Авторская программаАрмянские талантыВсе о самом интересном..Знаменитые армянеКультура

Микаэл Шахназаров: Комитас памятник Ара Арутюнян.

Армянский и советский скульптор-монументалист, график, народный художник Армянской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР и Российской академии художеств, профессор. Автор монумента «Мать-Армения», являющегося одним из символов Армении. А. Арутюнян возродил традиции средневековых армянских архитектурно-скульптурных ансамблей и создал свой яркий стиль декоративного, сюжетного рельефа. Впервые в Армении А. Арутюнян оформил общественное здание тематическими рельефами — музей «Эребуни». В 1970 году за эту работу ему был присужден диплом Союза архитекторов СССР.

КОМИТАСИАДА АРА АРУТЮНЯНА

Свою первую работу — образ Комитаса — выдающийся скульптор Ара Арутюнян создал в 1954 г., когда ему было всего 26 лет. Это тот самый памятник, который установлен на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры Еревана. Спустя 34 года, в 1988 г., в столице появился еще один величественный Комитас, украсивший сквер напротив консерватории. И вновь его автором стал Ара Арутюнян. Эта потрясающая скульптурная композиция стала последней работой Мастера.

«БИОГРАФИЯ АРА АРУТЮНЯНА ОТМЕЧЕНА ИНТЕРЕСНЫМ ФАКТОМ. Свой творческий путь в монументальном искусстве папа начал именно с создания образа Комитаса и им же завершил свою многолетнюю деятельность, — говорит дочь скульптора Сусанна Арутюнян. — В истории армянского изобразительного искусства сложно найти еще одного творца, который на протяжении всей своей жизни не раз возвращался к Вардапету, воссоздавая его вновь и вновь, причем в разных интерпретациях, настроениях, состояниях души. Образ Комитаса проходит через все творчество отца, будучи как первым, смелым шагом на выбранном поприще, так и последним, громким аккордом».

 Действительно, в промежутке между двумя знаменитыми скульптурами Комитаса Ара Арутюнян не забывал о своем любимом персонаже: он постоянно слушал его музыку, читал о нем, исследовал его жизнь и творчество и продолжал возвращать к жизни великого композитора — в камне, металле, гипсе, на бумаге, повторяя: «Комитас всегда с нами, он среди нас». Так в богатой авторской коллекции скульптора собралось немалое число произведений, посвященных Вардапету и недавно вошедших в экспозицию, представленную в Музее-институте Комитаса. «Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу» — так названа выставка, открывшаяся 29 января, которая будет действовать до 1 июня. «Мы благодарны Николаю Костандяну и его команде, без поддержки которых выставка не состоялась бы», — подчеркнули Сусанна и Ара Арутюняны.

Как рассказал внук и тезка скульптора — архитектор и дизайнер Ара Арутюнян-младший, идея представить широкой общественности комитасовское наследие Ара Арутюняна-старшего возникла давно. Оформившись в проект, она благодаря поддержке куратора Марине Ароян реализовалась в Музее-институте Комитаса, руководство которого в лице директора Николая Костандяна с радостью приняло эксклюзивное собрание работ, посвященных великому композитору и созданных одним из выдающихся мастеров армянского изобразительного искусства.

Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'

В экспозиции более 30 работ из постоянной экспозиции Музея-института Комитаса, Национальной галереи Армении, Дома хорового общества, а также из частных коллекций и собрания семьи Ара Арутюняна. Выставочные образцы наглядно демонстрируют пройденный мастером профессиональный путь — от зарисовок, графических рисунков и эскизов до малой, станковой и монументальной скульптуры, представленной на выставке в виде фотографий знаменитых памятников Комитасу в Пантеоне и у государственной консерватории, носящей имя Вардапета. Чтобы сделать выставку более живой и не просто увидеть, а почувствовать отношение скульптора к Комитасу, Ара Арутюнян-младший задумал создать в  экспозиционном зале атмосферу мастерской деда. Часть экспозиции буквально копирует фрагмент рабочей комнаты Ара Арутюняна-старшего.

 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДАРОВАНИЕ АРА АРУТЮНЯНА проявилось с ранних лет. Как рассказала Сусанна Арутюнян, согласно семейному преданию, на одной из пыльных улиц Еревана он нашел кусок туфа, а в сарае — старые сельскохозяйственные орудия. В скрытом от людских глаз закутке он с помощью  подручных средств начал обрабатывать камень. В итоге вытесал голову женщины, очень похожей на богиню Анаит. Мама Ара показала необычное творение сына соседу, художнику Тарагросу Тер-Варданяну — большому знатоку армянского орнамента и миниатюры. В дар от художника маленький Ара получил книгу о Камиле Коро  «Будь в искусстве богом, а в жизни — человеком».

Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'

«Папа стал приходить в мастерскую старого мастера, с упоением слушал рассказы об искусстве, завороженно смотрел на картины, развешанные повсюду. Путь уже был предопределен: он поступил в Художественный техникум им.Ф.Терлемезяна, затем — на отделение скульптуры Ереванского художественно-театрального института, окончив его с отличием. В том самом 1954 г. и пришло первое признание: дипломная работа отца, посвященная  Комитасу, выиграла конкурс и была установлена на  могиле композитора в Пантеоне. Таким образом, Ара Арутюнян, по словам выдающегося искусствоведа Александра Каменского, был удостоен высокой национальной чести», — рассказала дочь Мастера.

«В первой работе Ара Арутюняна еще не виден его авторский почерк, однако уже ощутимы его внутреннее чутье, умение проникать в психологию персонажа, обобщенно отразить в его образе пройденный путь, основные вехи судьбы и даже наделить скульптурную работу энергетикой человека-прообраза, — говорит внук скульптора. — Возможно, поэтому дипломная скульптура сразу привлекла внимание конкурсной комиссии и, несмотря на молодость и неизвестность Ара Арутюняна, оказалась фаворитом».

Памятник Комитасу в Пантеоне — один из любимых армянами, долгие годы он также служил символом Геноцида: сюда вплоть до 1967 г., когда открылся мемориал в Цицернакаберде, приходили наши соотечественники, в том числе и из Спюрка, чтобы отдать дань памяти жертв событий 1915 г. Широкая армянская общественность с любовью приняла и консерваторского Комитаса.

 О памятнике Вардапету у консерватории Ара Арутюнян мечтал давно, но изначально представлял его иным. «У Ара Арутюняна есть цикл под названием «Цирани цар» — «Абрикосовое дерево». Это фигуры Комитаса, вытянутые во весь рост, левой рукой касающиеся правой. Сделаны они из разных материалов, отличаются размером, деталями одежды и т.д. Именно такого Комитаса Ара Арутюнян и хотел создать в монументальном жанре для консерваторского сквера. Однако, обсудив проект, в правительстве Советской Армении решили, что Вардапет у главного музыкального вуза страны должен сидеть, а не стоять. Тогда скульптор, поразмыслив, решил преобразовать в монументальный памятник другую свою работу, созданную в 1972 г., образец которой представлен в нынешней экспозиции, и по ассоциации с циклом «Абрикосовое дерево» посадил Комитаса на поваленный абрикос», — рассказал Ара Арутюнян-младший. В этой работе Мастер проявил весь свой талант, создав не просто монументальную работу с тонко очерченными линиями и совершенной пластикой, а композицию, сразу вписавшуюся в окружающую среду и наполнившую ее смыслом.

В ЭКСПОЗИЦИЮ ВЫСТАВКИ «АРА АРУТЮНЯН. ОТ КОМИТАСА К КОМИТАСУ» вошли работы, в большинстве своем не известные широкой публике. Они создавались в течение всей творческой жизни Мастера и бок о бок жили в его творческой обители. Посетители могут познакомиться как с завершенными работами народного художника Армении, члена-корреспондента академий художеств СССР и РФ, профессора Ара Арутюняна, так и с вариантами скульптур, посвященных Комитасу, набросками, письмами и фотографиями из семейного архива скульптора, его личными инструментами, ставшими посредниками между его золотыми руками, талантливой мыслью и скульптурными материалами. Среди экспонатов посетителям особенно полюбилась работа «Гарун а, дзюн а арел» («Весна, снег пошел») из мрамора, по достоинству причисленная к лучшим галерейным образцам.

Выставка 'Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу'

 Цель выставки — представить обширную «комитасовскую эпопею», созданную во второй половине ХХ в. прекрасным знатоком своего дела, комитасоведом в скульптуре Ара Арутюняном. Как отмечает Сусанна Арутюнян, еще три работы ее именитого отца, посвященные Комитасу, хранятся в собрании Государственной  Третьяковской галереи в Москве. АЭ по словам внука скульптора, 28 марта, в день рождения Ара Арутюняна, в рамках выставки состоится киносмотр, посвященный Мастеру, и презентация каталога выставки «Ара Арутюнян. От Комитаса к Комитасу».

 golosarmenii.am

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button