Авторская программаАрмянеВ мире интересногоВсе о самом интересном..Жизнь замечательных людей..Знаменитые армянеИменаИнтересные фактыИсторические персоныИстория Армении

Кинокомпания HAYK представляет свой фильм — Махлуто. история великого Фидаи.

Кинокомпания HAYK представляет свой фильм — Махлуто. история великого Фидаи.

Смбат родился в городе Муш, который очень сильно любил, (Квартал Сурб Маринэ) 28 августа 1875 года. Он окончил местную монастырскую школу. Видя свою родину под гнетом турок и курдов, страдая со своим народом от беспощадного насилия, он в думах об освобождении родины подростком ушел к фидаи. Это была школа закаленных бойцов.

Первым наставником Махлуто был Арабо, живший в крепости на вершине горы Смбатасар. Арабо мечтал освободить и объединить все крепости Сасуна и Муша. За год Арабо научил подростка без промаха стрелять и преодолевать на коне ущелья и стремнины.

Всю жизнь Махлуто хранил как бесценный дар табакерку Арабо — все, что осталось от этого борца за свободу и независимость армянского народа, солдатом которого был и великий фидаи Андраник.

После смерти Арабо судьба свела Махлуто с Серобом Ахпюром и Сосэ, первой женщиной-фидаи, решившей » в горы подняться, чтоб честь свою и жизнь защитить». Они продолжали учить, закалять и готовить Махлуто к борьбе за свободу и независимость.

Когда Сероб Ахпюр был предательски убит, а его отсеченную голову похоронили в церкви Кармрак, безутешный Махлуто никак не соглашался уйти с его могилы. Но другой герой, фидаи Геворк Чауш, сказав: «У армян боли много», повел уже возмужавшего юношу за собой. Именно Геворк Чауш нарек парня именем Махлуто, привел к фидаи, сражавшимся с великой верой в груди и стремившимся объединить усилия в борьбе.

Уже в 1900 году Смбат вступил в ряды АРФ Дашнакцутюн, а именно в Мушскую группу «Еркат». В 1901 Махлуто посчастливилось участвовать в знаменитой битве у монастыря имени Святых Апостолов.

В 1904 году во время Сасунской самообороны вместе с легендарным Геворгом Чавушом руководил битвой в Ишханадзоре. Геворк Чауш посвятил Махлуто в фидаи, сказав: «Твоя возлюбленная — Армения! Умереть в бою с песней свободы на устах — предел желаний фидаи».

Фидаи, не задумываясь шли на смерть, восстав против насилия. Отваге их не было предела: 30 фидаи-гайдуков выступали против многотысячного войска турок и обращали его в бегство. Теперь Махлуто был равным среди равных, отважным среди отважных, посвятивших себя без остатка идее освобождения своего народа и родной земли.

После падения самообороны Сасуна вместе с Геворгом и другими фидаинами продолжает сражаться с турецкими войсками на территории Муша, а после перемещается в Васпуракан и 14 июня 1904 года участвует в битве на острове Ахтамар. (Ахтамарская битва).

В последствии Махлуто переходит на Кавказ и активно участвует в армяно-татарских битвах (1905-1906 гг.), непосредственно руководит самообороной армян, живущих в Арташате. По решению АРФ Дашнакцутюн переходит в Иран и вместе со своей боевой группой принимает участие в Иранской революции, проводя битвы близ реки Урмия. (1905-1911 гг.)

Иранская революция была подавлена, и после этого в 1912 году Махлуто перебирается в Муш и женится. Спустя всего два года, в 1914 году начавшаяся первая мировая война резко меняет планы армянского воина на спокойную жизнь.

В 1914 году он снова переходит на Кавказ и входит добровольческий полк Андраника Озаняна, становится помощником армянского военачальника. Параллельно с этим назначается руководителем первой добровольческой роты.

Махлуто видел, как фидаи Мосе Имо с супругой, княгиней Алтун, по поручению Андраника и Геворка Чауша отправился к английскому королю с просьбой освободить армян от султанского ига и притеснений. Махлуто прочел перед собравшимися ответ английского короля, что он, дескать, «король не только над христианами, но и над миллионами мусульман. В Битлисе у нас есть консул, обратитесь к нему…»

«Никакой король не спасет нас», — сказал Андраник, вспомнив, что и Хримян Айрик обращался к Европе с просьбой о восстановлении армянской государственности, и вернулся ни с чем… Доставив боеприпасы из Александрополя, Махлуто отправился в Карс, который к тому времени был освобожден русской армией и армянскими добровольцами. На дороге, ведущей к крепости, стоял памятник русскому солдату — двуглавый орел клевал зеленое полотно с красным полумесяцем под ногами бронзового солдата. Махлуто 35 лет провел рядом с Андраником с оружием в руках.

40 лет фидаи воевали с султанским войском, и большинство их не поверило в обещанные младотурками мир и Конституцию. И оказались провидцами… Шла Первая мировая война. Андраник стал главнокомандующим первым добровольческим отрядом, Махлуто был его помощником при коннице.

Уже в битве при Дилмане отличился и был награжден тремя крестами Андраник, а Махлуто получил высокий чин. Продолжая военные действия, Андраник раскрыл коварный сговор царского генерала Абасцева с Али-пашой, за что руководитель Кавказским фронтом Николай Николаевич (Младший), приходившийся дядей царю Николаю II, назначил Андраника главнокомандующим всеми войсками и поручил взятие Багеша. Андраник с мушцами и сасунцами устремился на Битлис: справа с конницей несся Махлуто, слева — войско русского царя и донские казаки, восклицавшие: «Да здравствует паша Андраник, да здравствуют армянские добровольцы!»

Русские войска при содействии Второго и Третьего добровольческих армянских полков взяли Карин и Муш, в связи с чем наместник русского царя Николай Николаевич приказал во всех занятых городах устроить по этому поводу парады. Все русское войско, армянские добровольческие полки и казачий полк радостно приветствовали Андраника.

Прошло 25 лет с тех пор, как Махлуто подростком покинул Муш и теперь снова вернулся в родной город. Тут он узнал страшные подробности кровавой расправы турок с беззащитным мирным населением, узнал, что архимандрита Хесу (чью тиару он хранил всю жизнь и за месяц до собственной смерти передал Католикосу Вазгену I) турки завернули в сутану, облили керосином и подожги.

В Муше Махлуто нашел бесценные записи своего дяди Бдэ Мисака — «Памятную книгу» об уничтожении армян турками и курдами и спасении части населения армянскими добровольцами и русскими. В рукописи Бдэ рассказал, как 12 февраля 1916 г. он проводил войско полковника Самарцяна в Сасун.

После взятия Багеша армянские добровольческие полки были распущены и частично влились в русскую армию. В долинах Алашкерта, Диадина и Баязета, где проходила старая граница Российской Армении, было создано пограничное казачество

Некоторые фидаи начали собирать осиротевших армянских детей: Фетаро-Исро обходил города и села в поисках сирот, которых припрятали курды и теперь отдавали каждого за один золотой. Сто детей он переправил в сиротские дома Муша, Хнуса и Багеша.

Мосе Имо и Орел Пето 200 сирот отправили в Александрополь, говоря: «Нужны саженцы для нашего Айастана… Нам каждый росточек дорог». «По крупицам собирали осколки нашей Родины», — констатировал Махлуто.

Махлуто знал историю каждого фидаи, каждого сражения, каждой победы и поражения… Он записывал все события, участником которых был. После его смерти осталось несколько исписанных тетрадей » Записи фидаи Махлуто», которые были использованы Хачиком Даштенцем при написании книги «Зов пахарей».

Махлуто был свидетелем и того, как «огоньки, которые по одному зажигались в разрушенных армянских селах весной 1916 года, стали гаснуть один за другим и снова армяне превратились в беженцев, поскольку русская армия отступала, оставив защиту передовой линии армянским полкам, но … дрогнули и они под натиском турок».

Андраник был безутешен: «Пролить столько крови, столько солдат — армян, русских, казаков — оставить на полях Западной Армении и за два шага до победы снова увидеть родную землю под пятой врага…» «Защити мы Эрзерум, Битлис и Карс, не случилось бы Сардарапата…»

Махлуто видел, как люди доставляли воду в кувшинах на станцию, переливали в бочки и везли на Сардарапатское поле, переправляли боеприпасы сражающимся. Он слышал призыв Гарегина Овсепяна: «Вперед, к новому Аварайру!» Он и три молодых священника — Езник, Даниел, Татевос устремились на поле битвы. Сам Махлуто с отрядом фидаи героически сражался в Сарыкамыше.

Хитроумный и коварный Вехиб-паша добился своего… Последовало Брест-Литовское соглашение — приговор последним армянским патриотам!

Андраник создает особую ударную армянскую часть, к которой присоединяются 25000 беженцев из Западной Армении. Взглянув на измученных людей, которые были вынуждены покинуть свои дома, превратившись в изгнанников-беженцев, Андраник воскликнул: «До чего же жаль народ прародителя Айка!»

Теперь Андраник и Махлуто были вынуждены не только повсеместно сражаться с коварным врагом, но и заботиться о народе, следующем за их войском. На берегу реки Тхмут, на Аварайрском поле, близ могилы Вардана Великого разгорелся ожесточенный бой. Когда под Махлуто пал конь, фидаи, мушец Чиро, мгновенно соскочил со своего коня и подвел к своему полководцу, говоря: «…если я погибну, одним человеком меньше станет, а если погибнешь ты, пропадет все войско». Отбиваясь от множества аскяров, мушец Чиро навсегда остался возле часовни Вардана, пустив последнюю пулю себе в лоб.

Бесстрашно сражаясь (начиная от далеких Сасунских гор), они дошли до ущелья реки Воротан. Предстояло отбить Нахиджеван. Взяв Нахиджеванскую область, Андраник известил Степана Шаумяна, объявив область частью Советской России, помня, что еще Александр Грибоедов позаботился, чтобы эта область не осталась в руках врагов…

Когда в Армении установили советскую власть, фидаи Фетар Исро, который в хурджинах перевозил армянских сирот и говорил: «Надо остаться на этой земле; надо растить на ней детей; надо, чтобы Армения не опустела», остался на родине. И такого человека убили, сфабриковав обвинение в антисоветской деятельности. Подобная участь постигла многих из фидаи, решивших остаться…

После Смбат участвует в Дильманском сражении (апрель 1915 года.) в освобождении Битлиса (февраль 1916 года) и во многих других битвах. В мае 1917 года состоялся первый съезд армян Западной Армении, и во время этого съезда Махлуто стал членом национального совета. Далее, летом, его назначают командиром отряда, который действовал в Алашкерте.

Весной уже 1918 года Махлуто сражается в Джалалохлу (Позднее Степанаванский район), а так же в армянском городе Карин (тур. Эрзерум). Речь идет о феврале марте 1918 года. Плюс ко всему умудряется участвовать в Каракилисском сражении, которое произошло 26-28 мая между армянскими и турецкими войсками в ходе армяно-турецкой войны 1918 года.

Далее его боевой путь проходил следующим образом: Еленовка (Севан) – Нор Баязет – Нахичеван – Джульфа – Хой. 23 июня того же года принимает участие в защите и освобождении Хоя. Немногим спустя, 5 июля, руководитель второго батальона Смбат назначается комендантом села Цхна Нахичевана. Его наделяют очень широкими полномочиями. В конце месяца он уже переходит в Зангезур.

На данном этапе своего боевого пути ему приходится оборонять армянское население от турко-татарских набегов. В 1919 году он возвращается в Ереван и там же назначается членом исполнительского совета Западных армян. Летом того же года он уже переходит через вооруженные формирования армян из Сасуна для того, чтобы попасть к озеру Севан.

Там он преследует единственную разумную цель — оборону восточных границ Республики Армения от варварских набегов турок. Спустя год, а именно осенью 1920 года, в армянском отряде Карса, возглавляемый Смбатом полк, участвует в армяно-турецкой войне. После оставления Александрополя (Позднее Гюмри) в ноябре того же года Махлуто отступает в Алагяз (Село на севере Республики Армения), а именно на горную высоту Алагяза и там же ведет ожесточенные бои. В ходе данных боев получает тяжелое ранение и в связи с этим оказывается в Ереванской больнице. Махлуто выздоравливает и более того продолжает свой славный путь стража Армянского нагорья.

В период февральского восстания армян 1921 года Махлуто был командиром среди тех, кто направлялся из Талина и Аштарак в сторону Еревана. В Даралагязе (Совр. Вайоц-Дзор) Махлуто умудряется взаимодействовать с Гарегином Нждеh. Во время отступления армянских сил в Персию (совр. Иран). Находясь в Таврузе , находит свою вторую половину и женится. Из Тавруза Смбат Бороян переезжает в Египет, а после в США, где снова встречается со своим любимым полководцем Андраником и возобновил старую дружбу. Живет относительно долгое время в городе Фрезно.

В 1933 году поселяется на постоянной основе в городе Марсель и избирается президентом демократического фронта. В Марсельской типографии «Тарон» издается карта с надписью «Лев из Сасуна военачальник Смбат». В 1936 году в Париже в редакции Мкртыча Ерицянца в свет вышла книга «Память о военачальнике Смбате». Во время второй мировой войны (1939-1945 гг.) Махлуто участвует в борьбе против фашизма.

Махлуто не мог жить без родины, но он не мог и без Андраника, с которым оставался до самой смерти полководца. Он был с ним в Америке, сопровождал тело верного друга и соратника в Париж для захоронения на кладбище Пьер Лашез, постоянно ходил на его могилу, а когда началась Вторая мировая война, старый воин помогал французскому Сопротивлению в борьбе с фашизмом.

Махлуто обрел нового друга в лице Мисака Манушяна, став членом французской подпольной антифашистской организации. В апреле 1943 г. гитлеровцы через Армянский национальный совет пригласили Махлуто в Берлин, предложив составить Армянский легион из пленных армян и выступить против СССР, на что Махлуто ответил, что не поднимет оружия на Россию. С подпольщиками-антифашистами он до конца боролся против фашистов.

«Самым любимым и самым смелым был полководец Махлуто. Многими своими победами я обязан ему…»

Андраник Озанян

Смбат был воином французского сопротивления и сражался вместе с известным антифашистом того времени Мисаком Манушяном, Смбат был его приближенным. Так же Смбат являлся членом подпольной антифашисткой организации.

В сентябре 1947 года, возвращаясь уже на тот момент в Советскую Армению, Махлуто назначается ответственным в парке имени Комитаса. Смбат получил в Ереване квартиру, устроился на работу, стал членом Всесоюзного добровольного общества содействия Советской Армии (ДОСААФ), его направили в санаторий Арзни для отдыха и лечения, ему была оказана необходимая материальная помощь. Великий сын народа армянского, Смбат Бороян скончался в 1956 году 20 марта и по своему собственному желанию был похоронен в Эчмиадзине во дворе храма Святой Гаянэ.

За месяц до смерти Махлуто побывал в Эчмиадзине у Католикоса Вазгена I, передав ему тиару отца Хесу — архимандрита церкви Св. Карапета в Муше, для музея и записку: «Похороните меня за веру мою в Святом Эчмиадзине, а за храбрость — рядом с Хентом.

Если сочтете возможным. Махлуто.» Его желание было исполнено. У стен церкви Св. Гаяне покоится прах этого необыкновенного человека и горячего патриота. Два года спустя из Калифорнии приехал школьный товарищ Махлуто — Левон и возвел гранитный памятник на его могиле.

Бурной жизни Смбата посвящен исторический роман Хачика Даштенца «Зов пахарей» (Ереван 1979, 1984, 2010).

Смбат Бороян 
Два давних соратника по оружию: Махлуто и Андраник
Скульптура лица военачальника Махлуто в Джермуке
«В этом доме с 1950 по 1956 год жил военачальник Смбат Махлуто» 
Могила Военачальника Махлуто в Эчмиадзине во дворе храма Святой Гаянэ. По правую сторону от могилы Хента.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button