АрцахИстория АрменииСтраницы истории

История Арцаха. Арцах непокорённый.

История Арцаха…

Природа Нагорного Карабаха (Арцаха)
Герб Арцаха  Монастырь Гандзасар находится в центральной части Нагорно-Карабахской Республики (НКР) — независимого государства образованного в результате распада бывшей Азербайджанской Советской Социалистической Республики на две части: Азербайджанскую Республику и НКР. Азербайджанская Республика населена в основном тюрками-мусульманами, известными начиная с 1930-ых годов в качестве «азербайджанцев». В Нагорно-Карабахской Республике проживают армяне, традиционно исповедующие христианство.

Нагорно-Карабахская Республика была провозглашена в 1991 году на основе Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) — армянской самоуправляемой единиц в составе СССР, территориально подчиненной Советскому Азербайджану. В прошлом, на большей части территории современной Нагорно-Карабахской Республики располагался Арцах — 10-ая провинция древнего Армянского Царства. Несмотря на то, что топоним «Карабах» остается в употреблении по сей день, он постепенно вытесняется более аутентичным и адекватным названием страны — «Арцах».

Нагорный Карабах является президентской республикой, в которой проживает приблизительно 144 тысячи человек. Главным законодательным и представительным органом республики является Национальное Собрание.

Президентом республики, третьим по счету, является Бако Саакян (избранный в 2007 г.) Президент Саакян сменил президента Аркадия Гукасяна, главу республики с 1997 по 2007 год. Страна на протяжении многих лет развивает свои связи с международным сообществом.

Министерство иностранных дел Нагорного Карабаха имеет свои представительства в Австралии, Германии, Ливане, России, Соединенных Штатах и Франции. НКР поддерживает близкие экономические и военные отношения с Республикой Армения. Рубежи республики находятся под защитой Армии Обороны Нагорного Карабаха, считающейся одной из самых боеспособных армий на всем постсоветском пространстве.

Свадьба в Гандзасарском монастыре, Нагорный Карабах Церемония коллективного венчания в Гандзасарском монастыре, Нагорный Карабах. Молодожены в ожидании свадебной церемонии перед Собором Святого Иоанна Крестителя в Гандзасаре, НКР.

Нагорный Карабах в период античности и в средние века
История государственности Нагорного Карабаха уходит корнями в седую древность. По свидетельству Мовсеса Хоренаци, историка 5-огo веке и основоположника армянской историографии, Арцах входил в состав Армянского Царства уже в 6-ом веке до н.э., когда династия Ервандуни (Ервандидов) утвердила свою власть над Армянским Нагорьем после распада государства Урарту.  Греческие и римские историки, такие как Страбон, в своих произведениях упоминают Арцах как важный стратегический регион Армении, поставляющий в царскую армию лучшую конницу.  В первом веке до н. э. царь Армении Тигран II (правил в 95 – 55 гг. до н. э.) построил в Арцахе один из четырех городов, названных в честь него Тигранакертом. Название местности «Тигранакерт» сохранялось в Арцахе на протяжении веков, что позволило современным археологам начать раскопки древнего города в 2005-ом году.

В 387 году н.э., когда единое Армянское Царство было разделено между Персией и Византией, правители Арцаха получили возможность расширить свои владения на восток и образовать свое собственное армянское государство — Агванкское Царство. “Агванк” назван в честь одного из правнуков Патриарха Хайка Наапета — легендарного прародителя армян, праправнука праведного Ноя. Управление Агванкского Царства осуществлялось из армянонаселенных провинций Арцах и Утик. Агванк контролировал обширную территорию, включающую предгорья Большого Кавказа и часть побережья Каспийского моря.

В пятом веке, Агванкское Царство становится одним из культурных центров армянской цивилизации. Согласно армянскому историку 7-го века Мовсесу Каганкатваци, автору «Истории Страны Агванк» (арм. Պատմություն Աղվանից Աշխարհի), в стране строилось большое количество церквей и школ. Почитаемый армянами Св. Месроб Маштоц, создатель армянского алфавита, открыл первую армянскую школу в Монастыре Амарас, приблизительно в 410 г. [4] Поэты и сказители, такие как автор 7-го века Давтак Кертох, создают шедевры армянской литературы. [5] В пятом веке Царь Агванка Вачаган II Благочестивый подписал знаменитую Агвенскую Конституцию (арм. Սահմանք Կանոնական) — самый древний сохранившийся армянский конституционный указ. Ованнес III Одзнеци, Католикос Всех Армян (717-728 гг.), впоследствии включил Агвенскую Конституцию в общеармянский юридический сборник известный как «Свод Законов Армении» (арм. Կանոնագիրք Հայոց). Одна из глав «Истории Страны Агванк» полностью посвящена тексту Агвенской Конституции.

В средние века, в период феодальной раздробленности, Агванкское Царство распалось на несколько отдельных армянских княжеств, самыми значимыми из которых были Верхнехаченское (Атеркское) и Нижнехаченское княжества, а также княжества Ктиш-Бахк и Гардман-Парисос. Все данные княжества были признаны частью Армении со стороны ведущих мировых держав. Византийский император Константин VII Багрянородный (905-959 гг.) свои официальные письма адресовал «князю Хачена, в Армению».

В середине 9-го века феодалами Арцаха была признана власть династии Багратуни (Багратидов), собирателей земель армянских, в 885 г. восстановивших независимое армянское государство, столицей которого стал город Ани. В 13-ом веке Великий Князь Асан Джалал Вахтангян (правил с 1214 до 1261 гг.), основатель Гандзасарского Собора Св. Иоанна Крестителя, объединил все мелкие государства Арцаха в одно единое Хаченское Княжество. Хасан Джалал называл себя «самодержцем» и «царем», а его государство известно в истории также как Арцахское Царство.

После ослабления единого Хаченского Княжества вследствие татаро-монгольского нашествия, войн Тамерлана и нападений тюркских кочевников из орд Черной и Белой Овцы, Арцах стал формально частью Персидской Империи, но при этом своей автономии не потерял. С 15-го по 19-ый век власть в Арцахе принадлежала пяти объединенным армянским феодальным образованиям — меликствам, известным как Пять Княжеств или Меликства Хамсы. Пять княжеств/меликств — Хачен, Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак — имели собственные вооруженные силы, а армянские мелики (князья) часто воспринимались в качестве представителей политической воли всего армянского народа. По свидетельствам российских и европейских дипломатов, военноначальников и миссионеров (таких как фельдмаршал А. В. Суворов и российский дипломат С. М. Броневский), совокупная мощь армянских войск Арцаха в 18-ом веке доходила до 30-40 тысяч пехотинцев и всадников. [8]

В 1720-ые годы, Пять Княжеств, под руководством духовных предводителей Святого Престола Гандзасара, возглавили крупномасштабное национально-освободительное движение, направленное на восстановление армянского государства при содействии России. В письме к русскому царю Павлу I армянские мелики Арцаха сообщали о своей стране как об «области Карабагской, яко едином остатке древния Армении, сохранявшем чрез многие веки независимость свою» и называли себя «князьями Великой Армении».  Фельдмаршал А. В. Суворов начинает один из своих рапортов со слов: «От великого армянского государства осталась после шаха Аббаса пред двумя веками самовластная провинция Карабаг».

В начале 18-го века, Святой Престол Гандзасара некоторое время стал религиозным центром всего мирового армянства. Это продолжалось до тех пор, пока Верховный Престол Св. Эчмиадзина вновь не принял на себя эту роль.

Исторические корни Карабахского конфликта
Термин «Карабах» известен с 16-го века. Данное географическое понятие обозначало восточные окраины Арцаха, которые в средние века периодически подвергались вторжению тюркских племен из Средней Азии.

Термин «Карабах» имеет армянские корни, указывая на Княжество Бахк (Ктиш-Бахк), которое в период между 10-ым и 13-ым веками занимало южную часть областей Арцах и Сюник. [12] Проникшие в Закавказье тюркские кочевые племена начали использовать термин «Карабах» по причине его фонетического (звукового) сходства с тюркским словом «кара» (черный) и персидским словом «бах» (сад). Подобные фонетические казусы не являются редкостью в ситуациях, когда мигранты пытаются перенять и переиначить на свой лад географические названия коренного населения.

С расширением тюркско-исламской колонизации Ближнего Востока, Малой Азии, Балкан и Закавказья кочевники постепенно вытесняли коренное христианское население в горы, а сами занимали равнинные территории. В результате этого процесса, в центральных и восточных областях современного Азербайджана коренное армянское население было вынуждено бежать на запад, в труднодоступные местности, населенные армянскими горцам Арцаха с античных времен.

Для контроля над полным циклом отгонного скотоводства тюрки-кочевники планировали занять не только равнины но и горные пастбища в Арцахе и других регионах Армянского Нагорья. Армянскому народу в течении многих веков удавалось отражать попытки турок колонизировать территории Закавказья. Надпись 13-го века выгравированная на стене Собора Св. Богоматери монастыря Дадиванк рассказывает о победах арцахского князя Асана Великого в его 40-летней войне против турок-сельджуков.

К середине 18-го века многолетняя армяно-турецкая война с османскими захватчиками разорила Арцах, а внутренние разногласия ослабили власть армянских князей. В результате мусульманским кочевникам удалось продвинуться в горную часть Арцаха, захватить крепость Шуши и провозгласить так называемое «Карабахское Ханство» — армяно-тюркское княжество, просуществовавшее чуть более 40 лет. [13] В 1805-ом году «Карабахское Ханство» было присоединено к Российской Империи и вскоре упразднено. Все три представителя династии «карабахских ханов» — Панах-Али, его сын Ибрагим-Халил и внук Мехти-Кули погибли насильственной смертью от рук персов, армян и русских.

Ликвидация ханства послужила делу установления стабильности и мира в отношениях между армянским населением и мусульманским меньшинством в Арцахе. Административный центр края, город Шуши, стал торговым и культурным центром края. В Шуши родились и творили многие выдающиеся музыканты, художники, писатели, историки и инженеры — как армяне-христиане, так и мусульмане.

Несмотря на относительно быструю ликвидацию «Карабахского Ханства», часть тюркских колонистов не возвратилась на свои прежние территории в Муганской Степи, а пожелала остаться в Арцахе. После заселения тюрками города Шуши, в городе стали возникать вспышки межрелигиозных трений.

Армяно-тюркский конфликт в Арцахе разгорелся в полную силу в начале 20-го века. В 1905-1906 годах практически все Закавказье, и Арцах в частности, был втянут в так называемую «армяно-татарскую войну» (этноним «азербайджанцы» полностью вошел в употребление только в 1930-ые годы; вместо этого, русские называли азербайджанцев «кавказскими татарами»).

Нагорный Карабах после Октябрьской революции 1917 г.
Ситуация в Нагорном Карабахе намного ухудшилась после падения Российской Империи в октябре 1917 г. В 1918 г. в Закавказье возникли три независимых государства — Грузия, Армения и Азербайджан. С первых же дней своего существования все три республики вверглись в территориальные споры друг с другом. Во время этого трагического периода, в марте 1920 г., закавказские тюрки-мусульмане (будущие «азербайджанцы») и поддерживавшие их турецкие интервенты учинили широкомасштабную резню армянского населения в административном и культурном центре края, городе Шуши, продолжая при этом политику геноцида армянского народа, начатого правительством Османской Империи в 1915 г. Было убито до 20 тысяч армян-шушинцев, разрушено около 7 тысяч зданий города. Сохранилось большое количество документальных свидетельств о погроме, в том числе фотографий, свидетельствующих о масштабах разрушений в армянских кварталах Шуши.  Армянская половина города была фактически стерта с лица земли. Таким же образом были разрушены и сожжены тысячи армянских городов и селений в Западной Армении, Киликии и других регионах Османской Империи во время геноцида в 1915-1922 г.

Нагорный Карабах под властью большевиков
В 1921 году большевики признали Арцах частью Армении вместе с двумя другими населенными преимущественно армянами областями: Нахичеван и Зангезур (древний Сюник, населению которого удалось отстоять свое право остаться в Армении). Лидер азербайджанских большевиков Нариман Нариманов лично поздравил своих армянских соратников с определением статуса всех трех провинций в границах Армении.Однако позиция Баку быстро претерпела изменения. Нефтяной шантаж Азербайджана (Баку не направлял в Москву керосин) и желание России заручиться поддержкой турецкого лидера Кемаля Ататюрка привели к тому, что Иосиф Сталин, исполнявший в то время роль наркома по делам национальностей, насильственным путем изменил решение советских властей и передал Нагорный Карабах Азербайджану в 1921 г., что вызвало бурю возмущения у армянского большинства края.

В 1923 г. Нагорный Карабах получил статус автономной области в составе Закавказской Федеративной ССР (позже — Советского Азербайджана), став, таким образом, единственной в мире христианской автономией, подчиненной мусульманскому территориально-политическому образованию.

В течение последующих 70 лет Азербайджан применял по отношению к Нагорному Карабаху различные формы этно-религиозной, демографической и экономическогй дискриминации, стремясь выжить армян из Нагорного Карабаха и заселить область мигрантами-азербайджанцами.

Нагорный Карабах в качестве автономной области СССР
То что официальный Баку пытался вытравить армянское большинство из Нагорного Карабаха не было тайной для самих карабахцев, которые папками посылали в Кремль жалобы о противоправных действиях Азербайджана. Однако Азербайджан действовал скрытно и умело маскировал свою политику демагогией о «братстве закавказских народов» и «социалистическом интернационализме».

Завеса секретности была снята после распада СССР. В 1999 г., бывший лидер Советского Азербайджана — а, позже, его третий президент — Гейдар Алиев в своих публичных выступлениях заявил, что начиная с середины 1960-ых его правительство преследовало сознательную политику изгнания армян с территории Нагорного Карабаха путем изменения демографического баланса в области в пользу азербайджанцев. (Источник: «Гейдар Алиев: Государство с оппозицией лучше», газета «Эхо» (Азербайджан), Номер 138 (383) CP, 24 июля 2002). Алиев не только признавался в содеянном на страницах печати, но и давал понять что гордится этим.

В Нагорном Карабахе гейдаралиевская демографическая политика привела к полной остановке роста армянского населения края: НКАО была единственной единицей национально-территориального деления СССР, где и абсолютный и относительный прирост титульной национальности (армян) был негативным. НКАО также была единственной единицей национально-территориального деления СССР, где, несмотря на христианское большинство населения, не было ни одной действующей церкви.

 

Численность же азербайджанского меньшинства резко увеличивалась: если согласно переписи 1926 г. азербайджанцы (официально указанные как «тюрки») составляли всего 9% населения области, а армяне 90 %, то к 1986 г. количество азербайджанцев от общего числа населения составило 23 %. [17] К 1980 г. в Нагорном Карабахе исчезли 85 армянских сел, при этом добавилось 10 новых азербайджанских деревень.

Одна из причин демографической экспансии Азербайджана в Нагорном Карабахе кроется в событиях связанных с эпизодом почти полного исчезновения тюркского меньшинства из края в 1930-ые годы. После чудовищной резни в г. Шуши в 1920 г., азербайджанские националисты, казалось, добились своей цели — армянское население города было уничтожено, и Шуши перестал быть культурным и политическим центром армян Закавказья. Однако массовое умерщвление рабочих, торговцев и технических специалистов, а также разрушение большей части городской инфраструктуры города вышли азербайджанцам боком. Несмотря на то, что азербайджанцы стали хозяевами Шуши, город, точнее, то, что от него осталось, быстро пришел в упадок и стал непригоден к эксплуатации в качестве населенного пункта на два десятилетия вперед. Данное обстоятельство, а также эпидемия чумы в Нагорном Карабахе в 1930-ые годы, привели к массовой миграции азербайджанцев из Шуши. К 1935-му году в Нагорном Карабахе практически не осталось азербайджанцев, которые являлись бы потомками «первоначальной» общины тюрок-мусульман, живших в регионе со времен «Карабахского Ханства». На этом история «старой» азербайджанской общины Нагорного Карабаха закончилась. «Сталинская» перепись населения области 1939 г. была полностью сфабрикована бакинским руководством Мирджафара Багирова для создания видимости присутствия (и даже роста) азербайджанцев в области. Все азербайджанцы, которые регистрировались Всесоюзной переписью населения в послевоенные годы, являлись потомками мигрантов-колонистов, засылаемых в Нагорный Карабах из других районов республики.

Армяне периодически направляли ходатайства в Москву, в которых просили защитить их от политики бакинских властей и воссоединить область с Советской Арменией. Наиболее масштабные акции были предприняты в 1935, 1953, 1965-67 и 1977 годах.

Хотя официальный Баку в период сильной центристской власти СССР не скрывал своего крайне негативного отношения к акциям протеста в Нагорном Карабахе, Азербайджан не имел возможности применять силу против армянского населения края. К сердине 1987 года действия бакинских властей приняли характер открытого принуждения армян к выезду из республики.

По утверждению самого Президента Гейдара Алиева и его Министра Внутренних Дел, ген-майора Рамиля Усубова, основные антиармянские демографические акции были организованы Азербайджаном в г. Степанакерте, административном центре НКАО, и в областях лежащих к северу от Нагорного Карабаха (Источник: Рамиль Усубов, «Нагорный Карабах: миссия спасения начиналась в 70-е годы», «Панорама», 12 мая 1999 года). [18] Данные армянонаселенные территории — Шамхорский, Ханларский, Дашкесанский и Кедабекский районы не были включены в состав автономной области в 1923 году, и там бакинским властям удалось снизить удельный вес армянского населения и освободить от занимаемых руководящих должностей лиц армянского происхождения. Исключение составлял лишь Шаумяновский район Азербайджана, который граничил с НКАО.

Другой вектор антиармянской политики Азербайджана в начале горбачевской перестройки (1985-1987 гг.) был направлен на разрушение армянских архитектурных памятников в Нагорном Карабахе и смежных областях, и присвоение, или же отчуждение, армянского историко-культурного наследия. Целью данных действий была «зачистка» Азербайджана от следов армянского исторического и культурного присутствия. Методы бакинских властей также включали уничтожение архивных документов, перепечатывание исторических свидетельств с изъятием упоминаний об армянах, и издание ревизионистских публикаций предъявляющих территориальные притязания к Советской Армении.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button