Диафильм — Урарту — Древнейшее государство на территории нашей Родины. [1981]
Автор — Георгий Годер Консультант,
доктор исторических наук Геннадий Кошеленко
Художник — Михаил Горелик
Художественный Редактор — Валерия Синюкова
Студия «Диафильм», Госкино СССР, 1981 год.
Музыка: — Senmuth — Osiris — Senmuth —
Virtis — Senmuth — Rosina — Senmuth — Miro
Урарту – Древнейшее государство на территории Армянского нагорья. Урарту -اورارتو) — древнее государство в юго-западной Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана).
Государство Урарту
В 1916 г. русские войска, тесня отступавших турок, вступили в древний армянский город Ван. Вместе с войсками прибыли в Ван русские археологи.
Город Ван расположен посреди Армянского нагорья в долине, на берегу горького Ванского озера; со всех сторон видны вершины гор, кое-где покрытые сединой снегов. Над самым городом возвышается огромная отвесная скала, а по её вершине тянутся стены турецкой крепости, в верхней части сложенные из камней поменьше, а в нижней — из огромных каменных глыб, остатков другой, очень древней крепости — цитадели города Тушпы, столицы Урарту, древнейшего государства, в состав которого входила часть территории нашей родины.
Тогда, в древности, эта крепость была укреплена ещё сильнее. На склонах скалы были высечены ступени, и на них уложена кладка дополнительных стен, являвшихся как бы продолжением отвесных утёсов. Эти стеньг были сзади завалены землёй. Крепость как бы срослась с горой и была совершенно неприступной.
Археологи, прибывшие в Ван с русскими войсками, начали изучение прошлого этого древнего города. На северном откосе Ванской скалы, более низком, были видны две полукруглые ниши, или искусственные пещеры, высотой около двух с половиной метров. Нижняя часть их была засыпана землёй, обвалившейся при разрушении стен. Эта же земля образовала ниже ниш род склона, по которому сравнительно нетрудно было добраться до них. Ниши были пусты, но в одной из них на стене была высечена клинописная надпись.
Эти пещеры назывались местными жителями «Дверью сокровищницы», или «Домами идолов»; рассказывали, что под одной из них есть железная решётка, а за ней подвал, наполненный золотом и драгоценными камнями. Клад стерегут два великана с огненными мечами. По ночам из щели в скале выползает змей, до утра стерегущий клад. Другие рассказывали, что здесь когда-то языческая жрица Семирамида приносила огромные жертвоприношения.
И. А. Орбели приступил к раскопкам ниш. Наиболее интересной явилась западная ниша, которая, когда была раскопана целиком, оказалась почти восьмиметровой высоты.
Почти неделю копали солдаты твёрдую глину, пока, наконец, не показался над поверхностью земли большой камень. Когда под него попытались подкопаться и перевернуть его, выяснилось, что Он глубоко уходил под землю. На четырёх его сторонах видны были строки клинописи. Это был трёхметровый столб, памятник урартского царя Сардура, увековечивавший историю его походов и побед в VIII в. до н. э.
В те времена государство Урарту было на вершине своего могущества; даже ассирийцы называли его самым большим и сильным царством мира.
Учёные долго и упорно работали над фотографиями и копиями надписи Сардура, расшифровывая записи о событиях давнего прошлого. И теперь тот, кто знает урартские письмена, так читает надпись царя Сардура:
«…Бог Халд выступил, своим воинством одолел он паря страны эриайцев, одолел страну абилианийцев, преклонил их перед Сардуром, сыном Аргишти. Бог Халд силен, сильно халдово воинство. С помощью величия бога Халда выступил Сардур, сын Аргишти.
Сардур говорит: я выступил и страну эриайиев, покорил страну эриайцев, в один день победил я её… поселения я разрушил, страну разорил, мужчин и женщин увёл в Ван…
Сардур говорит: на обратном пути я выступил в страну абилианийцев, города разрушил, страну разорил. Пришёл Мурини абилианиец, обнял Сардуровы колени, пал ниц, Я его помиловал, наложил на него дань.
Сардур, сын Аргишти, говорит: для бога Халда я захватил там такой полон: 9 150 человек в один год — одних я убил, других живьём полонил; 500 коней увёл, 8 650 коров, 25 170 овец».
Абилианийцы и эриайцы были жители Закавказья, от долины реки Аракса до склонов снежной горы Арагац.
В царстве урартов, населённом многочисленными племенами, предками нынешних грузин, армян и других народов, были, понятно, не только жестокие воины, но и трудолюбивые хлебопашцы и садоводы, искусные зодчие и металлисты. Когда урартские войска прочно обосновывались в какой-либо местности, там проводились каналы, строились города, насаждались сады. Вот как описывает писец ассирийского царя, заклятого врага Урарту, деятельность Русы, преемника Сардура:
«Ульху, укреплённый город, расположен у подножья горы… люди его, как рыбы на суше, жаждали, не пили и не насыщались. Руса, царь, правитель их, по желанию сердца своего указал выход вод. Он вырыл канал, несущий проточную воду, и заставил его течь водой изобилия, как Евфрат. Он вывел от его русла бессчётные арыки и воистину оросил нивы. На пустынные земли, которые издревле не возделывались, он дождём пролил плоды и виноград. Платанам, высоким деревьям, как лесу над окрестностью, он дал простереть тень и, как бог, дал людям возглашать радостные жатвенные песни. Пустынные земли он превратил в луга, и зеленели они весьма сильно в начале года, трава и пастбище не прекращались ни зимой, ни летом. Он превратил их в загон для коней и стад, сделал всей своей тёмной стране известными верблюдов, и они работали при насыпке плотин. Он построил для своего удовольствия на берегу канала дворец, царственное жилище, перекрыл его кипарисовыми стволами и сделал приятным его аромат. Крепость Сардурихурда он заложил для охраны на горе».
О том же рассказывают урартские надписи, найденные у холма Армавир и у Еревана (в Армянской ССР). Город Ван и сейчас питается водой, подводимой по каналу, называемому «Каналом Семирамиды», построенному урартскими царями. Много таких каналов, прокопанных на пустынной местности или высеченных в скале, до сих пор орошают нынешние колхозные поля в Закавказье.
Большими мастерами были также урартские металлисты и художники. Около полустолетия назад крестьяне нашли около Вана урартский трон или кресло, всё обитое золотым листом. Ножки, подставка ручек и другие его части были сделаны в виде фигур богов и фантастических животных — крылатых быков и львов с человеческими лицами. К сожалению, трон разломали; с него был ободран золотой лист и бронзовые фигуры. Всё это распродано по частям. Несколько таких фигур есть в Государственном Эрмитаже в Ленинграде. Сначала урартские мастера вылепили их из воска, по воску была нанесена и резьба; затем восковую модель заключили в глиняную форму и через дырочку влили горячий металл; воск таял, и металл замешал его в форме, повторяя и внешний вид модели и тонкую резьбу. Затем форму уничтожили и получившуюся бронзовую фигуру обили тонким золотым листом, который облегал её так плотно, что лаже резьба не скрывалась им. Лицо фигуры делалось из белого камня со вставными глазами.
Вещи такой художественной работы в Урарту изготовлялись во множестве. В 714 г. до н. э. ассирийцы ворвались в урартский город Мусасир. Вот как ассирийский писец описывает часть добычи, захваченной во дворце и в храме бога Халда:
«6 золотых щитов, которые были повешены в покое бога справа и слева и блестели сиянием, а из середины их выступали головы оскаленных псов, тянули весом 5 талантов 12 мин[60] огненно-красного золота;
1 золотой засов в виде руки человека; скрепа створки, на которой полажено летящее чудовище; 1 золотой колышек, закрывающий засов, закрепляющий затвор храма, охраняющий скопленное имущество и богатство; 2 золотых ключа в виде богинь в тиарах, держащих меч и гривну, попирающих подошвами ног оскаленных псов, — это четыре части дверного запора, украшение внутреннего святилища, которые тянули весу 2 таланта 12 мин[61] золота и закрывали двери;
1 большая медная цистерна, берущая по 80 мер воды, с большим медным ковшом к ней, которую цари Урарту при жертвоприношении перед богом Халдом наполняли жертвенным вином;
4 медных изображения великих привратников, охраны его дверей, четыре подставки вместе с сиденьями — литая медь;
1 изображение в позе молитвы, царское приношение Сардура, сына царя урартского Ишпуина, подставка его — литая бронза;
1 бык, 1 корова со своим телёнком, которых отлил Сардур, сын Ишпуина, пустив в переплавку медь храма бога Халда;
1 изображение Аргишти, царя Урарту, увенчанного звёздной тиарой божественности, благословляющего правой рукой, с футляром к нему, весом 60 талантов[62] меди;
1 изображение царя Русы с его двумя ездовыми лошадьми и колесничим, с их подставками (литая медь), на котором можно прочесть его похвальбу: „С моими двумя конями и одним колесничим рука моя овладела царством Урарту“».
Крылатый лев с человеческим лицом и торсом (хранится в Эрмитаже).
Бронзовый щит царя Русы.
Далее перечисляются десятки золотых, сотни серебряных, сотни тысяч медных, бронзовых и железных изделий; мечи, копья, кинжалы, чаши, кубки, лохани, жаровни, корзины, очаги, котелки, светильники; мебель из ценных пород дерева, украшенная металлом и слоновой костью, рога диких быков, оправленные в золото, опахала; кроме того, около 2 тонн золота, около 10 тонн серебра, более 100 тонн меди в слитках.
Даже если допустить значительное преувеличение (хотя ассирийский писец входит в такие подробности, с такой точностью приводит всё цифры, что ему невольно веришь), всё же видно, что богатство Урарту было огромно, а мастерство его ремесленников велико.
При раскопках дворца ассирийского царя Саргона в числе многочисленных рельефов было найдено изображение города Мусасира с храмом Халда, главного бога урартского царства. С большим трудом рабочие отделили от стен огромные рельефные плиты и стащили их к реке Тигру, чтобы погрузить на плоты. Рельефы были отправлены в. Париж, но перегружённый плот перевернулся, и открытые после стольких веков памятники ассирийского искусства опять, и теперь уже, пожалуй, навсегда, погибли для человечества.
К счастью, их успели зарисовать на месте. На рисунке мы видим окружённое высокими домами здание на высокой платформе, с высокой покатой крышей, с колоннами перед входом. Перед дверьми — описанные ассирийским писцом статуи привратников и коровы с телёнком — и гигантские котлы или лохани. Между колоннами висят щиты с выступающими из середины мордами зверей.
Урартские зодчие были мастерами своего дела. Старинный армянский историк Моисей Хоренский рассказывает, что город Ван был полон прекрасных, многоэтажных домов и дворцов, облицованных изнутри цветным камнем. Русские археологи нашли там остатки плит красного мрамора с резными изображениями быков, деревьев и причудливым орнаментом.
Но до недавнего времени археологам не везло — не удавалось обнаружить ни одного настоящего урартского здания. В Ване древние строения были либо разрушены до основания, либо остатки их застроены сверху. А значит не найти здесь и клинописных архивов и библиотек, памятников культуры и быта этого древнего народа. Правда, развалины урартских городов есть и в Советском Закавказье, но они скрыты под землёй, и неизвестно, как их найти.