Этническая карта Кавказа V—IV вв. до н. э., (фрагмент Этнической карты Европы V—IV вв. до н. э.), «Всемирная история», т. 2, изд. 1956 г.
Древнейшие свидетельства пребывания неандертальцев на территории Нагорного Карабаха относятся к палеолиту (Азыхская/Азохская пещера).
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%85%D0%B0
Медный (точнее, медно-каменный) век на территории Карабаха наступил на рубеже VI—V тыс. до н. э.; тогда же распространились скотоводство и примитивное мотыжное земледелие и небольшие посёлки с домами из сырцовых кирпичей. В эпоху ранней бронзы (III—II тыс. до н. э.) регион населяли носители Куро-аракской культуры, ещё относительно широко применявшие каменные орудия (топоры, вкладыши). Их сменили представители Ходжалы-кедабекской культуры (XIII—VII вв. до н. э.) поздней бронзы и раннего железного века, для которой характерны погребения в больших курганах, а также циклопические сооружения — менгиры и дольмены. В погребениях этой культуры, наряду с глазурованными сосудами, цилиндрическими печатями, различными золотыми изделиями и т. д., обнаружена агатовая бусина с именем ассирийского царя Ададнерари —, по-видимому, (хотя вопрос спорный), Адад-нирари I, 1307—1275 до н. э. Около 1000 года до н. э. в Карабахе, как и во всём регионе, научились получать железо и изготавливать железные орудия.
Античность. Арменизация Арцаха.
По мнению Роберта Хьюсена, автохтонным населением региона были различные племена, преимущественно не индоевропейского происхождения. Когда и как произошла арменизация края, в точности неизвестно. Французский историк-кавказовед Жан-Пьер Маэ[fr] считает, что правобережье Куры (исторические Арцах и Утик) было сильно арменизировано начиная с IV века до н. э. Согласно Р. Хьюсену автохтонное население Арцаха и Утика было сильно арменизировано в период вхождения этих регионов в Великую Армению, в 189 г. до н.э.—387 г. н.э.Другие источники, с опорой на классических авторов Ксенофонта и Геродота, утверждают, что армяне распространились до реки Кура уже в VII веке до н. э.. Российский историк А. П. Новосельцев полагает, что часть местного разноплеменного населения в приграничных с Албанией районах Армении была арменизована в эпоху поздней античности, в период политической гегемонии Армении до её раздела в 387 году.
Мнение ряда армянских историков об этнически армянском население правобережья Куры, начиная с периода Ервандидов подверглись критике со стороны ряда российских исследователей, указывающих на игнорирование этими историками исторического неармянского населения региона. В свою очередь, ряд азербайджанских историков, в русле «всеобщей тюркизации» азербайджанской историографии, производит тюркизации Кавказской Албании, заявляя, что племена региона изначально были тюркскими.
Великая Армения. 189 г. до н.э. — 387 г. н.э.
Закавказье в II—I вв. до н. э., «Всемирная История», Т.2,1956 г.
С начала II века до н. э. до раздела Великой Армении в 387 г. н. э., в течение примерно 6 столетий, территория современного Нагорного Карабаха (Орхистена) входила в состав армянского государства, северо-восточная граница которой проходила по реке Кура. Древнегреческий географ и историк Страбон, опираясь на источники середины I в. до н. э. (времён походов Помпея), характеризовал Орхистену как «область Армении, выставляющую наибольшее количество всадников».
Руины города античной и средневековой эпохи близ г. Агдам, который армянские археологи отождествляют с Арцахским Тигранакертом, построенным в I веке до н. э. царём Великой Армении Тиграном Великим (фрагмент)
Когда именно Орхистена (Арцах) впервые стала частью Армении, точно неизвестно[9]. Арташес I отвоевал Арцах и Утик у албанских племён, при этом на момент возникновения этой границы государства Кавказская Албания ещё не существовало; как считается, оно возникло в конце II или даже середине I в. до н. э..
По сообщениям армянских археологов, отождествляющих город, развалины которого были обнаружены в 2005 году, с Тигранакертом построенным Тиграном Великим в Арцахе[14], там найдены остатки цитадели, руины христианской базилики V—VI веков, сотни предметов, аналогичных тем, что были найдены в Армении. Город существовал c I в. до н. э. до XIII—XIV веков.
А. П. Новосельцев, анализируя античные источники I в. до н. э. — II в. н. э. — Страбона, Птолемея, Плиния Старшего, Диона Кассия, Плутарха и др. находит в них только указания о принадлежности Арцаха Великой Армении и прохождении северной границы этого государства по реке Кура. Он также отмечает, что источники III в. н. э. по этому вопросу практически отсутствуют, а армянская историческая хроника, берущая своё начало в V в. н. э., описывая события предыдущих столетий, опиралась на устные эпические традиции. На основе своего исследования учёный приходит к выводу, что Арцах со II в. до н. э. по 387 г. н. э. входил в состав Армянского царства, подчёркивая при этом, что в разные исторические периоды зависимость этой области от Армении могла быть различной.
Тем не менее принадлежность Арцаха в античности стала предметом острой дискуссии уже с середины XX века. Азербайджанские учёные (З. Буниатов; вслед за ним И. Алиев и др.) выдвинули теорию, согласно которой сообщения античных авторов «неточны» и Арцах не постоянно входил в состав Армении, но переходил из рук в руки между Арменией и Кавказской Албанией или даже постоянно входил в состав Албании. Противники этой теории считают её частью кампании по фальсификации истории, проводившейся, по их словам, в Азербайджане ещё с советских времён.