В Госдуме оценили возможные последствия обострения в Карабахе
© РИА Новости / Александр Натрускин
РИА Новости. Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин заявил РИА Новости, что дальнейшая эскалация конфликта Азербайджана и Армении может стать серьезным вызовом для безопасности всего кавказского региона.
«Россия, безусловно, категорический противник военных действий и всегда выступала за то, чтобы режим прекращения огня, который в 1994 году был достигнут, сохранялся. В принципе он сохранялся в течение многих лет, но в 2016 году, в апреле, Азербайджан решил продемонстрировать свои возможности, было большое обострение, было много жертв», — сказал парламентарий.
16 июля, 08:00
На чьей стороне Россия в армяно-азербайджанском конфликте?
Он отметил, что эта вспышка очень серьезно усилила напряженность между Арменией и Азербайджаном и в целом в регионе, поэтому после этого говорить о том, что конфликт в вооруженной фазе ушел в прошлое, уже не представлялось возможным.
«У меня такое впечатление, что если все это не прекратится завтра-послезавтра, то мы сталкиваемся с очень серьезным вызовом вообще безопасности всего кавказского региона, тем более, если наши так называемые партнеры-турки в очередной раз захотят продемонстрировать себя, это может быть очень серьезной проблемой. Россия, безусловно, должна будет выполнить свои обязательства в случае, если нападению подвергнется армянская территория», — сказал Затулин.
Он подчеркнул, что дальнейшая эскалация конфликта – повод для немедленных консультаций в Совете безопасности РФ, для контактов со всеми сторонами, которые вовлечены в конфликт.
Депутат уточнил, что все обвинения, кто первый начал, являются традиционными. По его мнению, армянская сторона не заинтересована в военных действиях, так как статус-кво позволяет ей контролировать территорию Нагорного Карабаха и обороняться от возможных попыток военного реванша на более выгодных позициях,
«Поэтому верить в то, что армянская сторона по своей инициативе обостряет конфликт, мне очень сложно. А азербайджанская не скрывает своего желания прибегнуть к силе, военная риторика постоянно звучит из уст руководителей Азербайджана… Военный бюджет Азербайджана равен государственному бюджету Армении. И, конечно, ружье, которое висит на стене, по законам жанра должно выстрелить», — добавил Затулин.
Он также отметил, что является категорическим противником того, чтобы Турция влезала в эти отношения, «тем более с ее бэкграундом, связанным с геноцидом армян в Османской империи, который она не признает».
Ранее в воскресенье МО Азербайджана заявило, что ВС Армении обстреляли населенные пункты на линии соприкосновения в Карабахе, согласно этим данным, есть погибшие среди гражданских. По заявлению МО Армении, Карабах «подвергся воздушным и ракетным атакам», армянская сторона сообщала, что сбила два вертолета и три беспилотника Азербайджана.
Пресс-секретарь президента непризнанной Нагорно-Карабахской республики Ваграм Погосян сообщал, что артиллерийскому обстрелу подверглись мирные населенные пункты в Карабахе, в том числе столица Степанакерт, он призвал население укрыться. Позже МО Азербайджана заявило, что азербайджанские ВС начали контрнаступательную операцию по всей линии соприкосновения в Карабахе. Минобороны Армении заявило, что Азербайджан потерял три танка, есть, предположительно, и «потери в живой силе». Военные Азербайджана заявили об уничтожении 12 зенитных комплексов ВВС Армении. Президент непризнанной Нагорно-Карабахской республики Араик Арутюнян ввел военное положение и объявил всеобщую мобилизацию.
Конфликт в Карабахе начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР. В ходе вооруженного противостояния в 1992-1994 годах Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ во главе с тремя сопредседателями — Россией, США и Францией. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.