Нам эта территория без армян не нужна! Первый министр обороны России, Павел Грачев.
Павел Грачев, будучи председателем Госкомитета России по оборонным вопросам, внес предложение армянизировать личный состав 366-го мотострелкового полка.
Павел Грачев родился 1 января 1948 года в деревне Рвы Ленинского района Тульской области, РСФСР 1.
По окончании в 1964 году школы он решил связать свою жизнь с Вооруженными силами, поступив в 1965 году в Рязанское высшее военно-десантное училище, которое и окончил в 1969 году с золотой медалью.
Прошел службу от командира разведывательного взвода (1969) до командира учебного парашютно-десантного батальона 242-й учебной воздушно-десантной дивизии (1975). В 1972 году вступил в ряды КПСС 2.
В 1981 году с отличием окончил Военную академию им.М.В.Фрунзе и был направлен в Афганистан, где принимал участие в боевых действиях, командуя 345-м гвардейским отдельным парашютно-десантным полком (1982-1983), а в 1985-1988 годах 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизией.
5 мая 1988 года «за выполнение боевых задач при минимальных людских потерях и за профессиональное командование управляемым соединением и успешные действия 103-й Воздушно-десантной дивизии, в частности, по занятию стратегически важного перевала Сатукандав (провинция Хост) в ходе войсковой операции „Магистраль“», генерал-майору Грачёву было присвоено звания Героя Советского Союза (Медаль «Золотая Звезда» № 11573). После возвращения из Афганистана продолжал службу в воздушно-десантных войсках на различных командных должностях. В 1988—1990 годах в Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР.
После окончания был назначен первым заместителем командующего Воздушно-десантными войсками. С 30 декабря 1990 года — командующий Воздушно-десантными войсками СССР (должность генерал-полковника. (Грачёв на тот момент — генерал-майор). Всего за время военной службы совершил 647 прыжков с парашютом, часть из них — при испытаниях новой техники. Был 8 раз контужен, получил несколько ранений.
Во второй половине дня 20 августа 1991 года вместе с Маршалом авиации Е. И. Шапошниковым, генералами В. А. Ачаловым и Б. В. Громовым высказал руководителям ГКЧП своё отрицательное мнение о плане силового захвата Верховного Совета РСФСР. Затем наладил контакты с российским руководством. По его приказу к Белому дому для его защиты были направлены находившиеся в распоряжении генерала А. Лебедя танки и личный состав. По воспоминаниям Валентина Варенникова, в своих показаниях по «делу ГКЧП» Грачёв заявлял, что никто не собирался штурмовать российский парламент. Впоследствии Грачёв получил повышение: 23 августа 1991 года указом Президента СССР М. C. Горбачёва был повышен в звании до генерал-полковника и назначен первым заместителем Министра обороны СССР — Председателем Государственного комитета РСФСР по оборонным вопросам. 31 августа освобождён от должности командующего ВДВ. 29 октября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина подтверждено назначение Грачёва председателем республиканского Государственного комитета по оборонным вопросам, но спустя 2 недели в связи с отставкой Совета Министров РСФСР стал и. о. председателя данного госкомитета.
C 29 октября по 6 ноября 1991 года — член Государственного совета при Президенте РСФСР (по должности председателя госкомитета).
Примерно с февраля по 23 июня 1992 года — первый заместитель главкома Объединёнными Вооружёнными силами СНГ — председатель Государственного комитета Российской Федерации по оборонным вопросам; являлся сторонником идеи создания системы единых вооружённых сил СНГ.
С 3 апреля 1992 года — первый заместитель министра обороны России, ответственный за осуществление взаимодействия с Главным командованием Объединённых Вооружённых сил СНГ по вопросам управления воинскими формированиями, находящимися в юрисдикции Российской Федерации.
Грачёв — опытный вояка, все командные должности прошёл, «духов» в Афгане громил, в отличие от большинства из нас, ещё не наживших боевого опыта, и от него мы ждали каких-то нестандартных решений, оригинальных подходов, в конце концов, полезной, «обучающей» критики.
Но, увы, свой афганский опыт он будто в запасник музея спрятал, не наблюдали мы у Грачёва какого-то внутреннего горения, боевого азарта… Поставьте старого преферансиста рядом со столом, где идёт игра, — он изведётся весь от желания включиться в борьбу за прикуп. А тут — какая-то индифферентность, даже отстранённость. … Боюсь, многих это моё признание разочарует, но я продолжаю утверждать, что во многом благодаря Грачёву армия не рассыпалась в прах в начале 1990-х, как многое в тот период. Военные знают и помнят, что именно Павел Сергеевич понапридумывал массу «хитростей», чтобы увеличить денежное довольствие офицерам: то надбавка за «напряжёнку», то пенсионные «накрутки», то оплата за «секретность» и т. п. А разве не его в том заслуга, что не дал крушить армию под видом военной реформы, как того требовали младореформаторы. Уступи он тогда в главном, не было бы сегодня у России армии, как нет у неё, по большому счёту, экономики.
Геннадий Трошев, генерал-полковник, Герой России
7 мая 1992 года на него возложено непосредственное управление Вооружёнными силами Российской Федерации; в тот же день ему было присвоено звание генерала армии. Стал самым молодым российским генералом армии.
Большинство высшего руководства Министерства сформировал из числа генералов, которых лично знал ещё по совместной службе в Афганистане. Выступал против ускоренного вывода частей российских войск, дислоцированных за пределами бывшего СССР, в Прибалтике, Закавказье и некоторых районах Средней Азии, обосновывая это тем, что Россия пока не располагает ресурсами, необходимыми для решения социально-бытовых проблем военнослужащих и членов их семей. Стремился не допустить ослабления единоначалия в армии, её политизации: им были запрещены Всероссийское офицерское собрание, Независимый Профсоюз военнослужащих и прочие политизированные армейские организации.
В июне 1992 года Грачёв приказал передать Дудаеву половину всего оружия российской армии, имевшегося на территории Чечни. По словам Грачёва, это был вынужденный шаг: боеприпасы всё равно фактически находились в распоряжении боевиков, к тому же вывезти их не представлялось возможным из-за отсутствия эшелонов и военнослужащих. Спустя 2,5 года это оружие стреляло по российским солдатам.
23 декабря 1992 года, при формировании нового состава Совета Министров, Грачёв был переназначен на пост министра обороны.
19 сентября 1992 года по инициативе министра обороны России Павла Грачева была предпринята попытка урегулирования Карабахского конфликта.
16-17 мая 1994 года в Москве, при посредничестве П. Грачева, начинаются четырехсторонние переговоры между руководителями военных ведомств трех сторон конфликта. Со стороны Армении участвуют Д. Шахназарян и С. Саргсян, со стороны Нагорного Карабаха – С. Бабаян, со стороны Азербайджана – М. Мамедов. Переговоры проходят в присутствии представителей нескольких десятков СМИ. Переговаривающиеся стороны договариваются о прекращении огня, однако, переговоры о подписании заключительного протокола по размещению миротворцев в зоне соприкосновения прекращаются из-за отъезда министра обороны Азербайджана М. Мамедова в Баку.
У него был широкий круг интересов. Он любил наполнять свой день буквально всем. Говорил: когда я в Армении, мне 5-дневный отдых кажется 20-дневным, настолько я здесь расслабляюсь, настолько хорошо себя чувствую. Он высоко ценил дружелюбие и простоту армян, себя очень органично чувствовал в армянской среде, обожал армянскую кухню, гостеприимство и непосредственность армян. Он был очень горд присвоением ему звания почетного гражданина города Ереван, тем, что у него 2 паспорта. Паша всегда говорил об армянском народе с уважением и с большим чувством ответственности. Поэтому я считаю, что Павла Грачева потеряли не только родные, Россия, но и армяне», – сказал Агабабян, добавив, что постоянно находился на связи с экс-главой Минобороны РФ.
Я и Вазген Саргсян часто называли Павла Грачева „Грачян”, и ему это очень нравилось. Он настолько явно показывал свою симпатию к армянам, что в свое время своим поведением вызвал недовольство тогдашнего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Помню, что Алиев обещал даже миллионы „за голову” Павла Грачева, что абсолютно не беспокоило российского министра. Павел Грачев был единственным полководцем, который открыто заявил: „Нам эта территория без армян не нужна”. Во время застолья по случаю празднования 60-летнего юбилея Грачева в присутствии российского генералитета я напомнил эти его слова и отметил, что он фактически подтвердил эти слова своей военно-политической деятельностью.
Многим известно, что Павел Грачев часто бывал в Армении, специально для того, чтобы играть в теннис. Его лучшим партнером по игре или соперником был Спарапет Вазген Саргсян, который тоже являлся большим любителем этой игры. Наша дружба с Павлом Грачевым началась сразу же после его первого визита в Армению в статусе министра обороны РФ. Помню, в то время о нас говорили: „черно-бородатые, черно-рубашечные ”. Это были известные слова Горбачева, под воздействием которых в первый раз и прибыл в Армению первый министр обороны России Павел Грачев.
Мы во главе с Вазгеном Саргсяном встречали его в аэропорту Звартноц. Когда он вышел из самолета, увидел, что все присутствующие носят бороды. Позднее он признался, какой страх испытал при первой встрече. Грачев рассказывал: „Когда я в первый раз прибыл в Армению, меня встретили Вазген Саргсян и Ашот – оба с черными бородами. На первый взгляд они мне не внушили доверия, однако позже, когда мы побеседовали и они отвели меня в „подвал” ресторана „Арарат”, где был накрыт большой стол и зажжены свечи (в то время были проблемы со светом), то я успокоился, обрадовался и подумал: нет, все-таки я останусь в живых”».
По словам депутата, впоследствии Вазген Саргсян и Павел Грачев настолько сблизились, что относились друг к другу как родные братья.
Воспоминания Ашота Агабабяна
Генсек ОДКБ Николай Бордюжа (крайний справа) и экс-министры обороны Павел Грачев и Игорь Сергеев выпили за армянскую армию!
30 ноября 1994 года указом Президента России был включён в Группу руководства действиями по разоружению бандформирований в Чечне. В последнем своём телеинтервью каналу «Ностальгия» (2011) Грачёв сообщил, что дважды выступал на заседаниях Совета Безопасности РФ против ввода войск в Чечню, однако не встретил понимания руководства страны — Б. Ельцина и, в особенности, В. Черномырдина, который даже предлагал за пацифистские настроения немедленно отправить министра обороны в отставку.
С Павлом Грачёвым мы занимались и выводом войск из бывших республик СССР, и строительством Российской армии, и реформами, и первой чеченской войной. О нём в так называемой «независимой» прессе и электронных СМИ было напечатано и сказано немало несправедливых слов, но, на мой взгляд, он был самым сильным из тех министров обороны, под чьим руководством мне довелось служить. Запомнился как порядочный человек и отважный десантник, совершивший большинство своих парашютных прыжков на испытаниях новой техники. Я его искренне уважаю…
Герой России генерал армии Пётр Дейнекин
В декабре 1994 — январе 1995 года из штаба в Моздоке лично руководил боевыми действиями российской армии в Чеченской Республике. После провала нескольких наступательных операций в Грозном вернулся в Москву. С этого времени в периодике всего политического спектра подвергался резкой критике за фактический отказ от преобразований в армии, за её неудачи в восстановлении порядка в Чечне и «за политику, проводимую в корыстных интересах высшего генералитета». Выступал за поэтапное сокращение Вооружённых сил на период до 1996 года, считал, что армию нужно формировать по смешанному принципу с последующим переходом на контрактную основу.
Указом Президента от 17 июня 1996 года отправлен в отставку. Решение было принято в результате предвыборной договорённости Б. Ельцина и А. Лебедя.
Павлу Грачёву принадлежала знаменитая фраза, сказанная перед началом операции федеральных войск в Чечне, о том, что можно навести порядок в республике за два часа силами одного парашютно-десантного полка. Эта фраза была произнесена после провала попытки захвата Грозного чеченской оппозицией при поддержке российских танкистов в ноябре 1994 года. Позднее он цитату про один полк ВДВ прокомментировал так:
— Павел Сергеевич, а как же ваше печально знаменитое обещание взять Грозный за два часа силами одного парашютно-десантного полка?
— А я и сейчас от него не отказываюсь. Только выслушайте полностью то моё высказывание. А то ведь выхватили из контекста большого выступления лишь одну фразу — и давай муссировать. Речь шла о том, что если воевать по всем правилам военной науки: с неограниченным применением авиации, артиллерии, ракетных войск, то остатки уцелевших бандформирований действительно можно было уничтожить за короткое время одним парашютно-десантным полком. И я действительно мог это сделать, но тогда у меня были связаны руки.
После ухода в отставку Грачев вел частную жизнь, не оставил мемуаров и редко появлялся на публике. До апреля 2007 года он работал советником гендиректора компании «Росвооружение», затем советником директора омского радиозавода имени Попова.
21 октября 2011 года Грачёв дал последнее прижизненное интервью, которое взяли у него председатель Госкомимущества в 1996—1997 годах Альфред Кох и бизнесмен, министр внешних экономических связей России в 1992 году Пётр Авен; текст был опубликован в журнале Forbes 8 ноября 2012 года.
В ночь на 12 сентября 2012 года Грачёв в тяжёлом состоянии госпитализирован в 50-е кардиологическое отделение реанимации и интенсивной терапии Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского в подмосковном Красногорске. По данным информагентств и печати, у Грачёва произошёл тяжёлый гипертонический криз с церебральными проявлениями, однако не исключалось и отравление
Бывший пресс-секретарь Минобороны России Виктор Баранец уточнил, что в последние годы жизни П. С. Грачёв страдал от неизлечимого заболевания, болезнь доконала его, и случай, преподнесённый общественности как отравление, на самом деле был попыткой самостоятельно уйти из жизни. Согласно официальному сообщению Минобороны России, П. С. Грачёв умер от острого менингоэнцефалита — воспаления мозга.
Скончался 23 сентября 2012 года в 3-м Центральном военном клиническом госпитале имени А. А. Вишневского. Панихида состоялась 25 сентября 2012 года в Культурном центре Вооружённых сил Российской Федерации. Похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище!
Материал подготовила: Марина Галоян
https://radiovan.fm/station/article/24532