Если вы интересуетесь поп-, джаз-, этно-, латин-музыкой, и если пороетесь в своей памяти, то наверняка вспомните, что когда-то встречали это имя — Армен Халбурян. Он известен многими своими творческими гранями: играл на ударных инструментах, создавал различные приспособления для ударной установки, поражал всех своей виртуозной игрой на перкуссионных инструментах.
А если вы так и не вспомнили, то назовем имена людей, с которыми он играл и записывался и на чьих альбомах он присутствует: Хэрби Мэнн, Стив Гэдд, Дэйв Либман, Тони Левин, Дэвид «Фэтхед» Ньюман, Сисси Хьюстон, Майкл Брейкер, Чик Кориа, Мариан МакПартланд, Леонард Коэн, Джэк Де-Джонетт, Ральф Таунер, Дэйв Холланд, Боб Мозес… Можно еще продолжить этот список именами таких же звезд первой величины, но уже понятно, о музыканте какого уровня пойдет разговор. А ведь сказанное выше еще не все.
В активе Халбуряна были еще и выступления с симфоническим оркестром, участие в бродвейской постановке по произведению Нила Саймона «Хороший доктор» и даже в уникальной записи поэзии Кахила Гибрана «Предсказатель» в 1974 году, где его партнером был знаменитый кино- и театральный актер Ричард Харрис, читавший стихи под аккомпанемент маленького музыкального коллектива, участником которого был и Армен Халбурян.
Свою почти сорокалетнюю карьеру музыканта Армен начал с 12 лет. В 17 он уже играл на профессиональной сцене и гастролировал с различными группами по США. Когда ему исполнилось 20, он отдал гражданский долг стране, приютившей его родню после Геноцида в Турции, отслужив в армии. Там он организовал оркестр и выступал с ним перед своими сослуживцами. После возвращения из армии его пригласили в трио знаменитой пианистки и педагога Мариан МакПартланд. Это был 1954 год. Он приехал в Нью-Джерси, чтобы брать уроки игры на ударных инструментах у знаменитого барабанщика джаза Джо Морелло, игравшего тогда в трио МакПартланд. И когда Морелло променял трио МакПартланд на квартет Дэйва Брубека, он порекомендовал на свое место именно Армена Халбуряна.
Слушать и любить джаз его приучила старшая сестра, которая сама была большой любительницей этой музыки. Она все свое свободное время проводила в клубах и часто брала с собой Армена. Там он и влюбился в барабаны. «Мой отец, беженец из Турции, всегда дома слушал пластинки с восточной музыкой, и я слушал эту музыку с удовольствием. Особенно мне нравилось то, как звучала восточная перкуссия — думбек, тамбурин. Они стали частью моей души. И я тогда уже решил, что буду играть на подобных инструментах».
Начав с обычной ударной установки в джазовых составах, он постепенно увлекся игрой на различных перкуссионных инструментах — думбек, бонги, конги, колокольчики… Он считал, что у этих инструментов есть своя особая душа, и пытался передать ее состояние своей игрой слушателям. Он много занимался историей музыки разных культур и роли перкуссионных инструментов в них и пришел к мысли, что именно они добавляют музыке колорит, именно они окрашивают в соответствующие национальные цвета музыку народов мира…
Чем больше он играл, тем больше в его коллекции становилось таких инструментов и тем больше он их использовал в своей игре. Говорят, когда он появлялся на сцене в окружении целой батареи различных ударных инструментов, зал завороженно затихал в ожидании каких-то чудес, которые и происходили. Его экзотические звуки, оригинальная манера игры — он мог одновременно играть разные ритмы на разных инструментах — украшали самые разные музыкальные коллективы: от симфонических оркестров до церковных хоров, от студийных джаз-групп до духовных собраний буддийских монахов.
Конечно, самое большое внимание к себе Халбурян привлек, играя около трех лет вместе с популярнейшим мастером флейты Хэрби Мэнном. Группа называлась Family of Mann, и партнерами Мэнна и Халбуряна были виртуозные музыканты — барабанщик Стив Гэдди басист Тони Левин.
Армен записал с ними несколько наиболее популярных альбомов и много выступал. Сохранился репортаж с одного из концертов, о котором журналист пишет, что Халбурян «украл» у Хэрби Мэнна концерт. «Люди пришли слушать Мэнна, но когда в игру вступил Халбурян, все внимание слушателей переключилось на него, и вернуть это внимание себе Мэнн уже не смог до самого конца концерта».
А еще рассказывают, что Армен мог играть до бесконечности. Пару сезонов Халбурян играл с известным венгерским гитаристом Аттилой Золлером. Они работали в Нью-Йорке и выехали в тур по Германии. Аттила обладал твердым характером и колоссальной физической силой, мог играть до самого утра. И выдержать такой режим, когда после серьезной репетиции наступало время концерта, а после концерта лидер группы отправлялся в местный клуб, где играл джэм-сейшн вместе с местными музыкантами всю ночь напролет, мог лишь Армен Халбурян. Музыканты в группе Золлера все время менялись, уходили, не выдерживая нагрузки, и только Халбурян оставался постоянным участником состава и личным перкуссионистом Золлера.
Только по недоразумению Армен не попал в группу великого музыканта Джо Завинула Weather Report, которая тогда только собиралась. Мирослав Витоуш, чешский басист, эмигрировавший в США, по просьбе Завинула искал перкуссиониста и пришел домой к Армену, чтобы послушать его игру. Армен не знал, что ему фактически устроили прослушивание. Отыграл как всегда, Витоушу его игра очень понравилась, и он сообщил об этом Завинулу. Непонятно, что произошло потом. История об этом умалчивает, но с Weather Report начал играть бразильский музыкант Аирто Морейра. А с Витоушем Армена потом связала дружба и совместная работа, они даже записывали альбом Витоуша в 1977 году.
Чик Кориа однажды пригласил Армена в студию лучшего режиссера джазовой звукозаписи Руди ван Гелдера для записи альбома, который он создавал вместе с Джо Фарреллом, Дэйвом Холландом, Джеком Де-Джонеттом и Джоном Маклафлином. Продюсером записи выступала другая легендарная личность — Крид Тейлор, который ожидал, что музыканты выдадут ему красивую босса-нову. Но они сочинили на месте, сыграли «на раз» и записали нечто совсем другое — композицию в свободной форме. Продюсер был недоволен, но спорить с музыкантами такого уровня не смог. А когда Фаррелл принес домой эту запись и проиграл ее своей семье, композиция настолько понравилась его маленькой дочке Полли — там звучали знаменитые колокольчики Халбуряна и масса других экзотических перкуссионных инструментов, с которыми он мастерски справлялся, что Фаррелл назвал ее «Коллаж для Полли» (Collage for Polly)и настоял, несмотря на сопротивление Тейлора, на включении ее в альбом Joe Farrell Quartet.
Армен Халбурян, по общему мнению критиков и барабанщиков, был первым, кто привнес на сцену Нью-Йорка этнические перкуссионные инструменты и заразил этим всех остальных. А сегодня его записи широко используют диджеи и электронщики, извлекая из них различные экзотические, необычные звуки и используя их в своих композициях. А его манеру копируют молодые барабанщики, играющие в стиле фанк.
Его изобретения новых перкуссионных инструментов — знаменитые «китайские» колокольчики и различные дополнительные приспособления, крепления и т.д. были запатентованы и широко продаются и используются во всем мире. Он действительно жил всем этим миром, не только играя на том, что уже есть, но и думая о создании инструментов для получения новых ярких дополнительных красок в музыке.
Однажды его спросили, что главное для музыканта. «Если вы хотите хорошо играть, вам нужно сконцентрироваться и сфокусировать свое внимание только на игре. Если вы будете играть и думать о своих ежедневных проблемах, домашних заботах, вы не сможете вложить в свое исполнение все то, что требует музыка. Это как вождение машины. Если вы растеряете свое внимание, то и до аварии недалеко. Так и в музыке. Только полная концентрация на том, что вы делаете, что и как вы играете, даст абсолютный результат».
Армен Халбурян умер 16 марта 2011 года от рака. Он боролся с болезнью целых пять лет. Доктор Джон Рундбак сделал невозможное — после того как Халбуряну был вынесен смертный приговор другими врачами, Рундбак сумел продлить его жизнь в почти нормальном режиме еще на пять лет. Ему было 77. И почти до последнего дня он играл в латин-группе под название Latin Salad. Он без музыки никак не мог.
Источник – armjazz.info.