АналитикаВоенные действияИнтересные фактыОбзор прессыПолитикаПолитики

Нахиджеван как пороховая бочка: Ответ Армении на турецко-азербайджанские учения.

Наш собеседник – азербайджановед Тарон Ованнисян.

Турция и Азербайджан проводят учения в нахиджеванской зоне, и звучат озабоченности о том, что хотя учения проводятся периодически, но после обострения на армяно-азербайджанской границе это происходит впервые. Стоит ли говорить об угрозах, учитывая, что помощник президента Азербйджана назвал турецко-азербайджанские учения гарантией доверия и мира в глобальном масштабе?

Любое официальное заявление президентов Азербайджана и Турции о том, что учения нацелены на соблюдение мира, является абсурдом. На пропагандистском уровне агрессивные заявления звучат с обеих сторон – и в адрес Армении, и Арцаха. Но поднимать панику и заявлять, будто учения – это подготовка к войне, неуместно.

Насколько мне известно, каждый раз учения Азербайджана, с участием Турции или без, рассматривались в свете вероятности трансформации в широкомасштабные действия. Каждый раз звучали уверенные мнения, что грядет война, но, как видите, учения не трансформировались в войну. Вообще вероятность возобновления военных действий ниже, когда предварительно объявляется о наступательных сценариях учений.

Это может указать на то, кто развязал войну, кроме того, противник, в данном случае Армения получает возможность внимательно отслеживать ход учений. Так что, это не основание для того, чтобы утверждать, будто началась подготовка к войне. Тем более, что сейчас почти нет резона утверждать, будто Турция намерена инициировать боевые действия против Армении, и в данном случае желания Турции не совпадают с воможностями и позицией международных акторов.

Есть множество обстоятельств, которые не позволяют Турции открыто начать военные действия против Армении. А учения, в том числе, в Нахиджеване проводились и раньше.

Есть мнение, что Баку уже не проводит самостоятельную внешнюю политику и руководствуется больше желаниями Эрдогана. Вы согласны?

Не думаю, что это так. Правда, два этих государства тесно сотрудничают друг с другом, в том числе в экономической сфере, но оснований утверждать, будто Азербайджан не проводит самостоятельную внешнюю политику и следует указаниям Эрдогана, тоже нет.

Возможно, на каком-то уровне шаги согласовываются, скажем, Азербайджан направил делегацию оборонного ведомства в Турцию, может, за помощью, но вряд ли вся политика Азербайджана исходит из интересов Турции.

На днях Эрдоган позвонил Путину, с которым обсудил и армяно-азербайджанское обострение. Какой мессидж пытается направить Россия, какое значение в этом обострении имеют русско-турецкие отношения?

Во-первых, звонок состоялся по инициативе турецкой стороны, и причины и резон следует искать на турецкой стороне. Возможно, Эрдоган хотел уведомить Россию об учениях и заверить, что они не направлены против России, учитывая, что на армяно-турецкой границе стоят российские пограничники.

Разумеется, обсуждалось и обострение на границе, но до этого, в том числе, после телефонной беседы министров ИД России и Турции, российская сторона однозначно высказывалась против вовлечения Турции в конфликт, даже на уровне заявлений. В обоих заявлениях, и МИД, и президента России прямым текстом отмечено то, чего нет в сообщениях турецкой стороны. Это значит, что Россия дала понять, что активация Турции на Южном Кавказе напрямую наносит ущерб интересам России, Ирана и других акторов.

Может ли Турция спровоцировать военные действия?

Спровоцировать может, конечно. Они и во время недавних действий пытались провоцировать азербайджанскую сторону. Но не думаю, что решение принимает Турция, в любом случае, решение за Баку – начинать провокацию или нет.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button