
Перспективы Китая | АРМАГЕДДОНЫЧ
СНВ-3 остается последним действующим крупным российско-американским соглашением по контролю над стратегическими ядерными вооружениями. Первоначальное требование администрации Дональда Трампа на его продолжение — это установить более жесткий текущий контроль за выполнением, ограничить новые разработки и убедить «стратегического партнера» России Си Цзиньпина подключить Китай к обновленному договору СНВ, который примет трехсторонний формат. Если эти условия не будут выполнены, то США выйдут и из этого договора в феврале 2021 года. Такова была позиция США на июнь 2020 года.
Однако в октябре США как бы согласились продлить действующий договор сроком на один год на условиях замораживания числа развернутых ядерных боеголовок на уровне 1 550 единиц и подготовки нового многостороннего, т. е. с участием китайцев, соглашения. Последний пункт относится к ряду т. н. дополнительных условий.
Президент России Владимир Путин предложил США продлить СНВ-3 в его действующем виде без каких-либо «дополнительных условий» еще как минимум на год.
20 октября 2020 года российская сторона согласилась на предложение США о заморозке ядерного арсенала обеих стран для продления ядерного договора СНВ-3 «без каких-либо дополнительных условий».
В середине октября возникла надежда, что переговорщики от США и России — Маршалл Биллингсли и Сергей Рябков — могут буквально в несколько дней завершить переговоры, с тем чтобы соглашение о годовом продлении было заключено накануне президентских выборов в США, что дало бы президенту Трампу дополнительные очки.
Однако 27 октября заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков сделал заявление о разочаровании сигналами из Вашингтона по теме продления договора. К пятнице, 30 октября, стало очевидно, что российско-американские переговоры по продлению договора до президентских выборов в США 3 ноября не имеют никаких перспектив. Спецпредставитель президента США для переговоров по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли подтвердил, что США не готовы продлить СНВ-3 «без дополнительных условий».
* * *
В апреле 2019 года президент Трамп поручил сотрудникам своей администрации разработать предложения по расширению контроля над стратегическими вооружениями, который распространился бы на Китай в качестве еще одной из сторон соглашения. Дальше прозвучавшего призыва дело тогда не пошло, и каких-либо подробностей представлено не было.
Дальше на одном из официальных брифингов Госдепартамента один его неназванный высокопоставленный сотрудник заявил, что Китай собирается увеличить вдвое свои ядерные арсеналы в ближайшие несколько лет, в тот период, когда Вашингтон и Москва будут сдерживаться своим договором по контролю над своими стратегическими вооружениями. В США утверждают, что Китай достигнет значимых величин своего ядерного арсенала к 2050 году. Однако почему подобная дальняя временная перспектива должна влиять на текущее состояние дел по контролю за вооружениями между двумя бенефициарами ядерного клуба — США и Россией?