СТАНИСЛАВ ТАРАСОВ, 24 октября 2020, — REGNUM
Сложно сказать, на что рассчитывали главы МИД Азербайджана и Армении Джейхун Байрамов и Зограб Мнацаканян, отправляясь после встреч с главой МИД России Сергеем Лавровым в Москве в Вашингтон на переговоры с госсекретарем США Майком Помпео. Дело в том, что президент России Владимир Путин, инициируя переговоры в российской столице, действовал по сценарию договоренностей в формате Минской группы ОБСЕ. США полностью поддерживали действия Москвы. И не наша вина, что достигнутые договоренности о гуманитарном перемирии оказались сорванными. Отношения конфликтующих сторон настолько обострились на эмоциональном и политическом уровнях, что Лаврову не удалось вновь собрать вместе глав МИД Азербайджана и Армении. Забегая вперед, отметим, что этого не удалось сделать и Помпео в Вашингтоне.
Помпео заявлял: «Мы надеемся, что армяне смогут защититься от того, что делают азербайджанцы». После чего раскритиковал турецкую помощь Азербайджан. В этой связи американское издание The National Interest рекомендовало Белому дому «признать Арцах как независимое государство, что могло бы стать отличным дипломатическим сигналом Турции — ее политика в регионе может иметь неприятные последствия». С этой точки зрения заход армянской дипломатии на Анкару через Вашингтон не был лишен определенного здравого смысла. Однако встречи и переговоры Помпео с азербайджанским и армянским коллегами не привели к конкретным результатам. Госсекретарь, конечно, присоединился к призывам положить конец боевым действиям между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, но констатировал наличие «сложной дипломатической ситуации». Ему также не удалось организовать трехстороннюю встречу.
По большому счету, пишет американское издание The Hill, «прошли времена, когда безопасность на Кавказе связывали с европейской безопасностью, из чего и выросла решимость Азербайджана начать войну с поддержкой Турции». Чем бы не закончилась нынешняя карабахская война, очередным перемирием и режимом прекращения огня, напряженность на Кавказе, в Черном море, на Ближнем Востоке и в Средиземноморье будет усиливаться, обозначая новую связь между безопасностью на Кавказе и в Европе. Что дальше? На наш взгляд, сейчас напрашивается необходимость встреч и переговоров глав МИД России, США и Франции по карабахскому урегулированию. Чтобы такие переговоры были действенными с точки зрения прекращения боевых действий, необходимо выдвинуть конкретный ультиматум конфликтующим сторонам, что сопряжено с выработкой соответствующей дорожной карты. Это первое.
В противном случае, как считает турецкое издание Sabah, «Карабаху уготована судьба Сирии». И не случайно от Тегерана поступило предложение создать трехсторонний механизм Иран — Россия — Турция для урегулирования проблемы в Нагорном Карабахе по аналогии с астанинским процессом в Сирии.