Владимир Ступишин: Никакого азербайджана не было на этой территории.
ИСТОРИЧЕСКОЕ МАРОДЕРСТВО
Армянский вестник
№2 1998г.
Просто диву даешься, до чего изобретательны стали бакинские потомки Чингис-хана в мучительных потугах вызвать сочувствие международного сообщества, а заодно и доказать некую исконность, “историчность” своих притязаний на земли коренных народов Закавказья.
В конце марта президент Азербайджана издал два бесподобных указа. Одним он учредил почетное звание “шехид 20 января” (шехид значит погибший за родину или что-то в этом роде, иными словами — герой). Другим указом учрежден еще один день памяти жертв геноцида (см. “НГ”, 3.04.98). Не подумайте только, что г-н Алиев вдруг решил покаяться за своих турецких старших братьев, виновных в преступлении геноцида против армян, или за своих предшественников на посту президента Азербайджанской Республики, которые так и не понесли ответственности за армянские погромы в Сумгаите, Гяндже, Баку, Геташене, Мартунашене, Арцвашене и т.д. Отнюдь нет! Он придумал свой геноцид, которому якобы не раз подвергались азерские тюрки, и, подтвердив одну, установил вторую официальную дату, когда этот артефакт надо отмечать.
Особенно кощунственно выглядит указ о “героях” 20 января, увязанный с вводом советских войск в Баку в 1990 году. Действительно, были тогда человеческие жертвы, в память о которых ежегодно устраиваются широкомасштабные мероприятия в Азербайджане, и Баку оповещает о них весь мир, упорно забывая о том, что этому предшествовало. “Забывают”, к сожалению, и многие российские средства массовой информации. А предшествовала вводу войск целая неделя армянских погромов, на протяжении которой при явном попустительстве со стороны местных и центральных властей азербайджанские головорезы целенаправленно грабили, насиловали, пытали, зверски убивали ни в чем не повинных бакинских армян, как уже делалось в Сумгаите и Гяндже до того. В результате от полумиллионной армянской общины в Азербайджане не осталось ровным счетом ничего. Именно такие умышленные действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, и подпадают под состав преступления, именуемого в международном праве геноцидом.
Но не об этом преступлении своих соотечественников думает г-н Алиев, а о жертвах советских войск, хотя эти войска, подавляя распоясавшихся погромщиков, отнюдь не ставили перед собой цель уничтожения именно азерских тюрков. Об отсутствии таких намерений свидетельствует хотя бы тот факт, что стреляли они по всем без разбора и погибли люди самых разных национальностей. Я сам видел на бакинском мемориальном кладбище могилы людей с украинскими и еврейскими именами. Действия советских войск, приведшие и к невинным жертвам, несомненно заслуживают осуждения, только вот актами геноцида их ну никак не назовешь, так как в ходе подавления погромщиков никто не ставил цели уничтожения людей определенной национальности.
Увековечение Г. Алиевым памяти “шехидов 20 января” — издевательсто над памятью действительных жертв геноцида, учиненного азеро-тюрками. Это — типичный акт морального мародерства, ибо таким образом палачи, а именно в память прежде всего об этих “героях” той жуткой бакинской недели и установлено “почетное звание”, заняли место жертв устроенных ими погромов.
Другая дата — 31 марта — заимствована у мусаватистской Азербайджанской Демократической Республики, которая, как утверждается в алиевском указе, в 1919 и 1920 годах отмечала “день скорби” в память о событиях 30 марта — 2 апреля, когда Бакинской коммуне пришлось подавлять мусаватистский мятеж. Эту дату Г. Алиев объявил “Днем геноцида азербайджанцев”, но почему-то увязал с “переделом исторических земель” Азербайджана, каковой якобы начался с подписания в 1813 и 1828 гг. Гюлистанского и Туркманчайского мирных договоров. И здесь мы уже имеем дело не только с моральным, но еще и с историческим мародерством, бесславные традиции которого нынешние правители Баку унаследовали от мусаватистов и большевиков.
Дело в том, что именно мусаватисты заимствовали этноним провозглашенной ими республики у настоящего Азарбайджана, который всегда находился в Иране, переделав его на турецкий манер в Азербайджан и присвоив это имя закавказским областям Арран и Ширван, чья территория оказалась у них под контролем не без помощи турок. Последние, судя по всему, и подсказали фокус с этнонимом — с дальним прицелом на иранские территории. Арран и Ширван некогда входили в состав христианской Кавказской Албании, исламизованной арабами в VIII веке и впоследствии отуреченной пришельцами из-за Каспия до такой степени, что от коренных жителей почти ничего не осталось. Только вот Азербайджаном этот район никогда не назывался. И, видимо, именно потому большевики сначала провозгласили никакой не Азербайджан, а Бакинскую Коммуну и создали Бакинский Совнарком. Это уж потом, поколотив мусаватистов, они решили сохранить придуманное теми название, переименовав Азербайджанскую Демократическую Республику в Азербайджанскую Советскую Социалистическую Республику.
Всем, кто мало-мальски знаком с историей Закавказья, очень хорошо известно, что Атропатена-Азарбайджан находилась и находится к югу от Аракса, тогда как Ширван и Арран — к северу. И населены они совсем не одним народом, а разными, с разной этнической и исторической основой. Большинство населения Аррана и Ширвана составляли тюрки, кавказские татары, предки которых пришли из-за Каспия, они же доминируют сейчас и в Азербайджанской Республике и говорят на тюркском языке (так стал называть свой родной язык президент Эльчибей, считавший, что “азербайджанский язык” — это всего лишь сталинское нововведение, отдалившее Азербайджан от турецких братьев). В подлинном же Азарбайджане живут хотя и тюркоязычные, но все же не тюрки, а иранцы, говорившие до прихода тюрков на иранском диалекте азари, о чем свидетельствует и вся топонимика этой области Ирана.
Никакого единого государства или страны, которая соответствовала бы территории Аррана, Ширвана и Азарбайджана вместе взятых, никогда не существовало, и делить там было нечего. Тем более не было никакого “передела азербайджанских земель” ни в 1813, ни в 1828, ни в какие другие годы. Все это неуклюжая выдумка бакинской пропаганды. К России отошли не “азербайджанские земли”, а персидские владения, населенные армянами, курдами, лезгинами, талышами, татами, удинами и другими народами, среди которых были и кавказские татары, как их называли в Российской империи и даже в Советском Союзе, пока не переименовали в азербайджанцев.
Азарбайджан же как был, так и остался в составе Ирана, где благополучно пребывает по сею пору.
Но если не было на перешедших к России от Персии землях никакого “азербайджанского народа”, то о каком геноциде может идти речь? Кавказских татар если и притесняли в “тюрьме народов”, то не больше, чем других “инородцев”. Фактов геноцида кого бы то ни было со стороны России в Закавказье не зафиксировано ни российскими, ни советскими, ни западными, ни восточными историками. Даже в самом Азербайджане об этом, похоже, заговорили впервые. Насколько известно, из Закавказья только турок-месхетинцев Сталин депортировал во время войны. Может быть, г-н Алиев как бывший генерал КГБ располагает какими-то документами на сей счет? Так почему бы их не опубликовать, раз уж он решил забить еще один гвоздь в крышку гроба сталинизма?
Пока же, до представления серьезных доказательств такого рода актов против азербайджанского народа, утверждения о геноциде в отношении его — не более чем проявление морального и исторического мародерства теми, у кого за плечами позорный собственный опыт геноцидных действий против других народов. Кому не известно, что после 1920 года, когда появился Советский Азербайджан, очень многие народы на его территории, искусственно скомпонованной мусаватистами и большевиками, подверглись насильственному отуречиванию, пардон, “азербайджанизации”?
Курдов поманили “Красным Курдистаном”, с помощью этого трюка отделили Карабах от Армении Лачинским коридором, в 1929 году упразднили Красный Курдистан, а заодно и самих курдов, подвергнутых беспардонной ассимиляции, причем слово “курд” стало чуть ли не ругательным в устах “полноценных” азеров. Судя по переписи 1979 года, курдов в АзССР вообще не было. Это ли не геноцид?
Точно так же подверглись туркизации талыши и таты, а лезгин и до сих пор продолжают притеснять до такой степени, что сами вынуждены добровольно записываться в “азербайджанцы”, дабы не лишаться самых элементарных прав.
Из Закатальского района азеры вытеснили коренных жителей -аварцев. Да так, что в нашей замечательной БСЭ в статье о Закаталах аварцы даже не упоминаются. Согласно справочнику “Народы мира”, аварцы в том районе все же есть, а сами представители этого народа говорили мне, что их осталось там не более 20 процентов от первоначальной численности.
В Нахичеване не осталось ни одного армянина. И армянские памятники все разрушены. Непонятно, почему еще армянское название сохранилось. В Нагорном Карабахе армянское население с 95% сократилось до 75%. Вот карабахцы и начали возражать. Из Сумгаита, Гянджи, Баку, Геташена, Арцвашена и других городов и весей собственно АзССР, в том числе тех, что до 1923 года составляли одно целое со всем армянским Арцахом, из которого выделили искусственно ограниченную территорию под НКАО, азеро-тюркские националисты вытеснили полмиллиона армян и все населенные пункты переименовали на турецкий лад, чтобы и памяти о прежних жителях не оставалось.
Вот это — форменный геноцид, необъявленная, но успешно реализованная цель которого — “освобождение” Азербайджана от неугодных народов ради превращения его в оплот пантюркизма, чего и не скрывал “демократ” Эльчибей (это его девиз — “исламизм, тюркизм, модернизм”), а отныне по существу не скрывает и Г. Алиев, постоянно клянущийся в братской верности своей “второй родине” Турции.
Эльчибей мечтал еще и о покорении настоящего, исторического Азербайджана. Даже карты соответствующие печатались в Баку. И еще он очень хотел помыть свои сапоги в армянском озере Севан.
Г. Алиев в январе 1998 года объявил “историческими азербайджанскими землями” армянский Зангезур да еще и… Ереван впридачу. А в упомянутом мартовском указе он говорит вообще о целом “Иреванском ханстве”(!). Их, оказывается, Ленин якобы “передал Армении”. По словам поведавшего о сем указе читателям “НГ” журналиста Мехмана Гафарлы, вместе с этими территориями Армении “передали” еще и Гейче, то есть все ту же область озера Севан. В действительности же Ленин не только ничего не “передавал” Армении, но и вместе со Сталиным и Ататюрком обкорнал до неузнаваемости армянскую территорию, подарив Турции Карсскую область и Сурмалинский уезд, а армянский Нахичеван и армянский Карабах — турецкому протеже в лице Советского Азербайджана.
Никакого Иреванского или Эриванского ханства Ленин армянам не передавал. В его время это была губерния, а не ханство. Но главное в том, что там от века жили армяне, ведь это — одна из исторических областей (как, впрочем, и Нахичеван с Карабахом) Армении, которым от роду много-много веков, куда больше, нежели турецкому присутствию в Закавказье. Объявить Ереван “азербайджанской землей” — такая несусветная чушь, что даже псевдонаучные попытки выдать великого персидского поэта Низами Гянджеви и многих других деятелей персидской культуры за достояние все того же азербайджанского народа, которого в их времена и в помине не было, уже не кажутся чем-то экстраординарным.
Но если бы речь шла только об историческом мародерстве, Бог с ним. С бакинскими “историками” нам с вами к такому не привыкать, они давно подобными фальсификациями занимаются. Беда в том, что Г. Алиев совершенно цинично заявил притязания на территорию соседнего государства. Тот факт, что у него на это нет абсолютно никаких ни исторических, ни международно-правовых оснований, значения не имеет. Он поступает так же, как когда-то мусаватисты, территориальные притязания которых даже большевик Г. В. Чичерин считал вздорными. Тем “вздумалось”, по словам советского наркома, “заявить претензию” на армянские области, и этому, уже в наши дни, тоже вздумалось покуситься на Ереван, а также Зангезур и другие армянские территории. Выдержит ли хрупкая конструкция СНГ столь наглое покушение одного своего члена на территориальную целостность другого? И не пора ли России задуматься над тем, как оградить ее стратегического союзника в лице Армении от разыгравшихся аппетитов пантюркистов?
Видимо, понимая всю абсурдность своей позиции, Г. Алиев решил подкрепить ее повторением не менее абсурдных обвинений в адрес армян, дабы привлечь на свою сторону симпатии мирового общественного мнения.
Не придумав ничего оригинального, он снова заговорил о том, что в феврале 1992 года “армяне учинили невиданную расправу над населением города Ходжалы”, который якобы “был стерт с лица земли”, а “тысячи азербайджанцев” истреблены или попали в плен. О том, как и зачем эльчибеевские провокаторы провернули эту анти-муталибовскую операцию, принеся в жертву несколько человеческих жизней, подробно рассказал сам экс-президент Азербайджана Аяз Муталибов в интервью “НГ”, опубликованном 2 апреля 1992 года. Может, стоит снова напечатать этот материал, дабы положить конец бессовестному человеконенавистническому вранью бакинской пропаганды? А если в двух словах, то “городом” Ходжалы был только по названию, скоропалительно присвоенному нескольким домам, которые азерские власти срочно построили вокруг взлетной площадки, чтобы лишить Степанакерт своего аэродрома. Кстати, дома эти, в общем-то говоря, целы и никто их не собирается стирать с лица земли. Но негде там было разместиться “тысячам” людей. Сотни две -пожалуй. Чуть больше, чуть меньше, но не тысячи, придуманные, чтобы поразить легковерных иностранцев. И самому Муталибову тогда доложили, что “в Ходжалах всего несколько человек погибших”. Несколько, а не тысячи!
Жители поселка при аэродроме были заранее предупреждены, что карабахцы будут брать аэродром под свой контроль. И желавшим уйти карабахцы дали уйти, как они делали и в дальнейшем каждый раз, когда отбирали у азеров тот или иной населенный пункт или район. Причем давали уходить не только гражданскому населению, но даже обращенным в бегство вооруженным аскерам, то есть доблестному воинству Азербайджанской Республики. И в Ходжалы по беглецам стреляли, скорее всего, не Карабахцы, а азербайджанские солдаты. То ли потому, что был туман и ночная темнота, то ли еще почему. И скальпы, демонстрировавшиеся по телевидению в репортажах из Агдама, снимали с трупов отнюдь не карабахцы, которых там тогда не было, ибо Агдам находился полностью под азербайджанским контролем.
Незадолго до алиевского указа на авансцене вдруг появился некто Низами Бахманов, числящийся на должности главы давно уже не существующей азербайджанской общины Карабаха. И этот деятель ничтоже сумняшеся вновь заговорил о “вспоротых животах беременных женщин, скальпированных стариках, расстрелянных в упор детях с выколотыми глазами”, которых он якобы видел в Ходжалы, хотя после изгнания оттуда азеров он там ну уж никак побывать не мог (см. “НГ”, 12.03.98). Всякому непредвзятому наблюдателю совершенно ясно, что это абсолютно не похоже на почерк карабахских войск. Подобные чудовищные зверства творили как раз азеро-турецкие погромщики в Сумгаите в 1988 году и в Баку в январе 1990 года, вдохновляясь преступным опытом своих турецких предшественников, которые “прославились” дикими армянскими погромами и при недоброй памяти султане Абдул Гамиде, и при изуверах-младотурках, особо отличившихся в 1915 году. Г-ну Бахманову и его шефу Г. Алиеву не мешало хотя бы прислушаться к признаниям находившегося в феврале 1992 года у власти в Баку Аяза Муталибова, который честно сказал корреспонденту “НГ”: “Я не думаю, чтобы армяне, очень четко и со знанием дела относящиеся к подобным ситуациям, могли позволить азербайджанцам получить изобличающие их в фашистских действиях документы”.
Получить такие документы невозможно прежде всего потому, что армяне подобные действия не совершали. Но бакинские пропагандистские службы очень старательно фабриковали и фабрикуют не только у себя дома, но и за границей, прежде всего в Стамбуле, гнусные антиармянские фальшивки, предназначенные свехдоверчивому мировому общественному мнению. В качестве образчика беспардонной брехни можно привести выпущенный в Стамбуле в 1993 году красочный альбом под пугающим названием “Побоище”, из которого читатель сделает только один вывод: турки геноцида армян не устраивали, а бедные азеры -жертвы нехороших армян, которые неизвестно откуда пришли в Закавказье, осваиваемое тюрками с библейских времен (Алиев в своих речах говорит вообще о “многих тысячелетиях”), и начали их, бедных, притеснять. Прочитав такое, в гробу перевернулся бы, наверное, даже наш великий евразиец, фантазер и поклонник тюркской Великой Степи Лев Гумилев, который полагал, что тюрки — “древние” -создали свой знаменитый каганат не ранее У1 века нашей эры. Общеизвестно также, что в Закавказье турки-огузы, предки нынешних азеров, появились значительно позже арабов, а если точнее, то в веке одиннадцатом. Так что никакими библейскими временами тут никогда и не пахло.
Но историческое мародерство и вытекающая из него ложь, внедряемая в сознание народа, даром не проходят. Своей недобросовестной пропагандой бакинские правители одурачивают собственное население, забивая ему голову антиармянскими баснями до такой степени, что поворот к реализму и справедливости в спорах с армянами надолго окажется просто невозможным чисто психологически. Вряд ли это отвечает правильно понятым национальным интересам самого Азербайджана, который объективно, во всяком случае его народ, крайне заинтересован в установлении стабильного мира, иначе даже нефть в “братскую” Турцию качать не придется: немирная обстановка не позволит. И никакого Кувейта из Азербайджана не получится.
Над этим неплохо бы задуматься тем, кто будет избирать нового президента Азербайджанской Республики, и тем, кто будет наблюдать за выборами извне. Г. Алиев явно идет по стопам пантюркиста Эльчибея и уже сам нанес ущерб своей стране в 1993 году не меньший, если не больший, чем этот “демократ”: Эльчибей потерял Кельбаджар, Алиев своей авантюристической политикой погубил куда больше азербайджанцев, чем их погибло в Ходжалы, и потерял целых пять районов собственно Азербайджана. Сейчас ему начало сниться “Эриванское ханство”. Так недалеко и до потери ханства Бакинского.
Спасибо. Всю мою многочисленную семью турки зарезали штыками и сожгли живьём в 1920 году в Карсе и Аргине. Всё это я знаю из рассказов моей бабушки, которая бежала из Карса, а умерла в Тбилиси в 1973 году. Я работала в Армии ПВО, наш батальон стоял в Сумгаите, я знаю о вспоротых животах беременных армянских женщин от наших сотрудников российских военных, которые были туда командированы. Я ехала в туристическом автобусе в1993 году в Сирию через Турцию, на турецкой границе при вьезде в Алеппо, турецкий пограничник не пропускал автобус из за меня, только у меня был паспорт с армянской фамилией, он пытался вытащить меня из автобуса, и полтора часа не выпускал автобус. Меня отстояли грузины и руководительница группы, моя фамилия на английском языке была похожа на грузинскую сванскую фамилию. В газете Известия была заметка, как во время погромов в Кировабаде, в доме престарелых 13 армянских стариков азербайджанцы заживо закопали в землю. Скажите, научите как Ваш рассказ донести до ООН, до мирового сообщества, помогите. Меня блокируют даже на Фейсбуке. Видимо Алиев покупает весь мир, благодаря своей нефти. Что делать.