Тридцать лет назад, когда Нагорный Карабах уже погряз в межэтнических разборках, в регионе произошел обмен селами — уникальный случай для всего армяно-азербайджанского конфликта. О мире без войны глава общины армянского села в Азербайджане Ишхам Татуян договорился за кухонным столом. Он пришел к старейшинам азербайджанского села в Армении. Тайные переговоры шли вопреки политике республик, но дипломаты от народа понимали: нужно что-то делать. Ишхам Татуян: «Они пришли к нам, чтобы посмотреть дома и написали: вот этот подходит этому человеку, этот — этому человеку. Четыре месяца, поменялись». Жаля Гурбанлы, заведующая книжным отделом библиотеки: «Я дом на дом поменяла, потому что уже нельзя было оставаться после Сумгаита, шума-гама такого. Мы должны были уехать». Переезжая, участники обмена брали все, что можно было увезти, но при условии, что ни у кого не будет бытовых проблем на новом месте, пообещали друг другу ухаживать за кладбищами. Как и обещали азербайджанские старейшины, дом Ишхама Татуяна стоит до сих пор. Держат слово за своих отцов и те, кто тогда переезжал в Армению еще ребенком. Армянские реликвии десятилетиями оберегают и в центре старого Баку с надеждой, что когда-нибудь, после ссор и разногласий, их тоже вспомнят добрым словом. Армянское культурное и религиозное наследие хранится на десятках стеллажей в армянской церкви Григория Просвятителя, которая уже 20 лет находится на балансе министерства просвещения Азербайджана. По официальным данным, в Баку живут 10 тысяч этнических армян. Библиотекари пускают и помолиться, и набрать святой воды. Народная во всех смыслах дипломатия открывает двери, даже если продолжается война. Позиция Баку не изменилась: «Карабах — Азербайджан», и пока в спорном регионе будет хоть один армянин с оружием, мира не получится. Для азербайджанского народа это больше, чем условие. Это уже национальная идея. Как и по другую сторону фронта. Мариетта Гаспарян, беженка: «Но эта победа, вы сами знаете, какой ценой эта победа дается. Гибнут 19-20-летние, генофонд наш армянский погибает. Надо думать и об этом». Искандер Али Аббас, ветеран Карабахской войны: «Я воевал за Азербайджан в первую Карабахскую войну, был дважды ранен. Но сейчас, что они творят сейчас?» Хатира Юбзеева, жительница Баку: «Мы не хотели, чтобы дети умирали, молодые люди умирали. Война — плохо. Но мы ждали 28 лет, чтобы мирно решили эту проблему».
Статьи по Теме
Проверить также
Close