые. Известный востоковед, член-корреспондент Российской Академии наук Керопэ Патканян (1833-1889 годы), писал, что известный сорт лазурита добывался в самой Армении. Российский минералог Александр Ферсман в своих исследованиях подтвердил утверждения Патканяна.
Сегодня трудно сказать, сохранились ли до наших дней образцы или изделия именно из армянского камня. По мнению некоторых современных минералогов, во многих находках использовался как армянский камень, так и афганский лазурит.
Более подробные сведения сообщает среднеазиатский ученый-энциклопедист ал-Бируни (X—XI вв.) в трактате «Собрание сведений для познания драгоценностей»: «Лазурит («лазавард») по-румийски называется арминакун; слово это образовано наподобие прилагательного от слова Армения, ибо армянский камень, дающий облегчение при меланхолии, похож на него. Лазурит вывозится в Аравию из Армении, в Хорасан и Ирак — из Бадахшана». «Лазурит, — отмечает далее этот автор, — в виде цельного куска имеет цвет индиго, иногда склоняется к черноте, а на поверхности отшлифованных и отполированных его кусков в большинстве случаев видим золотые звезды наподобие пылинок».
Об армянском камне упоминают средневековые философы и врачи — Абу-Мансур, Ибн-Сина (Авиценна) и др. В «Каноне врачебной науки» Ибн-Сина, в частности, пишет: «Есть такие лекарства, которые промывают для того, чтобы их покинуло (какое-либо) нежелательное свойство. Так, например, усиленно промывают армянский камень и ляпис-лазурь, пока не покинет свойство вызывать тошноту». По данным этого знаменитого ученого, армянский камень («ходжар армини») употребляют также красильщики и резчики вместо ляпис-лазури. С Х в. армянский камень фигурирует практически во всех арабских фармакопеях.
Об арминакуне упоминает в книге «Цвета минералов» (1936г.) Ферсман: «… медные районы Армении» и Закавказья уже давно должны были обратить на себя внимание цветными камнями: малахитом или хризоколлой, бирюзой или армянским камнем». Что касается бирюзы, то это замечательное предвидение А. Е. Ферсмана сбылось сравнительно недавно: в 1974 году в горах северной Армении, вблизи села Техут, автором статьи было выявлено крупное месторождение этого минерала, часто называемого «легендарным камнем Востока»…
Позднее Ферсман в «Очерках по истории камня» повторяет версию Патканяна о «происхождении» армянского камня: «Армянские купцы долгое время торговали лазуритом, доставляя, его в Европу… вероятно, поэтому лазурит нередко назывался, наравне с синими соединениями меди, армянским камнем».
Точку зрения о «транзитной» природе армянского камня поддержали Л. Белемницкий и Г. Ляммлейн (1963 г.): «… лазурит обычно фальсифицировался азуритом — медной синью, так называемым армянским камнем». Известным объяснением названных точек зрения может служить тот факт, что на территории современной Армении действительно не выявлено месторождений или проявлений лазурита. Но ведь в античную эпоху границы Великой Армении достигали Месопотамии и Средиземного моря. И какие богатства хранили в себе эти труднопроходимые горы и ущелья, по сей день остается тайной? Более того, известно немало примеров, когда заброшенные или казалось бы отработанные рудники спустя века возрождались к жизни. Наиболее наглядный случай – армянское золоторудное месторождение Сотк (Зод), заново открытое почти две тысячи лет спустя!…