АналитикаВсе о самом интересном..Известные люди про АрмениюИнтересные фактыоб АрменииПо страницам истории

Армяне и чеченцы: пришло время объединения.

ВАЛЕРИЯ ОЛЮНИНА

В декабре 2017 года, как писал «Грозный-информ», мемориальный комплекс Славы имени первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова посетила армянская делегация, в состав которой вошли бывшие жители города Грозного и те, кто проживал здесь в студенческие годы, обучаясь в вузах республики во второй половине прошлого столетия. Гости привезли в дар Мемориальному комплексу Славы Ахмата Кадырова полотно в исполнении группы армянских художников. Руководил творческим проектом Армен Варосян. Картину гости вручили генеральному директору Мемориального комплекса Славы Абдул-Вахабу Ахмадову.  Чеченские журналисты отмечали, что портрет необычен. При работе над ним, а это период в более чем два года, художники использовали фосфор, специальные краски и иные материалы таким образом, что в темное время суток сама картина отражает свет, и на ней проявляются невидимые при свете изображения». Ахмадов выразил благодарность за ценный дар и определил для картины почетное место в музее.

1 октября в Наурском районе Чеченской Республики прошла церемония захоронения останков солдат и офицеров, среди которых 15 военнослужащих-армян, погибших в 1942 году и найденных на территории Чечни в марте-апреле 2017 года. в честь армянских воинов был установлен памятник, автором которого стал архитектор Ашот Татевосян1 октября в Наурском районе Чеченской Республики прошла церемония захоронения останков солдат и офицеров, среди которых 15 военнослужащих-армян, погибших в 1942 году и найденных на территории Чечни в марте-апреле 2017 года. в честь армянских воинов был установлен памятник, автором которого стал архитектор Ашот Татевосян Пожалуй, именно это событие стало знаковым для начинающейся «перезагрузки» армянских отношений. Несколько десятилетий после Карабахской войны армяне и чеченцы переживали поствоенный синдром. На воспоминания армян о боевиках, которые принимали участие в конфликте на азербайджанской стороне, накладывались маргинальные высказывания, которые тут же попадали в СМИ, вроде «Армянский зять — позор семье». Впрочем, на многих форумах, где пересекались армяне и чеченцы, шли довольно мирные дискуссии, воспоминания о прежней мирной жизни, взаимном уважении. К тому же участники войны в Карабахе действительно пересматривали Признание Шамиля Басаева о том, что  в Карабахе воевать нецелесообразно: азербайджанцы не умеют воевать, армян не победить, приобретало другой, глубинный смысл: автохтонные народы Кавказа и Закавказья должны друг друга поддерживать, особенно учитывая экспансию тюрскского мира в регионы, где сегодня теснят лезгин, талышей, аварцев, удинов и других представителей коренных кавказских народов.  Вспоминает читатель сайта Армянского музея Роман Оганов: » На съезде горских народов, в 1993 году, кажется, мне пришлось нарушить мирный, приторный ход съезда и задать вопрос профессору Джабраилу Гаккаеву: «Как так получилось, что свободолюбивый чеченский народ в составе одного батальона, наряду с ротой ингушей, татарами, турками, афганцами и т.д. участвовал в войне против не менее свободолюбивого народа Нагорного Карабаха против 9тимиллионного Азербайджана: На что Гаккаев ответил: «Я понимаю вашу иронию. Но поверьте мне-симпатии чеченского народа на стороне народа Нагорного Карабаха. А воюющие в Карабахе чеченцы обмануты псевдоисламской солидарностью и не представляют интересы чеченского народа».                   Несколько лет назад армянский сайт hayordi опубликовал воспоминания Али Гамзатова, как он себя назвал, возможно, это не настоящее его имя. Он рассказывает (орфография сохранена):«Итак, я аккинец (Чечня). Родился в 1970 г. в Грозном. С 1991 г. участвовал в освободительной борьбе своего народа. С 1993 г. почти 2 месяца с группой чеченских правоверных воевал против армян в Гарабахе. Бились вместе с «братьями» азербиджанцами-тюрками против «неверных». Договорились с нашим амиром, что за каждого убитого арменина нам должны были платить по 200$. Ближе я не буду углубляться в хронику боев, но скажу одно: мы не ожидали увидеть подобную стойкость и мужество. Армяни в плен принципиально не попадали, отковывали ночью обычно без беспорядочных выстрелов. Мы сразу окрестили эти атаки «странными», поскольку федаи, как они себя называли, имели высокую моральную подготовку, умело маскировывались, любили внезапные свойские атаки. Это наводило ужас на тюркских «братьев», которые после нескольких потерь беспорядочно бежали. Азербайджанские части дважды заменялись из-за дезертирств и самострелов. В начале августа мне удалось услышать призыв к талышам, где арменин говорил слова, которые я помню до сих пор. «Братья талыши, кавказцы, война между нами завершена еще 1000 лет назад, в тот момент, когда кочевники-тюрки вторглись на Кавказ. Пришло время объединения. Мы вместе должны выбить тюрок из Кавказа. Мы будем идти вперед до наших исконных границ, затем остановимся, будем ждать вашего появления».Армянская церковь Грозного являлась основным духовным и культурным центром армян и фактически являлась их официальным представителемАрмянская церковь Грозного являлась основным духовным и культурным центром армян и фактически являлась их официальным представителем     В 2016 об армяно-чеченских отношениях написал Ислам Сайдаев, член правления МАОО «Кавказкий миротворческий форум»: «В последние четверть века тема армяно-чеченских взаимоотношений, если выразиться очень мягко, пребывала в некоем забвении. Если порой окружающий мир тревожат громогласные конфликты или канонады открытого противоборства, в затронутой сейчас теме более ужасающе звучит тишина. Причём, затишье на грани стагнации». Ислам Сайдаев призывает обе стороны выйти из оцепенения и осознать факт этой самой стагнации, чтобы самим себе ответить на вопросы: почему всё так внезапно произошло? Почему никто из интеллигенции обоих народов тогда же не забил в набатный колокол?»   Ислам Сайдаев  — Директор Фонда поддержки, изучения и развития языков, истории и культур народов Кавказа. По его оценке, до развала СССР в Грозном проживало основное армянское население, насчитывавшее до двадцати тысяч человек.  Армянский музей цитирует выдержки из статьи Ислама, размещенной в его «живом журнале»: «Абсолютно никаких конфликтов на межнациональной волне. Более того, армяне и чеченцы, жившие по соседству, были между собой по-родственному внимательны, добры и предупредительны. Многие дружили. А насколько самозабвенно умеют дружить на Кавказе, знают только сами кавказцы — представители всех национальностей, обитающих в этом благодатном регионе нашей планеты.»  Вспоминается землетрясение в Спитаке в декабре 1988 года, которое в Чечено-Ингушетии было воспринято с болью и состраданием. Затем трагедия в Сумгаите и эскалация карабахского конфликта. В Чечено-Ингушетию тогда переехало немало беженцев из Закавказья (Азербайджана и Карабаха). Помнится, с каким нескрываемым сочувствием и солидарностью относились чеченцы к армянским бедствиям. Всё это было, и этих страниц не перечеркнуть в памяти. Смутная эпоха. Какое-то забвенье, безвременье… Обитая в соседстве на Кавказе и к тому же будучи двумя наиболее яркими заметными этносами в самой России, армяне и чеченцы, вроде как перестали замечать друг друга.  И вдруг наступает миг некоего прозрения, понимания того, что ситуация нездоровая; она далека от какой-либо нормы и здравомыслия; она не поддаётся полноценному анализу.  В настоящий момент и в армянских умах, и в осознании чеченцев вызрело понимание, что далее уже нельзя бездействовать; необходимо отряхнуться от дурмана забвения и целенаправленно выводить ситуацию в позитивное русло, от чего в выигрыше останутся все без исключения».  Примечательно, что когда Грозный строился вокруг крепости, в городе имелся небольшой гостиный двор, где торговую деятельность вели преимущественно армянские купцы. К сожалению, армянская церковь Грозного была снесена советскими властями в 1930 годах. Как показывает план города Грозный за 1923 год, армянская церковь находилась в самом центре города, у левого берега реки Сунжа.Мемориал погибших в бороьбе в терроризмом и ваххабизмом. Фото Сергея Новикова Мемориал погибших в бороьбе в терроризмом и ваххабизмом. Фото Сергея Новикова   Лектор Армянского музея журналист, путешественник Сергей Новиков несколько раз был и в Чечне, и в Нагорном Карабахе (Арцахе), Армении. О мемориале, который воздвиг в 2010 году на месте памятника отцу президент Чечни Рамзан Кадыров, Сергей рассказывает:«Это мемориал погибших «в борьбе с терроризмом и ваххабизмом». Вдали справа — первый и пока единственный в Чечне комплекс высоток «Грозный-сити»».  Не смотря на то, что журналист часто посещает прифронтовые зону, смысл его посещений состоит в том, чтобы собрать уникальный этнографический материал и показать, как идет мирное строительство. В Чечне в 2011 году Сергей обнаружил многоэтажки после очередной реконструкции проспекта. Теперь — с облицовкой отделочным камнем на нижних этажах. Как-никак центр города, главная улица!  Отношения между армянами и чеченцами не ограничиваются региональным соседством. Это и культурные, и исторические связи, на основе которых можно выстраивать позитивную повестку межнациональных отношений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button