
Мегри в эпицентре “мегапроектов”: зачем послы США и Китая встречались с Карапетяном

Министр обороны Армении Аршак Карапетян 30 августа принял посла США в Армении Линн Трейси. В ходе встречи были обсуждены возможности сообщения нового импульса армяно-американскому сотрудничеству в оборонной сфере.
Аршак Карапетян 30 августа встретился и с послом Китая в Армении Фан Юном. Стороны высоко оценили армяно-китайское сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, образовательной и других сферах. Были также обсуждены процесс двустороннего сотрудничества в области обороны и дальнейшие программы.
С чем были связаны почти синхронные встречи послов США и Китая с министром обороны Армении? 30 августа США заявили о завершении войны в Афганистане и вывели своих последних военнослужащих из этой страны. При этом Вашингтон заявил, что США сотрудничали с Талибаном по вопросу обеспечения безопасности эвакуации, и сотрудничество продолжится, если Талибан не будет поддерживать террористические группировки. В свою очередь, в Афганистане заявили о намерении открыть страну для транзита.
«Разрешение» афганской проблемы в экспертных кругах связывают с «войной коммуникаций», которая происходит между США и Китаем. Коммуникации – это не просто дороги, а контроль и влияние, и в этом контексте Армения занимает важное место на карте будущих коммуникаций. Не случайно Москва, Анкара и Баку пытаются прибрать к рукам узловые точки будущих дорог в Армении – границы Армении с Ираном и Грузией. А Алиев, побывав на днях в Шуши, напомнил, что город был важным пунктом на Великом шелковом пути. Бакинские СМИ также сообщали, что Китай одобряет открытие «Зангезурского коридора» в контексте своего проекта.
Напомним, после трансатлантических саммитов в июне этого года Байден заявил о намерении запустить крупнейший проект, который может стать конкурентом китайскому проекту «Один пояс – один путь». Армения не является частью китайского проекта, при этом через Армению может пролегать путь от Черного моря до Персидского залива, который одобряют США и ЕС. Мегри стал эпицентром двух мегапроектов, вот почему Россия и Турция всячески пытаются взять под контроль юг Армении.
В этом контексте возникает проблема способности Армении отстаивать свою суверенную территорию. Говорили ли послы США и Китая с министром обороны Армении о том, готова ли Армения сохранять юрисдикцию на границах с Ираном и Грузией?