Авторская программаАрмянеАрмянские талантыЗанимательноеИменаКультураЛюди

«Армения всегда будет в моем сердце»: Валериан Маркаров о премии, призвании и мечте

Наш соотечественник, писатель из Грузии Валериан Маркаров стал лауреатом Международной литературной премии мира (Internationaler Friedenspreis in der Literutur). Мы поздравили писателя с еще одним литературным успехом и попросили ответить на вопросы Sputnik Армения.

Валериан Маркаров — историк и писатель, автор популярных книг «Всему свое время», «Гении тоже люди… Леонардо да Винчи», «Легенда о Пиросмани», «Личный дневник Оливии Уилсон» и др., переведенных на несколько языков мира. Он лауреат премии «Марка Твена» (США-Канада), «ДИАС», конкурса «Золотой Витязь» и имени Де Ришелье-2020 (Германия), финалист премий им. Ф. Искандера, «На Благо Мира-2019». Его роман о Леонардо да Винчи вошел в топ-7 книг о великом художнике эпохи Возрождения.

— Вы получили премию за какое-то конкретное произведение?

— Международное жюри (в составе которого литературные эксперты из США, Германии и др.) принимали решение за совокупность творческого пути автора, а не за конкретную книгу или публикацию. Номинантов в данном случае не было, во всяком случае, я о них не знаю. Для меня самого это известие оказалось совершенно неожиданным и, не скрою, приятным.

— Насколько для писателя важно быть дипломантом или лауреатом премий? Сегодня в интернете есть много литературных организаций, которые за определенный финансовый сбор раздают дипломы и премии — как вы к этому относитесь?

— Как известно, традиция вручать награды за литературные произведения появилась еще в античности, когда древние греки вручали награды авторам трагических и комических пьес во время Дионисии — праздника в честь бога Диониса в Афинах.

В мире сегодня многие десятки, если не сотни литературных премий. Над этим принято посмеиваться. Но абсолютное большинство из них — региональные, с очень небольшим призовым фондом или вовсе без него. Конечно, любая премия, даже просто диплом, букет цветов в общем-то важны автору. Это знак, что его повесть или рассказ, роман, пьеса, эссе замечены, хоть кем-то прочитаны. Главное, что прочитаны.

Вы можете спросить меня, есть ли смысл в литературных премиях сегодня. Ведь часто писатели, которых мы ценим, знаем и изучаем, никогда никаких премий не получали — скажем, Толстой, Достоевский и многие другие. Однозначно – да. Ведь основная цель премий — найти и поощрить авторов, которые внесли вклад в художественную культуру и привлекли читательское внимание. Премии нужны и книжному рынку: они подогревают интерес к книгам и стимулируют спрос среди покупателей. Я не случайно употребил слова «рынок», «покупатели»: напомню, что литература в наши дни считается товаром, поэтому чем больше рекламы товара, тем выше продажи.  Премии создают шумиху, увеличивая тиражи. Писателю как воздух нужны премии… ну, либо скандалы.

Хотя, с другой стороны, я понимаю, что критерий значимости автора довольно прост: если в условиях рыночной экономики писателя издают 20 лет подряд, это значит, что он — хороший писатель; если 50 лет подряд, значит, он писатель выдающийся; если же книги писателя издают 100 и более лет подряд, и эта литература входит в круг актуального чтения, это свидетельствует о высшей оценке творчества конкретного писателя не одним поколением людей.

Теперь что касается второй части вашего вопроса. Скажу, что существуют небезызвестные литературные объединения, которые предлагают авторам вступить в их ряды, уплатив фиксированный членский взнос. Взамен обещают выдвигать их на всевозможные премии. Что же, не вижу в этом ничего крамольного. Ведь и в этом случае побеждает лучший. Хотя лично я против подобных «бартерных» обменов.

 Писатель – это ваша основная профессия? Быть писателем — это выбор?

— «Я б в писатели пошел, пусть меня научат!» (смеется). Как вы знаете, ВУЗов, где бы взращивали «знатоков человеческих душ»  у нас не было, кроме, быть может, Литинститута им. Горького. Да и нужно ли вообще получать такую профессию? Ведь чтобы стать востребованным автором совсем не обязательно иметь соответствующий диплом. Прозу и поэзию успешно сочиняют люди самых разных специализаций, зачастую не имеющих никакого отношения к литературе. Так вышло и со мной. Я закончил исторический факультет университета. Наверное, потому, что когда-то в далекой юности увлекся работами Геродота и Фукидида, Татищева, Карамзина, Ключевского, Гумилёва… И мне тоже захотелось изучать события прошлого, самому копаться в пыльных архивах, научиться устанавливать причины и следствия между разными событиями, воссоздавать картину жизни отдельных народов и незаурядных личностей различных исторических эпох. А еще, как авантюрист и искатель древних сокровищ Генрих Шлиман, – участвовать в археологических раскопках… Наверное, я был одним из последних романтиков исчезающей державы. Тогда мне казалось, я обладаю теми же личностными качествами, то есть аналитическим складом ума, отличной памятью, и таким же упорством, чтобы открыть свою Трою или отыскать место захоронения царицы Тамар. Писать я начал случайно, просто как-то пообещал отцу, что после посещения Рима и Флоренции непременно напишу о его кумире – великом человеке по имени Леонардо да Винчи. Работа над романом заняла долгих восемь лет. К сожалению, отцу не удалось дожить до момента выхода книги в свет. А потом пошло – поехало… Другие свои книги я заканчивал гораздо быстрее.

— Судя по названиям книг, ваши произведения разные по жанру и стилю. Вы в поисках своего писательского Я, или ваши основные идеи – высказывания требуют другого жанра, иной формы, стиля?

— Да, действительно, мои книги отличаются по жанру. И, соответственно, по стилю. Ведь это не одно и то же – когда пишешь, например, о событиях, имевших место в эпоху Ренессанса или о жизни современной американской девочки-подростка, пережившей травлю в школе и свою первую любовь. Стиль в таких работах не может быть одним и тем же. И язык тоже. Потому что и читатель у тебя будет из другой возрастной категории.

Свое писательское «Я» не ищу, но постоянно пребываю в сложном творческом поиске тематики, которая интересна прежде всего мне самому, и которая могла бы  волновать читателей. И когда он, этот трудный поиск, увенчивается успехом – я отправляю Вселенной сообщение, что «всерьез берусь за воплощение очередной писательской мечты».

Кстати. Я никогда не писал «на заказ» — никаким издательствам. Да у меня это и не получится. Хотя многие именно так и поступают.

Мы часто слышим, что «писатели – люди бедные», или «ты не сможешь заработать много денег как писатель». Эта установка не помогает нам, она вселяет страх и неуверенность. Потому я, услышав подобное, говорю: «Идите вы все к черту! Я писатель. Я пришел, чтобы рассказывать и играть словами».

Важно держать свои мысли в правильном направлении. Невозможно достичь мечты, если не верить в нее. Что вы сможете, если не верите в дело всей своей жизни? Вы не сможете быть хорошим хирургом, если не верите в успех операции, вам никогда не стать автором бестселлеров, если вы уверены в том, что это невозможно. Конечно, это возможно! Всё возможно. Но вы должны захотеть этого достаточно сильно, чтобы заставить себя поверить.

— Вы считаете себя армянским, грузинским, или русским писателем?

— Сложный вопрос. Думаю, что для самоидентификации в данном случае определяющим фактором будет язык, на котором пишешь. Скорее всего, меня можно назвать русскоязычным писателем.

— Вас что-то связывает с Арменией, кроме многочисленных друзей?

— Пять поколений моих предков жили в Тбилиси. Поэтому именно Грузию я считаю своей родиной – местом, где твой отчий дом, в котором ты родился, стал взрослым, создал свою семью. Местом, куда тебе всегда хочется возвращаться из-за шумных морей и океанов, потому что именно оно дает вдохновение и дарит спокойствие, приносит массу положительных и радостных воспоминаний.  Однако, я никогда не забывал, что моя история, мои далекие корни берут начало в Армении. И этот маленький уголок земли всегда будет в моем сердце.

Скажу, что мне повезло родиться в хорошей, в полном смысле традиционной семье, где мать — биолог по образованию, привила детям любовь к музыке и преподала уроки доброты и нравственности, а отец — инженер-геодезист и заслуженный художник Грузии — был тем первым человеком, кто открыл чудесный и многогранный мир науки и искусства. Меня с детства любили и уважали во мне личность. Ну, а много позже, когда я захотел писать, мне всегда встречались люди, которые хвалили и поощряли меня в этом начинании. Знаете, это очень здорово, когда в жизни встречаются те, кто готов помочь и признать. Особенно важно это творческим людям. Похвала – это стимул, это «витамин профессионального роста» и источник вдохновения.

— Что для Вас означает «призвание»?

— Наверное, слово призвание – от слова приз. Это делать то, что приносит удовольствие, радость и признание. Жить в свое время, быть на своем месте, заниматься своим делом. Как для артиста аплодисменты, для врача – спасенные жизни, как для бизнесмена – хорошая прибыль, так для творческого человека признание. Причем признание это не всегда овации и гонорары. Иногда это понимание и принятие того, что ты делаешь. Это откровения, это востребованность. Иными словами: признание — это приз за призвание.

 Есть у вас писательская мечта? И о чем мечтает лично Валериан Маркаров?

— Да, есть, конечно. И не одна, хотя я не очень хочу говорить об этом заранее. Скажу только, что большинство из них еще не сбылись. Знаете, говорят, если твоя мечта не сбылась – значит, ты ее еще не оплатил. Каждый из нас платит за это по полной: кто – одиночеством, кто – потерями и разочарованиями. Здесь работает закон: кому больше дано – с того больше и спросится.

— Какие достижения в своей жизни Вы считаете самыми весомыми?

— Самое важное, что я сделал – дал жизнь двум своим детям. Это самое непостижимое, когда ты можешь подарить жизнь.

 Ваш совет тем, кто хочет реализовать свою Мечту (ваш алгоритм или формула для достижения успеха)

— В основе слова мечта – меч. Поэтому на пути к своей цели надо иметь остро отточенный меч и сражаться со страхами, сомнениями и неверием. Масштаб личности определяется уровнем его мечты. Для одних мечта – поэтический способ витать в облаках, для других – хотеть всего на полной тарелке. А есть и такие, кому для полного счастья достаточно «теплой постели, теплого слова и… неограниченной власти». В любом случае, мечта – это заказ на счастье. Очень хочется, чтобы эти заказы выполнялись вовремя и в полном объеме. Чего вам всем искренне желаю.

Литературной премией мира награждаются за выдающуюся литературную, художественную, международную и общественную деятельность известные писатели, художники, переводчики, ученые, общественные деятели из разных стран, чьи высокохудожественные произведения объединяют народы.

Учредители премии — Международный Центр «Независимое посольство миротворцев» (Германия, председатель международного жюри д-р HJ. Wilhelm), Международный Арт-центр «Klas’s Arts Center San Francisco» (Сан-Франциско, США), Ассоциации «Мост Пегаса» и «Форум мира» (Франкфурт-Берлин, Германия).

tg://resolve?domain=SputnikArmenia

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button