Инфотека24. Азербайджан – многонациональная страна, декларирующая что права народов и национальных меньшинств в этой республике полностью соблюдаются. Представители Азербайджана даже ставят в пику Армении ее мононациональность и иной раз используют этот аргумент в свою пользу.
Но следует понимать, что мало быть многонациональной страной, мало говорить о мультикультурализме, надо реально поддерживать автохтонные народы, проживающие в стране, а не просто заниматься декларированием того, от чего на самом деле в Азербайджане давно пытаются избавиться.
Баку очень болезненно и крайне неудачно и безуспешно реагирует на критику в свой адрес именно в этой сфере. Можно сказать, что это самое слабое место азербайджанских властей в информационной войне, где картонная линия обороны практически каждый раз пробивается критиками даже ниже среднего уровня.
И когда речь заходит о попирании прав талышей или какого-то другого этноса в этой стране, мы в ответ слышим толь слабые оправдания, типа того, что никто специально не нарушает права этнических меньшинств, а если в стране и нарушаются чьи-то права, то нарушаются они у всех граждан и выделять тут отдельно талышей или какой-то другой этнос или этническое меньшинства, совершенного неуместно. Но это в корне неверный и обманчивый подход.
Если мы будем подходить к проблеме именно с этих позиций, когда говорят, что «попираются права у всех граждан и не стоит специально выделять какой-то вопрос», то в таком случае если будет арестован журналист, политик, правозащитник, правовед или будет подвергнут каким-то другим преследованиям, мы не должны молчать и не говорить об этом, или выделять это и относить к какой-то отдельной личности.
Вообще где видано такое, что при аресте журналиста, кто-то говорит, «что в стране у всех есть проблемы, на всех давят и поэтому нельзя выделять какого-то журналиста»? Или же когда арестовывают известного оппозиционного лидера разве кто-то говорит о том, что «в стране под заключением не только этот оппозиционер, но и много других людей». Никто так не говорит, так как аресты журналистов, политиков или правоведов обычно связаны с их профессией, с их деятельностью, амбициями и устремлениями.
К примеру, когда в Азербайджане был арестован лидер партии «Республиканская Альтернатива» Ильгар Мамедов, то никто не уравнивал его с другими заключенными, так как это был особый случай преследования известного оппозиционера по политическим мотивам. И все об этом говорили и писали. Поэтому аресты и преследования представителей талышского этноса или других местных народов связаны с тем, что они поднимают вопросы, касательно нарушений национально-культурных и политических прав, связанных с этнической принадлежностью. Именно их деятельность в этом направлении и вызывает действие репрессивного аппарата азербайджанского государства.
Права местных, автохтонных народов нарушаются, и они не видят к себе такого же отношения, как к азербайджанскому большинству. К примеру, все информационно-образовательные средства для азербайджано-тюркской части населения на их родном языке. Телевидение, радио, школы, все на азербайджанском языке. Вместе с ними и русскоязычные могут также хоть и ограниченно, но пользоваться этими возможностями. Для других народов эти простые блага просто невозможны. Да и русский язык, существенно вытеснен из школ и из обихода, естественно при активном содействии пантюркистских властей.
Особенно это чувствуется именно в Талышском регионе, где постепенно ликвидируется русский сектор и можно сказать, сведен на минимальный уровень. Это делается в целях ограждения талышского населения республики от русского культурного влияния и также для ограничения доступа талышей в русскоязычную научно-политическую информационную среду, заменяя его низкоуровневой турецкой и местной.
Некоторые несведущие могут подумать, ведь в стране есть преподавание на талышском и лезгинском языках. Да, действительно часть людей хочет в это верить, а другая повторяет пропагандистскую дезинформацию властей. Так, в 2018 году представитель Администрации Президента Азербайджана Этибар Наджафов заявил, что в Азербайджане функционируют 108 школ, где преподавание идет на лезгинском и 225 школ, где преподавание идет на талышском языках.
На самом деле это в корне неверная информация. В Азербайджане нет ни лезгинских, ни талышских школ. В Азербайджане есть школы, где формально преподаются лезгинский и талышский языки. То есть, если бы в этих школах на талышском и лезгинском языках преподавались бы такие предметы как литература, история, биология, география и т.д., тогда слова Этибара Наджафова соответствовали бы действительности. На самом деле же в этих школах талышский и лезгинский языки всего лишь числятся как отдельные предметы школьной программы.Всего лишь числятся!
Тут уместно было бы отметить, что талыши в Азербайджане живут не только в Талышском регионе, но и на Абшеронском полуострове, в таких городах как Баку, Сумгаит, Хырдалан и др. населенных пунктах. По некоторым утверждениям, талышей по причине урбанизации на Абшеронском полуострове живет не меньше, чем в самом Талышском регионе. К примеру, в прилегающем к городу Баку, поселке Бина, больше половины проживающих являются этническими талышами. Население этого поселка по официальной статистике около 60 тысяч, а по неофициальным подсчетам в этом «Талыш- тауне» проживает более 150 тысяч человек. И это не единственный такой поселок с весомым талышским населением.
В столице страны и на всем Абшеронском полуострове по приблизительным подсчётам живет по меньшей мере 500 тысяч талышей, если не больше. На Абшероне проживает и немало лезгин. В силу этих причин талышские и лезгинские школы должны открываться не только в Талышском и Лезгинском регионе, но и на Абшеронском полуострове. Это исходит из реальных потребностей жителей указанных регионов.
Как мы отметили, на сегодня предметы талышского и лезгинского языка проходят в очень малом количестве школ, и то формально. В Талышском регионе эти предметы, в основном, либо заменяются уроками физкультуры или труда, либо же проходят на очень низком уровне со стороны тех же учителей физкультуры или труда. То есть процесс преподавания нисколько не отвечает никаким требованиям качества и временного количества. А те преподаватели, которые хорошо знают талышский язык и сам предмет, и относятся к вопросу преподавания со всей серьезностью, подвергаются давлению. Кроме этого, для преподавания предмета талышского языка нет никакой мотивации. Если в стране активные талыши подвергаются давлению и репрессиям, то очень мало людей захочет работать в этой сфере.
Другой проблемой является то, что в университетах не уделяется внимания исследованиям языка и культур других народов и этносов Азербайджана. В университетах исследований в этой сфере нет. Нет даже небольших курсов для развития преподавателей талышского и лезгинского языков. Государство неудачно оправдывает это тем, что в этой сфере нет специалистов. Это также в корне неверное и ложное утверждение.
Один из трех самых активных и известных специалистов талышского языка Новрузали Мамедов умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах, а по мнению многих он был убит. Другой специалист Гилал Мамедов был также арестован и подвергался давлению и насилию, а Фахраддин Аббасзаде лишен свободы и отбывает срок.
Есть достаточное количество специалистов по талышскому языку, чтобы Бакинский Государственный Университет мог организовать полноценную кафедру собрав туда по меньшей мере 10-12 из них и начать регулярную подготовку преподавателей и специалистов.
Не будем уходить далеко, можно привести в пример Ереванский Государственный Университет. Там всего лишь силами троих специалистов по талышскому языку идет профессиональное преподавание талышского языка. И это в Армении, а не в Азербайджане, где талыши являются местным, автохтонным населением. Кроме того, известно, что в России могут готовить специалистов по лезгинскому языку. Разве в Азербайджане это невозможно?
И если Азербайджанское правительство действительно хочет решить эту проблему, то почему бы не пригласить специалистов из России, которые могли бы содействовать развитию местных преподавателей? Все это показывает истинные намерения азербайджанского правительства. Азербайджанские власти не заинтересованы в развитии языка и культуры местных народов, наоборот они заинтересованы в их подавлении, которое проявляется даже в борьбе с самим именем «Талыш» и национальными фамилиями.
Несмотря на то, что национальные имена и фамилии являются одним из критериев права на самозащиту людей, в Азербайджане местные народы и этнические меньшинства не могут воспользоваться этим правом. Мы проводили более расширенные исследования и публиковали статьи об этом.
В настоящий момент в Азербайджане имя «Талыш» официально занесено в список запрещенных постыдных имен, от которых ребенок может испытывать моральный дискомфорт и вызывать насмешки в обществе. Примечательно то, что не запрещены такие имена как «Тюрк», «Гагауз», «Кипчак» или имена других народов. Запрещено именно имя «Талыш». Вместе с тем в стране за исключением граждан тюркского происхождения представители местных народов не могут выбрать окончания для своих фамилий присущие именно их народу. Гражданин вынужден выбрать окончание фамилии для себя и для своего ребенка из определенного списка и на каком основании он составлен никому не известно.
Заместитель председателя Терминологической комиссии при Кабинете министров профессор Саялы Садыгова открыто заявила по Общественному Телевидению страны, что имена, которыми называют детей должны пропагандировать азербайджанство. То есть, по ее словам, имя «Талыш» в числе других запрещенных имен не пропагандируют азербайджанство.
А в другом своем интервью она же заявила: «Почему мы должны называть своих детей такими русскими именами как Пётр и Павел»?
И после таких националистических высказываний этот человек все еще занимает руководящую должность, тогда как в нормальном государстве таких людей привлекают к уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства. Где-нибудь в цивилизованной стране или в цивилизованном обществе разе могут запрещают имена по национальному признаку?Но в Азербайджане такие люди получают должности, и их глупые, фашистские высказывания тиражируются в подконтрольных властям СМИ. Людей с таким мировоззрением на самом деле много в чиновничьем корпусе этой страны.
Другой проблемой для талышей и лезгин является отсутствие СМИ, телевидения, книжных издательств. То есть государство никак не оказывает поддержки для того, чтобы указанные необходимые средства для поддержания языка и культуры у местных народов были.