Marianne (Франция): Азербайджан преследует оппозиционеров вплоть до Нанта
14 марта в центре Нанта 27-летний азербайджанский блогер Мухаммед Мирзали, который живет во Франции с 2016 года, подвергся нападению со стороны шестерых неизвестных, в результате чего был избит и изрезан ножом. Азербайджанская оппозиция винит в произошедшем режим. Мы обсудили случившееся с оппозиционерами и правозащитниками Арифом и Лейлой Юнус, которые проживают в Нидерландах с 2016 года.
Marianne: Что говорит об азербайджанском режиме жестокое нападение, которое было устроено посреди дня в Нанте на молодого оппозиционера и блогера Мухаммеда Мирзали?
Лейла Юнус: Это говорит, что диктаторский режим не ограничивается пытками и репрессиями внутри сраны. Диктатор Ильхам Алиев полностью разрушил гражданское общество в Азербайджане. Любая критика там жестоко карается, а оппозиция практически уничтожена. Он объявил войну своим критикам в Европе и даже США.
В октябре прошлого года Мирзали стал жертвой первого покушения в Нанте, а затем получил SMS с угрозами от высокопоставленного чиновника азербайджанского парламента. В начале месяца ему пригрозили, если он не прекратит, выложить интимное видео сестры с мужем, которое было снято без их ведома. Он не принял шантаж, и видео действительно появилось в сети! Через неделю на него устроили нападение в Нанте…
12 февраля 2020 года мы, вынужденные жить за границей азербайджанские журналисты и правозащитники, выпустили совместное заявление со списком политических эмигрантов, которым физически угрожали азербайджанские власти. В их числе были живущий в Германии бывший офицер и блогер Габиль Мамедов и находящийся во Франции Ганимат Захид, главный редактор газеты Azadliq и директор спутникового канала Turan TV. Оба они стали объектом нападений. Мы призываем власти Франции, Германии, Нидерландов, Бельгии и США проявить максимальную бдительность по отношению к террористам, которых азербайджанский диктатор использует против несогласных с его режимом.
— Как бы вы оценили Азербайджан президента Алиева по отношению к другим постсоветским республикам? Страна заняла 168 место из 180 в вышедшем в 2020 году рейтинге свободы прессы «Репортеров без границ».
Лейла Юнус: Я бы поставила его на один уровень с кровавым режимом Рамзана Кадырова в Чечне и среднеазиатскими диктаторами.
— В Чечне наблюдается похожее явление: режим преследует блогеров даже за границей. Почему, как вам кажется, деспоты так не любят блогеров?
Ариф Юнус: В Баку нет места для свободной и независимой информации. Альтернативную информацию можно получить только из-за границы. Именно с этим связан расцвет YouTube-блогеров, которые критикуют диктаторский режим и коррупцию. У этих блогеров могут быть сотни тысяч подписчиков, но им действительно зачастую не хватает образования, они могут вести себя вульгарно и по большей части являются националистами. Я бы сказал, что они опускаются на уровень режима, который наносит им удары ниже пояса. Ильхам Алиев с женой, которая занимает пост вице-премьера, ведут себя как мафиозные лидеры. Они понимают, что эти блогеры неподконтрольны им и представляют угрозу. Поэтому они прибегают к услугам наемников (в основном, чеченцев и турок) для их устранения. Мы имеем дело с государственным терроризмом. Покушения были и на нас в Нидерландах, а также на наш Институт мира и демократии…
— На сайте Made in Azerbaidjan один русскоязычный блогер называет Ильхама Алиева предателем за то, что он отдал Карабах России вместо того, чтобы полностью взять его территорию под контроль военным путем. Это распространенное мнение? Означает ли это, что рейтинги Алиева, которые недавно пошли вверх благодаря военным успехам в Карабахе, покатились вниз?
Ариф Юнус: Вовсе нет. Большинство азербайджанцев обработаны пропагандой официальных СМИ и убеждены, что военная операция в Карабахе оказалась невероятно успешной, что Алиев — национальный герой и что присутствие российских «миротворцев» — хороший вариант для переходного процесса. Лишь немногие понимают, что единственным победителем в войне оказалась Россия. Ее выдворили из Азербайджана в 1992 году, а затем она потеряла Грузию. Сейчас ей нужно было избавиться от армянского премьера Никола Пашиняна, который пришел к власти в результате ненавистной Путину «бархатной революции». Россия вернулась на Кавказ и не хочет уходить. Официально силы Москвы пришли в Карабах на пять лет, но она явно будет стремиться юридически закрепить свое военное присутствие. Лишь немногие в Азербайджане понимают, что мы фактически вернулись к ситуации 1991 года. И что карабахский конфликт еще далеко не окончен…
— Что насчет светского характера страны, на который так напирают некоторые защитники Азербайджана на Западе?
Ариф Юнус: Алиевы боятся ислама, потому что не могут его контролировать, но в то же время активно используют его. На Западе они постоянно говорят о светском характере страны. В то же время на встречах с мусульманскими лидерами Алиев говорит об исламе, подчеркивает, что он — мусульманин и даже совершил паломничество в Мекку. Авторитарные лидеры Туркменистана, Узбекистана и прочих исламских стран бывшего СССР ведут себя точно так же. То есть, в общении с Западом Ильхам Алиев называет себя светским лидером, которого следует поддержать в борьбе с «исламскими радикалами и террористами», а мусульманскими руководителями он представляет себя борцом за исламские ценности против европейских…