АрмянеАрмянская диаспораИнтересные фактыИсторияПо страницам истории

АРМЯНЕ В МАРОНИТСКОЙ СРЕДЕ.

Традиционно на Ближнем Востоке проживают многочисленные группы армян. Среди них отличаются некоторые армянские общины со своей этноконфессиональной спецификой. Одной из таких групп являются так называемые латинизированные армяне и, в частности, армяне, ставшие частью маронитского общества.

Марониты являются одной из самых влиятельных христианских общин Ближнего Востока. История возникновения общины восходит к концу IV века. В 1736 году Маронитская церковь объединилась с Римской католической церковью и вошла под папский престол с условием некоторой автономии: в частности, сохранение арамейского языка в качестве языка богослужения, право выбирать себе патриарха из маронитов, но с последующим утверждением его Папой Римским.

Первые группы армян среди маронитов появились еще во времена Киликийского армянского царства, когда часть армян была подвергнута гонениям со стороны византийцев, а затем арабов и сельджуков. Найдя убежище в Антиохии и в горном Ливане, часть армян приняли католицизм. Влияние Римской католической церкви было огромным, и отдельные армянские общины не смогли противиться этому влиянию, ассимилировавшись с местным населением, в том числе с маронитами. Судя по историческим данным того периода (1100-1500 гг.), в Горном Ливане уже проживали так называемые латинизированные армяне, контактирующие с доминирующей религиозной группой региона — маронитами.

Численность латинизированных армян никогда в переписях населения отдельно не указывалась, и армяне-католики включались либо в список маронитов, либо римских католиков. Однако в некоторых регионах Горного Ливана их численность была значительной. В частности, из источников библиотеки Маронитской католической церкви выявляются интересные данные. Так, в 1717-1720 гг. в Северном Ливане только в Згарте и Бкерке проживало 114 семей латинизированных армян, в Батруне 40, а в Горном Ливане, в частности в Баабде, 80 и около 200 семей в Метне. Стоит отметить, что эти данные не отражали реальную картину численности латинизированных армян, так как уже к 1700 году большая часть армян-католиков ассимилировалась с маронитами. Однако процесс вхождения армян-католиков в маронитскую среду происходил и позже. Уже в эпоху Османской империи армяне-католики, бежавшие из разных регионов Западной Армении и Киликии, также оказывались в обществе маронитов. Не имея мест компактного проживания, они отдельными семьями растворялись в маронитской среде, и лишь корни фамилий указывали на их армянского происхождение.

Имеют ли потомки латинизированных армян хоть малейшее представление о своих утраченных национальных корнях? И какова их роль в современном маронитском обществе?

Большинство латинизированных армян и ныне живут в Горном Ливане. Это районы Кесруана, Метна, Алея, Баабда и Шуфа. Кроме того, традиционными местами проживания латинизированных армян считаются некоторые районы Северного Ливана, где доминируют ливанские марониты. Это — Згарта, Батрун, Бишари, Кура и Триполи. Остальная часть проживает в Захле и Джезине.

Латинизированные армяне и, в частности, представители отдельных семейств играли ключевую роль в общественно-политической жизни Ливана. Стоит отметить, что президент Ливана – Элиас Саркис, руководивший страной в 1976-1982 гг., родом из латинизированной армянской семьи.

Активную роль в ливанской политике сыграла также представительница другой латинизированной армянской семьи — Соланж Тутунджи, жена президента Ливана Башара Жемаиля, который был убит в 1982 году. После убийства мужа Соланж активно занялась политикой и сформировала альянс против военного присутствия Сирии в стране.

Другой представитель латинизированных армян – Карим Пахрадуни (Багратуни) возглавлял радикальную христианскую партию фалангистов «Хаттаб», сыгравшую значительную роль во время гражданских войн Ливана.

Президент Ливана Камиль Нимр Шамоун, который руководил страной в 1952-1958 гг., также происходил из латинизированной армянской семьи. Его считают одним из самых ярких христианских лидеров Ливана во время гражданских войн 1975-1990 гг. В своей биографии он указывал об армянском происхождении, отмечая, что, по семейному историческому преданию, его предки происходят от армян, принявших католицизм и ставших маронитами.

Представительницей семьи латинизированных армян является также жена бывшего президента Ливана Амина Жемаиля, Джойс Таян. Она также активно была вовлечена в политическую жизнь Ливана. От политики отошла после убийства сына, видного политического деятеля Ливана Пьера Амина Жемаиля.

Известными армянскими семьями среди маронитов считаются также семьи Саба, Кессарджи, Бояджи, Тала, Налпант, Джозеф-Аяди и другие.

Стоит отметить, что марониты не всегда имели дружественные отношения с армянской общиной Ливана. Во время гражданских войн 1975-1990 гг. армянские добровольческие отряды защищали армянонаселенные районы, в том числе от маронитов, которые упрекали армян в нежелании поддержать того или иного деятеля из маронитской общины в борьбе за власть. Позиция политических сил армян Ливана всегда была однозначной – лояльность, что не всегда нравилось оппонентам. Однако сейчас в Ливане происходят процессы армяно-маронитского сближения на фоне возрастающего исламского фактора в стране. Марониты стали осознавать, что постепенно теряют рычаги влияния на общественно-политическую жизнь страны и что сотрудничество с армянской общиной, имеющей достаточный вес, дает возможность удержать власть. Ведь президента страны традиционно избирают из маронитов. Ключевые посты в правительстве также занимают марониты и имеют множество мандатов в парламенте Ливана. Что интересно, особое отношение к армянской общине страны начали проявлять именно маронитские деятели, имеющие армянское происхождение.

Следует также отделять армян-католиков Ливана от армян из маронитской среды. Первые составляют активную часть общины, и армянская идентичность для них важная составляющая, чего нельзя сказать о второй группе, которая по объективным причинам утратила национальные черты, лишь частично сохраняя историческую память. В целом феномен армян маронитской среды почти не изучен даже в армянских кругах Ливана.

Арман Акопян

https://noev-kovcheg.ru/mag/2012-03/3065.html

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button