Месяц прекращения огня в Карабахе: почему война закончилась, а мир так и не наступил?
Окончание боевых действий в Карабахе и результаты войны подстегнули настоящий политический кризис в Армении и показали неготовность властей к экстренным решениям.
С момента прекращения боевых действий в Карабахе прошел месяц. Уже 30 дней в Арцахе не стреляют, не гибнут люди, но назвать ситуацию миром вряд ли можно. К тому же война и ее последствия выявили многочисленные изъяны и недостатки в системе госуправления, в профессиональных, да и моральных качествах власть имущих. В стране царит всеобщее разочарование и апатия.
«Тогда считать мы стали раны, товарищей считать»
Эта фраза из известного произведения Михаила Лермонтова лучше всего характеризует поствоенную ситуацию в Армении и Арцахе. К настоящему моменту известны имена порядка 1800 погибших, но в то же время около тысячи тел пока не удалось идентифицировать, многие считаются пропавшими без вести, десятки людей – военных и гражданских лиц, находятся в азербайджанском плену. Страна поистине скорбит.
Самой актуальной на данный момент задачей является возвращение пленных и обмен телами погибших. По официальным данным, в Азербайджане удерживаются порядка 100 граждан Армении и Арцаха, из них 60 военных и 40 гражданских лиц. При посредничестве командования российского миротворческого контингента в Карабахе и Красного Креста ведутся переговоры по возвращению пленных, но до сих пор удалось вернуть только троих пожилых людей и тело одного пожилого человека. Насчет остальных нет новостей пока. И чем дольше длится это ожидание, тем сильнее сдают нервы у родных. Они периодически собираются у здания правительства или министерства обороны, требуя от них результата.
Границы не на замке…
Вопрос демаркации границ Армении и Азербайджана встал особо остро в эти дни. Демаркация по понятным причинам не проводилась после распада Советского Союза. И многие разногласия, существовавшие между сторонами еще в советский период, попросту замалчивались. Яркий пример тому — Соткское месторождение. Расположено оно недалеко от юго-восточного побережья озера Севан в Армении, однако часть рудника находится в Карвачарском районе (Кельбаджар), по итогам нынешней войны перешедшем под контроль Азербайджана.
Карвачар сдали 25 ноября, а уже 26 числа азербайджанские солдаты появились на территории рудника. В итоге работы на месторождении пока приостановлены. Учитывая, что эксплуатирующая рудник компания является четвертым крупным налогоплательщиком в Армении, лишний раз говорить об экономических последствиях такого простоя вряд ли нужно.
Уехать нельзя остаться
За этот месяц, пожалуй, самым драматичным был исход людей из своих домов, оставляемых противнику. Одни, к примеру жители Гадрутского района и Шуши, сразу осознали горькую правду — они остались без дома, другие — еще долго не могли понять: пролегает линия соприкосновения через их дом или нет.
Так территориальные уступки Азербайджану поставили перед фактом тысячи жителей сдаваемых противнику населенных пунктов Карвачарского (Кельбаджар) и Кашатагского районов.
Дело в том, что сразу же после подписания перемирия власти Арцаха призвали население не спешить с эвакуацией, намекая на возможность фактически сохранить их при посредничестве российского контингента. В итоге одни остались (как оказалось – временно), другие начали собирать пожитки, сжигая при этом дома, чтобы они не достались врагу.
Самой абсурдной, пожалуй, была ситуация с жителями самого Бердзора (Лачина), райцентра Кашатага. Им сообщали противоречивую информацию – сначала говоря, что Бердзор остается армянским, но спустя некоторое время призвали покинуть его. Потом вновь успокоили — Бердзор наш. Дошло до того, что отчаявшиеся люди вышли на акцию протеста в центре Еревана. Эти и другие вопросы до сих пор висят в воздухе. Официальные лица в свою очередь оправдываются тем, что переговоры с азербайджанской стороной все еще не завершились. Но от этого населению спорных территорий не становится лучше.
Армия остается, но казарм нет
В результате потери части территорий многие казармы, места постоянной дислокации частей Армии обороны НКР остались у Азербайджана. Теперь нужно провести перебазирование подразделений, а это требует огромной работы по налаживанию соответствующих инфраструктур.
Во-многом приходится с нуля создавать условия для дислокации военнослужащих. В зимний период проблема казарм по понятным причинам стоит особо остро. В социальных сетях до сих пор время от времени появляются видеозаписи помещений, где размещены военнослужащие. Солдаты спят на бетонном полу, буквально свалившись в одну кучу, отсутствуют элементарные условия. В связи с территориальными изменениями придется также возводить новые оборонительные рубежи, инженерно-фортификационные сооружения. Это сотни миллионов долларов и годы титанической работы.
«Никол Пашинян должен уйти»
С 10 ноября протестная волна в Ереване не стихает. Сразу же после совместного трехстороннего заявления по Карабаху в Армении начались митинги и шествия с требованием отставки Пашиняна. Организованы эти акции 16 политическими силами, но процесс в целом координируется тремя партиями. Это «Процветающая Армения», АРФ «Дашнакцутюн» и «Отечество».
С призывами об отставке к премьеру обратились уже католикосы Гарегин II и Арам I, президент Армен Саркисян, многие известные личности. Налицо политический кризис. Премьер уступать власть не хочет, считая, что его преемники вернут механизм избирательный подтасовок и фальсификаций, отбросив страну назад. Оппоненты в свою очередь отмечают, что власть, подписавшая акт капитуляции, коим они считают заявление о прекращении огня, не может вести эффективных переговоров с Азербайджаном, не способна решать многочисленные экономические и социальные проблемы населения оставшейся части Арцаха. И практика пока что говорит в пользу доводов оппозиции. На многих приграничных участках все еще непонятная ситуация, в Карабахе население сталкивается с нехваткой жилья и инфраструктур.
Вместо обобщения
Несмотря на то, что рейтинг Пашиняна (согласно опросу Gallup) составляет менее 30%, власти и лично премьер все еще сохраняют поддержку значительной части населения. Но чем дальше, тем очевиднее становится неуклюжесть, неспособность принимать экстренные решения в кризисной ситуации. Обстановку во многом позволили бы разрядить досрочные парламентские выборы. Но премьер и Ко пока не спешат объявлять о новых выборах, что еще больше отдаляет от нас появление света в конце тоннеля.