АРМЕНИЯ НЕ ГОТОВА ВОЙТИ В «ОТКРЫВАЕМУЮ ТУРЦИЕЙ ДВЕРЬ»
Через месяц после завершения 44-дневной войны приходится констатировать, что эта война с Азербайджаном и Турцией завершилась для Армении не только тысячами погибших и раненых и потерей, собственно, Арцаха. Война завершилась созданием на Южном Кавказе нового статус-кво. Причем отнюдь не только военно-политического, но и геополитического и геоэкономического.
Уже сегодня президент Турции Реджеп Эрдоган активно озвучивает новые идеи по созданию в регионе нового геополитического статус-кво. Разумеется, под турецким протекторатом. И делает это параллельно с озвучиваемыми «братом Алиевым» очередными угрозами в адрес Армении. И вот тут необходимо задуматься о том, как на все это реагировать. Причем как самой Армении, так и России и даже Грузии с Ираном. Необходимо задуматься о будущем Армении в регионе, который со временем становится все более и более взрывоопасным.
Итак. Выступая на «параде победы» в Баку 10 декабря, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что азербайджанский народ должен быть готов к новой войне. «Мы доказали, что силовое урегулирование конфликтов существует. Сотни тысяч азербайджанцев, проживавших в нынешней Армении, были изгнаны со своих земель. Зангезур, Гейча, Иреван – наши исторические земли. Наш народ веками жил на этих землях», – заявил Алиев. Понятно, что подобные заявления озвучивались главой соседнего династического государства все последние годы неоднократно. Однако, после слома статус-кво вокруг Арцаха, после демонстрации попирания международного права посредством силового решения конфликта эти заявления необходимо рассматривать совершенно с иного ракурса. Азербайджан и Турция уже продемонстрировали себя в полной красе и сегодня готовятся закрепить военные итоги геополитически и геоэкономически.
И вот здесь важно отметить второе «парадное» заявление. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что на Южном Кавказе можно создать «платформу шести» для развития сотрудничества между государствами. По его словам, этот вопрос поднимался во время его встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. «Мы сегодня с моим братом обсуждали возможность создания платформы из шести стран – Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и при желании – Еревана, Армении. Это было бы хорошим сотрудничеством для развития региона», – сказал Эрдоган на пресс-конференции в Баку. Подчеркнув, что Анкара выступает за мир в регионе, Эрдоган также заявил о готовности «открыть двери для Армении». Но становится понятно, что после подобных воспоминаний Эрдогана об Энвер-паше на параде в Баку никаких разговоров о сотрудничестве не может быть.
Иными словами, руководству нашей страны уже сегодня необходимо думать о будущем месте Армении в новой, складывающейся региональной системе геополитических координат. Думать о том, готова ли Армения войти в «открываемую Турцией дверь». При всем уважении к противникам и сторонникам власти, тем не менее, данный вопрос представляется все же более важным, чем грызня за кресло премьера и другие хлебные места в теплых кабинетах. Здесь мы попробуем сформулировать, в чем сегодня, в условиях поствоенных реалий заключается национальный интерес Армении и армянства. Сейчас я скажу очень непопулярную вещь, но, тем не менее, Арцах для Армении в краткосрочно-среднесрочной перспективе потерян. Причем весь Арцах, включая ту часть, где под защитой российских миротворцев все еще проживает армянское население. Да, Арцах не будет частью Азербайджана. Но он не будет и частью Армении. И не будет независимым. Поскольку для реализации любого из этих трех вариантов необходим очередной слом теперь уже статус-кво, установленного трехсторонним заявлением Армении, России и Азербайджана от 9 ноября. Меж тем, этот статус-кво полностью соответствует интересам России. Интересам союзнического Армении государства. Единственного союзнического государства. Хотим мы того или не хотим. Таковы реалии. И Армении, армянству все эти реалии необходимо осознавать. И отталкиваться в определении будущего места нашей страны в регионе и мире исключительно от этих реалий.
США и Франция – две страны – сопредседателя Минской группы ОБСЕ – сегодня фактически оказались вне процесса урегулирования карабахского конфликта. Оказались в результате скоординированных действий третьего сопредседателя, России, и страны – члена МГ, Турции. Подписи Эрдогана под заявлением от 9 ноября нет, однако, думаю, всем понятно, что за подписью Алиева просматривается и рука турецкого брата-президента. Впрочем, в первую очередь Вашингтон и Париж оказались в карабахском пролете по причине собственной пассивности, собственно в период непосредственных боевых действий. В период, когда Арцах и Армения тщетно взывали к миру с просьбой о поддержке в противостоянии турецко-азербайджанской агрессии. К которой, кстати, приложил руку и Израиль. Франция в те дни оказала Армении моральную поддержку. С однозначным осуждением действий Турции и Азербайджана выступил президент Эммануэль Макрон. Его поддержали другие французские политики. После войны Франция отправила Армении гуманитарную помощь и т.д. США, точнее президент Дональд Трамп, вообще предпочли ограничиться предвыборной клоунадой, с единственной целью заполучить голоса американских армян. Третий сопредседатель – Россия – не поддержала Армению в период войны даже на уровне политических заявлений. Москва предпочла действовать в момент, который сочла наиболее благоприятным для собственных интересов в регионе. Результатом чего и стали новые границы между Арменией и Азербайджаном.
И вот сегодня США и Франция зашевелились. Разумеется, также исключительно в собственных интересах. Обе палаты французского парламента приняли резолюции, рекомендующие президенту Франции признать независимость Арцаха. На момент написания статьи ожидался визит в Ереван и Баку сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Выступая на брифинге для членов Комиссии по безопасности и сотрудничеству в Европе при конгрессе США, и.о. помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филип Рикер сообщил, что сопредседатели МГ ОБСЕ посетят Баку и Ереван. «Вашингтон продолжает призывать Азербайджан и Армению к урегулированию карабахского конфликта в формате сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Американский сопредседатель Эндрю Шофер поедет с другими сопредседателями в Баку и Ереван, чтобы определить, где мы можем продвинуться вперед в дипломатическом урегулировании этого конфликта. США настаивают на выработке прочного решения конфликта за столом переговоров», – подчеркнул Рикер.
Итак, констатируем: США и Франция оказались по одну сторону противоречий вокруг урегулирования карабахского конфликта, а Россия и Турция – по другую. Впервые за все время создания в 1992 году Минского формата урегулирования конфликта интересы сопредседателей разошлись. До последнего времени консенсус между Москвой, Парижем и Вашингтоном опирался на «Мадридские принципы». Однако, подписанное 10 ноября заявление даже отдаленно не напоминает «Мадридские принципы». В первую очередь ввиду того, что в нем просто нет слова «статус». В нем есть территории, беженцы, миротворцы, коммуникации, упоминается даже связывающий Турцию с Азербайджаном коридор через Мегри. И, конечно, в нем никак не учтены интересы Франции и США. Не говоря уже об интересах Армении. И да – в регионе появилась Турция. В качестве интересанта урегулирования конфликта на своих условиях. И самое главное – интересанта оформления его геополитических итогов с условием их дальнейшего проецирования на весь регион. И сегодня между Францией и США с одной стороны и между Турцией и Россией с другой идет новая игра. И принятые французскими законодателями проармянские, точнее антитурецкие, резолюции являются частью этой новой игры. Еще одно важное обстоятельство – та же игра между Францией и Турцией никоим образом не ограничивается торгом вокруг Арцаха. Речь идет о ситуации в Восточном Средиземноморье, вокруг Кипра, вокруг Греции и т.д. И арцахский вопрос, вне всяких сомнений, рассматривается именно в комплексе со всеми этими противоречиями.
Итак – Армении предстоит определяться во всем этом клубке геополитических противоречий и интересов. Определяться, разумеется, исходя из собственных интересов. В ситуации вокруг Арцаха – между сохранением Минского формата, на чем настаивают США и Франция, и российскими приоритетами в урегулировании. На этом фоне Эрдоган останавливаться на достигнутом в 44-дневной войне явно не собирается. Турецкий президент постоянно форсирует ситуацию. И судя по его бакинским заявлениям, уже пытается закрепить итоги турецкого участия в войне на стороне Азербайджана реализацией экономических инициатив фактически под эгидой Турции. И здесь Армении вновь предстоит определяться, входить в «открываемую Турцией дверь» или же наглухо захлопнуть ее со своей стороны. Мы видим, что вопросы обеспечения безопасности уже сегодня тесно переплетаются с геополитикой и геоэкономикой. Ситуация в регионе развивается довольно быстро, и на эту скорость необходимо соответствующим образом реагировать. Этого требует, как минимум, необходимость сохранения суверенитета Армении. А как максимум, успешная реализация программ по развитию армянской экономики в будущем. И готовых рецептов на этом пути нет. Их предстоит разрабатывать параллельно с развитием ситуации. Это очень сложный, но вполне возможный процесс.
Давид Степанян
https://noev-kovcheg.ru/mag/2021-01/7155.html