В 1924, в год смерти Ленина, в городе Николаев газета «Красный Николаев» опубликовала отрывок из стихотворения Марка Лисянского — 11-летного мальчика родом из Одессы. Первые шаги на поэтическом поприще, первые успешные публикации в некотором смысле предопределили дальнейшую судьбу Марка. По окончании Московского Института Журналистики в 1934-ом году он переезжает в Ярославль, где, перед началом Великой Отечественной войны, выпускает поэтический сборник «Берег», получивший положительные отклики литераторов Москвы; города, гимн которому написать вскоре было суждено именно ему.
Когда немцы начали подбираться к Москве, двое ярославских региональных руководителя Союза писателей один за другим уехали на фронт. Сначала секретарь Василий Смирнов, оставив за себя Марка Лисянского, а через несколько дней и он передает дела Кузнецову и, возглавив саперный взвод 243-й стрелковой дивизии, отбывает на фронт. Говорят, присягу Лисянский принимал прямо в вагоне поезда, настолько спешной была отправка. С первых же дней младший лейтенант Лисянский пишет стихи про войну.
В ноябре 41-го Лисянский ехал попутным грузовиком на Калининский фронт, куда перебросили его дивизию. Сидя в кузове грузовика, на каких то ящиках, поэт проехал через всю Москву. Вид осадного города произвел на него неизгладимое впечатление и вдохновил на новое творение: «дорогая моя столица, золотая моя Москва» — знакомые всем с детства строки…
Весной 42-го Исаак Дунаевский и режиссер ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников Сергей Агранян тщетно пытаются разыскать Лисянского. Дунаевский наткнулся на стихотворение Лисянского про Москву в журнале «Новый Мир» и прямо на полях журнала набросал к нему ноты. Композитор хотел во что бы то ни стало отыскать автора, но найти Лисянского по фронтовому адресу никак не получалось. Тогда Дунаевский попросил Аграняна дописать несколько куплетов вместо Лисянского. Оставаясь верным стилистике поэта, Агранян дописал еще три куплета, не трогая припев: дорогая моя столица, золотая моя Москва…
С 1996 года совместное творение Лисянского и Аграняна официально является гимном столицы Российской Федерации… Правда оригинальную музыку Дунаевского, по решению правительства Москвы, решили обработать. Окончательное музыкальное hqdefaultоформление гимна златоглавой сделал композитор Дмитрий Атовмян. Вполне подходящая кандидатура для работы над гимном Москвы: Атовмян — сам москвич, выпускник Московского военно-музыкального училища, бывший руководитель вокально-инструментального ансамбля «Москвичи»…
Фамилии на «ян» встречаются и при изучении истории гимна СССР. Как известно, первые почти 20 лет своего существования Страна Советов в качестве гимна использовала Интернационал парижской коммуны. И лишь в 1943 году началась работа по созданию уже собственного гимна Советского Союза, хотя Интернационал еще несколько лет состоял в ранге главной песни Союзных республик Украины и Белоруссии.
В 1943 победу в конкурсе на новый советский гимн одержал вариант композитора Александр Александрова и поэта Сергея Михалкова. Сам поэт вспоминал, что узнал о конкурсе от военного журналиста Габриела Урекляна, который и написал первоначальный вариант позднее утвержденного гимна.
Габриел Аркадиевич Уреклян(ц) родился в Самарканде в 1899 году. Есть еще версия, что родился он в Тифлисе, или, по крайней мере, оттуда родом его мать, тифлисская армянка. Исследователь из Самарканда Рубен Назарян отыскал в архивах Узбекистана документ от 2 июня 1899 года, написанный Аршаком Уреклянцом, отцом журналиста, подданным Османской Империи, который обратился к тогдашним властям с просьбой предоставить ему гражданство в Российской Империи. Свое обращение он мотивировал гонениями на христиан в Османский Империи, куда он не желал возвращаться. Аршак Уреклянц остался жить в России и стал вполне удачным хозяйственником и менеджером. В дореволюционный период он был руководителем Самаркандского отделения Сибирского торгового банка.
Сын Аршака Габриел, по версии исследователя Назаряна, в стране рабочих и крестьян решил не афишировать, что является потомком банковского служащего и предпринимателя царских времен. Так отцовское имя Аршак он в документах сменил на Аркадия, а фамилию сократил на одну букву: Уреклян. В «Известиях», а потом и с линии фронта он работал под творческим псевдонимом Эль-Регистан, где Эль — последние буквы его имени, а Регистан — название архитектурного ансамбля в Самарканде.
С. Прокофьев, Д. Шостакович и А. Хачатурян
Сергей Михалков вспоминает: летом 1943 года, на следующий день после того как Маршал Ворошилов объявил о конкурсе на государственный гимн СССР, рано утром к нему в квартиру пришел Габо (так Урекляна называли друзья) и сказал с порога: «Мне приснился сон, что мы с тобою стали авторами гимна». На оборотной стороне гостиничного счета (Уреклян тогда снимал комнату в гостинице Москва) он уже сделал первые наброски гимна. Этот исторический документ до сих пор хранится в РАСПИ.
Кстати, в конкурс в числе других участвовали такие великие композиторы как Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян. Пробившись в финал, они лишь под конец уступили творению Александрова. Прослушав все три варианта в Большом Театре окончательное решение в декабре 1943 принял сам Сталин. А 31 декабря новый гимн СССР уже звучал по радио СССР.
Вот так Хачатурян едва не стал автором гимна Советского Союза. Великий композитор годом позже написал гимн Советской Армении.
Подготовил Айкарам Наапетян
http://dlmn.info/ru/gimn-sssr-i-moskvy-armyanskiy-sled/