Авторская программаАналитикаАрмянеВоенные действияЖизнь замечательных людей..Знаменитые армянеоб АрменииПо страницам историиПолитика

Семен Багдасаров ПРЕДУПРЕЖДАЛ еще 10 лет назад! МОЩНАЯ РЕЧЬ в ГОСДУМЕ о Турции.

Багдасаров ПРЕДУПРЕЖДАЛ еще 10 лет назад! МОЩНАЯ РЕЧЬ в ГОСДУМЕ о Турции

НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ БЕСЕДУЕТ С ДЕПУТАТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ЧЛЕНОМ КОМИТЕТА ГД ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ СЕМЕНОМ АРКАДЬЕВИЧЕМ БАГДАСАРОВЫМ

– Семен Аркадьевич, давайте начнем разговор с самой горячей темы — подписания армяно-турецких протоколов об установлении дипломатических отношений. Мнения на этот счет и в самой Армении, и в диаспоре расколоты. Кто-то эти протоколы одобряет, относится к этому факту с энтузиазмом, кто-то — нет. Вы же сказали, что от сближения Армении и Турции Россия проиграет даже сильнее, чем от прихода Саакашвили к власти. Однако считается, что позиции России в Армении как никогда прочные, и целые отрасли армянской экономики находятся под контролем российских промышленных групп. Поэтому в Ереване, в частности, считают, что открытие границ принесет выгоду в первую очередь России.

– Я не считаю, что подписанный документ соответствует ее интересам. Во-первых, это проект американский, и в Вашингтоне этого даже не скрывают. Он даже назван по аналогии с палестино-израильским соглашением «дорожной картой». Задача Вашингтона достаточно простая: усиление своего союзника Турции на Южном Кавказе и использование Турции для проникновения в исламский мир.

Турция – это извечный геополитический противник России. Было бы удивительно, если бы усиление роли Турции в регионе привело к каким-то выигрышам в российской политике. Нет, это приведет лишь к сдаче Южного Кавказа. Обратите внимание, что при подписании протокола в Цюрихе в центре внимания были не министры иностранных дел Турции и Армении, а госпожа Клинтон. Наш министр тоже фигурировал, но как-то бочком. Поэтому все, что Россия завоевывала и удерживала столетиями, может быть бездарно сдано.

Турции весьма выгодно вытеснить Россию с Южного Кавказа, где у нас есть военные базы, экономические интересы. Но это пока есть. Никто не гарантирует, что они сохранятся и завтра. По большому счету, что такое российские военные базы в Армении? Это щит от возможной войны с Турцией. Завтра под предлогом сближения позиций американцы надавят на руководство Армении, и оно поменяет свое мнение.

Это не беспочвенные опасения. Для сравнения обратите внимание на то, что сейчас происходит в Таджикистане. Еще 5-6 лет назад никто не предполагал, что таджикское руководство будет ставить вопрос о каких-то условиях, ущемлять российских военных в Таджикистане. Считалось, что у нас там прекрасные и военные, и экономические позиции. Сейчас нас из Таджикистана выталкивают Соединенные Штаты. То же самое будет происходить и в Армении.

Что касается самих протоколов, то они рождают иллюзию, что после того, как откроются границы с Турцией, все станет хорошо. Но, во-первых, турецкая экономика намного более мощная, чем армянская, и просто задавит ее. Никаких новых рынков сбыта для Армении, это исключено. А вот вероятность того, что значительная часть армянского производства будет замещена турецким, становится более чем возможной.

Наконец, протоколы фактически снимают с повестки дня вопросы, которые были очень неудобны для Турции: о геноциде и о Карсском мирном договоре. Создать комиссию историков, как это сейчас предлагается, — значит заболтать проблему и сделать первый шаг на пути отказа от признания геноцида.

Представьте себе лидеров Израиля, согласившихся снять вопрос о холокосте в обмен на обещания развивать торговлю. Там это невозможно! А вот в Армении подобный подход почемуто считается допустимым.

Отказ от Карского договора для турок тоже очень важен, он означал бы, что никаких территориальных претензий у Восточной Армении, у Республики Армения нет. При этом абсолютно нет никаких гарантий, что завтра все это не будет увязано с карабахской проблемой.

– Россия вместе с Соединенными Штатами способствовала заключению этого соглашения…

– Я считаю, позицию Министерства иностранных дел России в этом вопросе крайне ущербной. Она как никогда прежде показывает несостоятельность политики по защите собственных интересов.

– Что в таком случае может ожидать Нагорный Карабах?

– Я думаю, что турки будут додавливать проблему Нагорного Карабаха. Другое дело, что у господина Саргсяна небольшие возможности для маневра. Если сейчас сдавать Нагорный Карабах, его рейтинг не просто резко упадет, а станет нулевым. Поэтому с его стороны маневры возможны. Но не думаю, что турки откроют границу до решения проблемы Нагорного Карабаха.

– Хотелось бы коснуться еще отношений России и Грузии. Время от времени появляются сообщения о том, что вроде бы они налаживаются. И тут на этом в целом позитивном фоне Вы выступаете с инициативой лишить министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе российского гражданства.

– Во-первых, наше высшее политическое руководство неоднократно говорило о том, что нормализация отношений с Грузией возможна только после ухода президента Саакашвили. Что, мы простили нападение на Цхинвал? Мы простили войну? Мы простили кровь наших граждан, наших солдат и офицеров? Поэтому я и поднял вопрос по поводу российского гражданства грузинского министра.

Который, помимо всего прочего, является близким другом господина Саакашвили, членом его команды. И если господин Вашадзе когда-то осуждал паспортизацию граждан Южной Осетии и Абхазии, то почему же он свой российский паспорт никуда не сдал?

Поэтому мной были приняты меры, которые привели к тому, что он отказался от паспорта. Я считаю, что на его совести также кровь наших солдат и офицеров, наших граждан. Ни о каком улучшении отношений с режимом Саакашвили речи быть не может. Мало того, мы должны занять очень принципиальную позицию по Грузии, в частности, по поводу национальных меньшинств, которые подвергаются гонениям. Я имею в виду армян в Джавахетии, азербайджанцев в Марнеули.

– В таком случае хотелось бы подробнее поговорить о проблеме Джавахка. В общем, проблем там много, связанных с хождением армянского языка, с экономической депрессией, с безработицей. Грузинские политики уверяют, что и в других районах такое же положение. Однако факты говорят о том, что это вовсе не так. А как можно решить эту проблему? Эта проблема политическая или гуманитарная?

– Эта проблема и политическая, и гуманитарная, и экономическая. Я думаю, что проблему Джавахетии, так же как и проблему азербайджанцев в Марнеули, можно решить созданием конфедерации. Каждый регион должен иметь возможность налаживать отношения с соседними странами, находить дополнительные возможности для внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что грузинское руководство развивает в первую очередь грузинские территории в ущерб территориям, где живут национальные меньшинства. Чтобы этот процесс не принял необратимые формы, надо поднимать вопрос о конфедерации, о защите национальных прав национальных меньшинств.

– Что в этой ситуации может сделать Россия? Я знаю, что Россия, например, молокан просто вывезла на свою территорию. Но как быть с армянами? Их что, тоже вывозить?

– Задача российского руководства заключается в поддержке свобод и прав любых национальных меньшинств. Мы должны поднимать вопрос в ПАСЕ, в других международных организациях по поводу защиты национальных меньшинств в Грузии. Это наша главная задача.

– Семен Аркадьевич, это делается?

– Это вопрос к господину Лаврову: почему не делается, хотя должно. Одной из причин, кстати, является отсутствие у нас в стране грамотных специалистов, профессионально владеющих региональными проблемами. Я считаю, что это главная проблема. А также отсутствие патриотизма у представителей исполнительной власти. Мы должны проводить здоровую имперскую политику. При этом помнить о своих друзьях и поддерживать их, где бы они ни были.

– Не понятны, с другой стороны, шаги Армении в отношении Джавахка, помощи своим.

– Я не армянский политик, а этот вопрос надо задавать им. Я так думаю, что господин Саргсян очень увлекся сближением с Турцией и забыл о своих соотечественниках, забыл, что 75-80% армян живет за пределами Армении, что в Грузии до сих пор не зарегистрирована Армянская Апостольская Церковь, остро стоит вопрос о памятниках, принадлежащих Армянской Церкви. Он забыл обо всем этом. Надо бы ему напомнить, наверное.

Беседу вела Армила Минасян

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button