Аналитика

Потеря этих территорий привела к падению Первой республики.

Наш собеседник – директор Института истории РА, доктор историографии Ашот Мелконян.

Господин Мелконян, сегодня Армения отмечает День Первой республики. В какой мере мы смогли извлечь уроки из прошлого?

Думаю, в любом случае уроки извлечены. Арцахское движение и наша победа говорят о том, что мы извлекли уроки и поняли, что бумажный черпак Хримяна Айрика нас не доведет до успеха. Только в результате вооруженной борьбы нам удалось восстановить контроль над частью нашей родины. Уроки мы извлекли и из Геноцида, когда 26-27 февраля случились погромы в Сумгаите, мы сразу же вспомнили 1915-й год и предприняли меры. Мы поняли, что только вооруженная борьба может обеспечить нам победу в этой войне.

Что касается Второй мировой войны, думаю, уроки Первой мы усвоили хорошо, и, выстраивая отношения со стратегическим союзником, не забываем о 1920-21 гг., когда Советская Россия пошла против наших интересов, что привело к потере Карса, Сурмалу. Мы помним это и не позволим подобного сейчас, вступая с союзником в диалог на равных.

Как вы расцениваете армяно-российские отношения за последний год? Говорят о некоторой напряженности. Изменилось ли отношение России к Армении после прихода к власти легитимной силы?

Строить отношения с легитимной властью для России, конечно, сложнее, и недоверие, пожалуй, восходит к этому. Но время все расставит по своим местам, и наш стратегический союзник поймет, что Армения может быть надежным союзником, а не сателлитом. То есть, с суверенным государством, с союзником следует  обращаться как должно.

Определенные рычаги Россия время от времени использует, чтобы восстановить свои прежние позиции, но сейчас это сложнее. Думаю, Россия осознает однажды, что достойный союзник выгоднее.

В какой мере  в годы Первой республики был важен территориальный вопрос, и изменился ли подход?

Речь идет о насущных территориях, не только о Карсе, Нахиджеване, восточных провинциях Западной Армении, но и о выходе к морю. Победившие в Первой мировой страны хотели видеть в лице Армении союзника. Премьер-министр Британии Ллойд Джордж призывал дать Армении легкие, чтобы она могла дышать, выход к Черному морю. Поэтому они считали Эрзерум и Трабзон неотъемлемыми частями Армении. Один из пунктов Севрского договора предполагал присоединение этих территорий к Армении. Это насущный вопрос для нас, потеря этих земель нанесла чувствительный урон и в итоге привела к падению Первой республики.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button