Времени мало, надо быть готовыми к любым развитиям
Пока так называемый политический класс Армении занят внутренними разборками, сопротивление Армении внешним проектам сводится постепенно к нулю. Сопротивление — дело не только власти, но и медиа и общественных групп, которые претендуют на воздействие на общественное мнение и политику. На деле сопротивления не только нет, но и, наоборот, внутренняя грызня и «идеологические споры» нацелены на имплементацию внешних проектов.
Заботливо предаются молчанию ключевые вопросы, продолжается формирование атмосферы безнадежности, что нивелирует возможности, “упущенные” трехсторонним заявлением. Причем, этих возможностей так много, что то же заявление можно с легкостью повернуть против его авторов и бенефициаров, настаивая на армянских правах и наказании за военные преступления.
Даже в этих условиях шансов больше, чем в самых оптимистических оценках, надо это осознать и действовать. Отказ от этого — продолжение преступления, и это касается всех.
Ключевым является вопрос Арцахской армии. Одной из целей навязанной Армении войны с заведомым исходом было упразднение Армии обороны Арцаха физически — с нанесением колоссального урона в живой силе, «случайными отключениями» совместного русско-армянского ПВО и доступом к данным о передвижении войск. После «перемирия» началась серьезная психологическая атака по вопросу пленных, без вести пропавших, появились проблемы с укомплектованием, в том числе, претензии родных.
Сейчас в Степанакерте говорят, что российская сторона пытается «убедить» руководство Арцаха принять подобное решение. Надо понимать, что русско-турецкие соглашения сводятся к нивелированию сопротивления Армении, прежде всего, по части вооруженных сил. Заявления секретаря Совбеза Арцаха косвенно подтверждают это, и он предпринимает усилия для организации местной самообороны.
Правительство Армении и в этом вопросе пребывает в преступной бездеятельности, собственно, говорить о «правительстве Армении» в смысле субъектности давно уже не имеет смысла. Надо понимать, что российские миротворцы прибыли не для защиты Арцаха и армянского населения, этот вопрос подчинен политическим планам России. Российское военное присутствие — гарантия русско-турецкой сделки, в том числе, для недопущения политического урегулирования Арцахской проблемы и вопроса статуса.
Как будут развиваться события после того, как Запад начнет настаивать и предпримет действенные шаги по вопросу политического урегулирования в Арцахе, сложно сказать. Хотя ситуация может измениться в любой момент, учитывая происходящие в России события и вероятные внешние пертурбации. В этом смысле времени мало, и надо быть готовыми к любым развитиям. В первую очередь, сохранить армию.