АрцахЖизнь замечательных людей..Знаменитые армянеИсторические персоныЛюди

Убить дракона и освободить Шуши

Было это почти 11 лет назад, летом 2010-го. Автобус был полон известных людей — военных, политиков, экспертов, журналистов, ехавших в Степанакерт на Всеармянский форум. Атмосфера была приподнятая, хотя необходимость проведения мероприятия была продиктована очередными неблагоприятными развитиями в переговорном процессе. В Степанакерт съезжались и многие известные представители диаспоры, иностранные деятели. Само собой разумеется, основной мессидж представительного мероприятия был в том, чтобы показать единство армянского народа в решимости отстоять Республику Арцах.

РОДНАЯ ДО БОЛИ ДОРОГА через Горис довезла до Кашатага. Не успел автобус проехать «таможню», как Аркадий Тер-Тадевосян, до тех пор скромно сидевший на своем месте, прошел вперед, встал рядом с водителем и начал рассказывать о том, что происходило в этих краях во время войны… Легендарный Командос, как известно, не был мастером слова — он был мастером дела, но автобус мгновенно притих и внимательно вслушивался в его рассказ. Он комментировал чуть ли не каждый метр — вот здесь было так, вот здесь ранило того-то, здесь прошли танками, там разгромили врага, там закончился бензин и пришлось остановиться, — показывая на величавые горы, которые, как и он, были свидетелями и участниками недавних героических баталий…

Это была поистине фантастика: каждый присутствовавший отлично осознавал историчность момента и то, какое ему выпало счастье: буквально на месте слушать воспоминания того, кто творил историю и освобождал кусочек Родины. Увы, смартфонов, чтобы все это запечатлеть, тогда еще не было.

Доехали до Шуши. Но тут Аркадий Иванович остановился — это была совсем другая история, особая, уникальная не только в армянской истории. Тут надо было проехать по другим местам, пройти к ущелью Унот (Дждрдуз), зайти в храм Казанчецоц и вспомнить всех тех, кто сотворил чудо возвращения города-крепости. Всех — не только Командоса…

В Армении и Арцахе у многих своя история встреч с Человеком-легендой, для каждого — незабываемая. Такой это был человек — незабываемый. Бесконечно обаятельный и бесконечно скромный. Герой, живший рядом с нами, сумевший, в отличие от многих других героев войны, сохранить абсолютно незапятнанной свою репутацию, свою офицерскую честь и человеческое достоинство. Его любили и уважали все, и даже в наши очень смутные и мутные времена его имя осталось символом честности, высокой нравственности, бескорыстной и всеодолевающей любви к Родине. Таким он и отошел в вечность.

Соцсети полны скорби и воспоминаний об Аркадии Ивановиче. Многие считают, что хорошо, что он ушел до грядущего 9 мая, когда ему пришлось бы понурить голову, ибо освобожденный им Шуши предатели сдали врагу. Думается, однако, что Командос, да и мы все, должны склонять голову лишь перед погибшими и ранеными, — теми, кто сделал все для защиты Арцаха, но оказался предан своими же властями. Да, Шуши временно оказался в руках врага, но с понуренной головой мы вряд ли вернем его.

В связи с этим уместными кажутся параллели между сегодняшним днем и событиями начала и середины 90-х, когда Шуши был освобожден, но Аркадий Тер-Тадевосян, под руководством которого была разработана и осуществлена уникальная военная операция «Свадьба в горах», впал в опалу.

«Пятилетие штурма Шуши пафосно отмечалось в Арцахе. Были приглашены важные гости, звезды поп-музыки из России и т.д. После возложения цветов наши вожди поехали в Шуши отмечать, как обычно, обильной обжираловкой. И мало кто заметил скромно одетого человека, который, не смешиваясь с гостями, положил букет цветов на одну из могил и в полном одиночестве, как будто не желая привлекать внимания к себе, отошел от мемориала и пошел. Пешком и один. «Это же Командос, — потрясенно сказала подруга, с которой мы пошли на Братскую. — А почему он не со всеми?» — «Так он же в опале, — напомнила я, — мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Мы подошли к Командосу и тепло с ним поздоровались, поздравили с Победой и сказали, что помним и любим его.

«Светлая память вам, товарищ генерал. Ваши дела бессмертны в памяти армянской. Спасибо за Шуши. Простите, что не сберегли» — такой статус опубликовала в Фейсбук пользовательница из Степанакерта.

ПЯТИЛЕТИЕ — ЭТО 1997 ГОД — период мрачного безвременья, когда проигравший выборы Тер-Петросян пытался, несмотря ни на что, остаться у власти. Но был вынужден убраться в феврале 1998 — через четыре с небольшим месяца после того, как публично заявил о том, что намерен сдать Арцах, произнеся на пресс-конференции печально-знаменитую фразу: «Серго-джан, ты не будешь жить хорошо, пока не решена Карабахская проблема». Как именно Тер-Петросян намеревался решить Карабахскую проблему — он сам изложил еще в марте 1992 года, в интервью «Комсомольской правде», заявив прямым текстом о том, что его устраивает статус Нагорного Карабаха как автономной республики в составе Азербайджана и он готов обсуждать этот вопрос.

Спустя ровно 2 месяца был освобожден Шуши. Вопреки желанию Тер-Петросяна — и это широко известный факт. Также общеизвестно, что в тот день — 9 мая 1992 года — первый президент находился в Тегеране и именно там узнал новость, которая была столь безумно радостна для любого армянина в любой точке земли. Любого, но только не Тер-Петросяна, ранее заявлявшего, что «Шуши брать нельзя». Можно не сомневаться в том, что он так и не простил Аркадию Тер-Тадевосяну и остальным нашим генералам и воинам, «осмелившимся» пойти наперекор его позиции и освободить Шуши. Исполнив тем самым, как сказал сам Командос, волю армянского народа. Сотворив тем самым вечную легенду и открыв новую страницу в истории армянского народа.

Но не только. Освобождением Шуши армянские генералы и воины во главе с Командосом сломали столетний комплекс жертвы, доказав всему миру и прежде всего — армянскому народу, что он умеет и должен побеждать. Глубинный смысл освобождения Шуши заключался еще и в этом. Как глубинный смысл сдачи Арцаха и Шуши осенью 2020-го заключался в том, чтобы вновь вернуть нас в то же состояние не способного на победы народа, который может благополучно существовать только в условиях полной покорности врагу и под безоговорочным покровительством старшего брата: России. Сделать это оказалось возможным только одним путем: на протяжении более четверти века основательно промывая мозги части населения и, как венец, приведя к власти предателей и циников.

В 1992-м в Армении и Арцахе нашлось достаточно смелых генералов и воинов для того, чтобы пойти вопреки воле руководства Армении и сделать то, что было судьбоносным для народа и государства. Более того, тогда Тер-Петросяну пришлось затаить свой гнев и смириться с освобождением Шуши, а затем и всего Арцаха, потому что он знал, что народ един в своих устремлениях и своей нравственной силе. Знал, что стоит ему слово пикнуть в осуждение операции «Свадьба в горах» и всех последующих событий — и он тут же слетит со своего поста. Так оно и случилось: именно позиция по Арцаху стала причиной отставки первого президента 3 февраля 1998 года. «Дракона» тогда удалось убить без лишнего шума и без крови по одной причине: мы были другими.

28 с лишним лет спустя был завершен эксперимент, который затеяли именно тогда, в 90-х. Нам не простили нашей силы — не физической, нравственной, нашего единства, нашей преданности Арцаху. Нам не простили нашей Победы. И пошли другим, сатанинским путем: полоскали разум и воровали души, насилуя и извращая менталитет нации и внушая ложные идеи и ценности. Добились: предатель, сдавший туркам Арцах и сдающий Армению, остается у власти и даже намерен вновь победить на выборах. Потому что в стране есть достаточно граждан, купленных с потрохами благодаря щедрым грантам, выделенным на промывание мозгов невежественной и бедной части населения. Граждан, для которых Арцах перестал быть Родиной, а единственной ценностью стали деньги и сытая жизнь — пусть даже под турецким сапогом. Которые готовы за деньги объявлять с парламентской трибуны: «Шуши — азербайджанский город», кричать то же самое на улицах Еревана, пищать в камеру, что учение Нжде опасно для армян, и грозить ухоженным пальчиком тем, кто мечтает вернуть Шуши.

В НАШЕЙ СТРАНЕ ВНОВЬ воцарился Дракон — отпрыск первого Дракона, который хочет запретить нам даже мечтать о том, чтобы вновь освободить Шуши. На сей раз все гораздо сложнее, ибо он многолик и многоголов, а генералы все сплошь оказались трусами, неспособными пойти ему наперекор. Воинов, готовых вернуть Шуши, достаточно. Нет командиров. Нет Командоса…

фидаины Шуши

Командоса нет у нас и с нами уже и физически. Уход Аркадия Ивановича в очередной раз доказал, как велика в истории роль личности — героической, смелой и преданной одной цели: свободе и процветанию Родины. Готовой ради этой цели пойти на штурм заведомо неприступного города-крепости, веря в справедливость и святость своей цели, в Бога и в Победу. И не важно, что потом ты впадешь в опалу, а звание Героя Арцаха тебе присвоят только спустя 17 лет (!!!) после твоего великого подвига. Только в 2009-м Аркадий Тер-Тадевосян стал Героем Арцаха. Но разве это было самым важным для того, кого обожал и боготворил весь армянский народ?

Дракона надо победить и сегодня — еще и для того, чтобы вновь освободить Шуши. Победить и освободить без Командоса рядом, но с Командосом в сердце. Дракон должен быть повержен, Шуши должен быть возвращен — теперь это наш долг еще и перед нашим любимым генералом, перед всеми, кто освобождал Шуши в мае 92-го, всеми, кто освобождал Арцах в Первой войне, и кто пытался остановить Дракона шесть месяцев назад…

Марина Григорян, «Голос Армении»

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button