Армянская апостольская церковь стоит на грани потери Арцахской епархии
СТАНИСЛАВ СТРЕМИДЛОВСКИЙ, REGNUM
Есть нечто удивительное в том, какое внимание Баку оказывает Ватикану. Азербайджан — страна формально мусульманская. Однако власти республики не замечены в оказании помощи ведущим шиитским центрам, Ираку и Ирану. Более известна роль Азербайджана в восстановлении христианских святынь, в чем он активно сотрудничает с Ватиканом.
Так, на днях Ватикан посетила с визитом делегация Фонда Гейдара Алиева и представителей религиозных общин Азербайджана. В ходе него было подписано новое соглашение о сотрудничестве между Фондом Гейдара Алиева и Археологическим советом Святого престола по восстановлению катакомб Святой Комодилии, сообщают бакинские издания. Но Баку хочет получить и другое. Председателю Папского совета по культуре кардиналу Джанфранко Равази было вручено письмо первого вице-президента Азербайджана Мехрибан Алиевой. Помимо обсуждения сотрудничества по вопросу восстановления римских катакомб, азербайджанская делегация «призвала ватиканских специалистов своим непосредственным участием, а также мнениями и рекомендациями внести свой вклад в восстановление историко-культурного наследия на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана». То есть в Нагорном Карабахе. И дело не только в том, что Баку получит возможность зарабатывать на христианском туризме, обеспечивая возможность паломникам побывать в древних храмах и монастырях. Под удар попадает Арцахская епархия Армянской апостольской церкви.
Напомним, что Азербайджан претендует на наследие Кавказской Албании, из которой же выводит свою государственность и церковность Нагорный Карабах. Автор этих строк неоднократно беседовал на эту тему с архиепископом Паргевом Мартиросяном, который с 1988 по 2020 год возглавлял Арцахскую епархию. «Мы ведем отсчет государственности Арцаха с первой половины V века, после того как ниспала Армянская царственность, а в восточной Армении — в Арцахе, Утике, Пайтакаране и на левобережье Куры — была создана Армянская царственность со своим царем и католикосом, — говорил архиепископ Паргев. — То, что называли когда-то Кавказским Албанским царством и Албанским католикосатом». После Гюлистанского мира Албанский или Агванский католикосат, престол которого находился в Гандзасаре (исторически заселенном армянами Нагорном Карабахе), прекратил свое существование и был преобразован в митрополию Армянской апостольской церкви, а затем разделен на две епархии: Карабахскую и Шамахинскую. Сегодня его наследником является Арцахская епархия. Пока существовала государственность Нагорного Карабаха, пусть и не признанная, она поддерживала и подпитывала епархию. И это связывало руки Баку. Но после победоносной для Азербайджана карабахской войны перед ним открылись новые перспективы.
На второй день после получения томоса Баку может обратиться к Ватикану с просьбой об унии, когда новосозданная Албанская православная церковь пополнит ряды многочисленных ближневосточных Восточных церквей в общении со Святым престолом. Конечно, тут можно вспомнить пункт совместной декларации, принятой во время Гаванской встречи папы Римского Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где говорилось, что «метод «униатизма» прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства». Но он касается уже существующих Церквей, что не будет относиться к Албанской церкви, поскольку она появится «с нуля». Да и самому католицизму как таковому можно найти исторические корни в Азербайджане. Сохранившиеся письменные источники об истории католических общин на территории республики относятся к XIV веку, только в одной Нахичевани тогда насчитывалось 12 миссий. В 1320 году Баку и иные города посетил французский монах Журден Каталани де Северак. Примерно в это же время жил на этой земле монах францисканского ордена Одорик де Порденон. А период расцвета католических общин приходится на XVII век.
Если бы в Нагорном Карабахе вместо Арцахской епархии появился восстановленный Агванский католикосат, это затруднило бы Баку создание Албанской церкви. Но на это ни в Степанакерте, ни в Эчмиадзине не пошли. Теперь же инициатива в руках Баку. Посмотрим, как он распорядится предоставленными ему новыми возможностями.