Армянская диаспораПо страницам истории

Армянская диаспора : История армянской общины Румынии.

История армянской общины Румынии

В прошлый раз мы говорили о многочисленных выдающихся армянах, которые являются гордостью Румынии. О том, какой огромный вклад они внесли в политическую, экономическую, научную и культурную жизнь страны. А сегодня поговорим об истории формирования армянской общины Румынии и о тех тесных дружеских связях, которые ныне связывают Армению с Румынией. 

Армяне в Румынии живут с X века. Крупное переселение армян в Румынию началось после 1064 года, когда турки-сельджуки завоевали царство Багратидов со столицей Ани, и последующих монгольских нашествий. Из официальных документов известно о появлении армян в 1350 году в Ботошани. Поселение армян в Сучаве (под названием Сеч) в армянских церковных документах впервые упоминается в 1388 году. В 1418 году по приглашению князя Александра Благочестивого из Польши в Румынию переселилось 3 тысячи армянских семей. В XIV – XV веках армяне создали колонии в Молдове, Яссах, Дорохое, Фокшанах, Сирете, Романе, Галаце, Васлуе, Тыргу-Окна, Бакэу, Бырладе, Хотине, Килии, Бендерах. Здесь им были созданы благоприятные экономические условия, предоставлялись налоговые льготы и создавались все условия для нормальной жизни и успешной торговой деятельности. Они пользовались свободой вероисповедания и внутренним самоуправлением. Автономные общинные организации армян сохранялись несколько столетий и были независимы от румынских властей. Армяне имели своих выборных судей и собственную администрацию, которой руководил совет во главе с выборным старостой, именуемым шолтузом или войтом. Так, в документах 1445 и 1449 годов упоминается войт арменский Саркиз, а в 1456 году другой Саркиз – войт Сучавы. Армянские ремесленники имели свои собственные цеховые организации. Имеется текст Устава цеха из Сучавы, написанный в 1673 году, который хранится в библиотеке Академии наук в Бухаресте. 

После завоевания турками города Кафы в Крыму в 1475 году многие армяне нашли убежище в Молдове. Румынский князь Штефан Великий, или Штефан Чел Маре, принял их радушно, предоставив им значительные привилегии. Известно, что в конце XV века в его армии состояло 25-тысячное армянское войско. В Бухаресте армяне стали селиться позже, с 1638 года. В основном это были армяне из Болгарии. Многие названия румынских населенных пунктов по сей день напоминают об их армянском происхождении. В Трансильвании армяне основали три города, население которых было полностью армянским. Они выделялись красивой, самобытной архитектурой. Первым из них был город Герла, основанный в XVI веке, который назывался Арменополис. Другим таким городом стал город Думбравени. Третий город получил название Куртя-де-Арджеш. Так его назвали армяне, переселившиеся сюда из города Арджеш с берега озера Ван. А выдающийся архитектор Маноле (Манвел) построил здесь знаменитый собор и монастырь Куртя-де-Арджеш, считающийся шедевром румынской архитектуры. Черты армянской архитектуры тут хорошо заметны. Армяне сконцентрировали в своих руках всю торговлю с соседними странами. Армянские купцы из Румынии торговали с Россией, Германией, Польшей, Болгарией, Венгрией, Крымом, Константинополем и Закавказьем. Армянские сухопутные и морские караваны везли в Румынию и другие страны Европы многочисленные экзотические товары из Ирана и Индии. Таким образом, армяне становились посредниками в торговле между Востоком и Западом. 

К середине XIX века число армян, живущих в Румынии, составляло приблизительно 20 тысяч. После Геноцида 1915 года румынские армяне совместно с местными властями сделали все возможное, чтобы принять армянских беженцев из Турции. Благодаря этой поддержке армяне смогли легко интегрироваться. 10 августа 1920 года Королевство Румыния признало независимость Первой Республики Армения и установило с ней дипломатические отношения. 21 сентября 1920 года уполномоченный представитель Республики Армения Александр Хатисян вручил верительные грамоты в Бухаресте и там открылось главное, или почетное, консульство, которое действовало до 1926 года. Главными, или почетными, консулами были Арутюн Хендирян и Арменак Манисалян. К 1940 году в Румынии насчитывалось уже примерно 40 тысяч армян. Но после начала в 1939 году Второй мировой войны, в период с 1940 по 1944 год, наряду с другими малочисленными этническими группами армяне подверглись репрессиям и румынизации. Так, по закону от 8 августа 1940 года их предпринимательская деятельность строго регламентировалась и ограничивалась процентными нормами. Румынские армяне, как могли, противодействовали фашистскому режиму, который в этот период навязала стране гитлеровская Германия. Тысячи воинов-армян Красной армии отдали свои жизни за освобождение Румынии от фашизма. Однако после окончания войны в 1945 году и прихода в 1947 году к власти коммунистов жизнь армян не сильно улучшилась. В Румынии был принят закон о закрытии армянских школ. Принадлежащие армянам предприятия были национализированы. Политические и экономические условия стали неблагоприятными для армян. На церковь оказывалось давление. Поэтому очень многие армяне стали уезжать из Румынии, главным образом в США, Аргентину и Советскую Армению. После свержения в 1989 году режима Николае Чаушеску, жизнь армян вновь оживилась.  

Сегодня армянская община весьма немногочисленна, по официальным данным в стране проживает примерно 2 тысячи армян. Другие источники называют цифру 5 тысяч. Основная часть армян живет в Бухаресте и Констанце, а небольшое количество – в Сучаве, Яссах, Питеште, Ботошани, Галаце, Бакэу, Фокшанах, Тулче, Клуже, Герле, Георгене и Думбравени. В некоторых местах при церквях открыты армянские воскресные школы. Но, как мы знаем, несмотря на малочисленность, ни в одной другой стране Восточной Европы армяне не смогли достичь таких высот в политике. Достаточно сказать о двух Варужанах, которые являются гордостью румынских армян. Варужан Восканян – создатель и президент Союза армян Румынии, является заместителем председателя Национально-либеральной партии Румынии – партии власти. Он занимает пост министра экономики Румынии, возглавляет весь экономический блок и является вторым человеком по значимости в правительстве. А Варужан Памбукчян – вице-президент Союза армян Румынии, он является председателем парламентской комиссии информационных технологий и коммуникаций, а также руководит фракцией этнических меньшинств. Достаточно сказать, что благодаря давлению армян на президента страны Румыния стала одной из первых стран, которая категорически выступила против принятия Турции в Евросоюз. 

Союз армян Румынии наряду с церковью играет важную роль в сплочении румынских армян. В этом большая заслуга президента Союза Варужана Восканяна и вице-президента Варужана Памбукчяна. Союз армян Румынии по праву считается самой организованной и влиятельной этнической структурой страны и одной из самых организованных во всей Европе. Он входит в десятку наиболее влиятельных армянских организаций мира. Союз армян Румынии проводит большую работу по признанию Геноцида армян и поддержке Нагорно-Карабахской Республики. Эти вопросы поднимались и в Сенате и в Палате депутатов парламента Румынии. После того как в 2010 году малочисленная армянская община выделила в фонд помощи Армении и Арцаху значительную сумму, в 2011 году Всеармянский фонд «Айастан» открыл в Румынии свой филиал. Активно действует и посольство Армении в Румынии. С 2010 года послом является Гамлет Гаспарян. 

Епархия ААЦ, Союз армян Румынии и посольство совместно часто проводят различные памятные мероприятия. С ними сотрудничают Молодежный армянский союз Румынии и Армянское культурное сообщество «Раффи». Ежегодно 24 апреля в Бухаресте, в армянской церкви Святых Архангелов, проходит литургия и возлагаются венки к хачкару, посвященному памяти жертв Геноцида 1915 года. После церемонии устраивается шествие, в ходе которого румынские армяне с флагами Армении и осуждающими Геноцид плакатами направляются к центральной Площади Революции, раздавая прохожим материалы, рассказывающие о Геноциде. В выставочном зале Дома армянской культуры в Бухаресте проводятся фотовыставки по теме Геноцида. В траурных мероприятиях помимо армян принимают участие многие известные государственные деятели страны и простые румыны. В Бухаресте торжественные концерты, приуроченные к памятным датам, часто проходят в известном комплексе «Ханул Манук», построенном армянами еще в 1809 году.

Ранее румынские армяне занимались ювелирным делом, фармацевтической деятельностью, различными ремеслами – были обувщиками, кожевниками, ковроделами, занимались торговлей в своих магазинах. Сегодня многие также занимаются бизнесом. Ни одна другая этническая община Румынии не может похвастаться таким количеством высококлассных талантливых учёных, врачей, режиссёров, актёров, художников, композиторов, музыкантов, певцов, писателей, поэтов, журналистов, спортсменов и бизнесменов. Жители Румынии уважают армян, с удовольствием посещают различные армянские мероприятия в целях ознакомления с армянской историей и культурой. Именно благодаря великолепной репутации армянской общины румыны часто говорят: «Армяне – пример для всех». Но у армянской общины есть и проблемы. Многие, в особенности молодые люди, не владеют армянским языком. Большинство браков здесь смешанные. Армянская молодежь уезжает из Румынии в США, Канаду, Австралию, Францию. Из Армении в Румынию армянская молодежь не едет. Наблюдается постепенное старение общины. 

Во многих румынских городах издаются армянские газеты и журналы. Всего армяне выпускали более 50 наименований периодических изданий. До войны в Бухаресте выходил научно-популярный журнал «Херк», который основал и издавал Левон-Карапет Палчян (Вазген I). Выходили ежегодник «Араз» и «Ежегодник армянской общины». Сейчас наиболее популярны среди армян Румынии газеты «Нор кянк»  («Новая жизнь») и «Арарат», а также «Армения сегодня». Кроме этого, в Румынии вещает телеканал на армянском языке. В 1936 году в Бухаресте вышла книга известного румынского историка Влада Бенециану «Армяне в жизни Румынии». 

Теперь подробнее поговорим об армянской церкви в Румынии. Её история здесь начинается с 1350 года, когда в городе Ботошани была построена первая армянская церковь. А в 1401 году по специальному указу князя Александра Благочестивого была образована Трансильванская епархия Армянской Апостольской церкви, объединявшая приходы Молдавии и Валахии с центром в Сучаве, в котором действовали 3 церкви и 2 монастыря. Первым главой Армянской епархии Румынии в 1401 году стал епископ Ованес. Таким образом, Сучава стала старейшим в Европе центром Армянской Апостольской церкви. В XV – XVI веках в Сучаве действовали уже 6 армянских церквей и 2 монастыря. Самый большой армянский кафедральный собор в Европе находится в румынском городе Герла. В 1609 году в городе Роман была построена армянская церковь с настенными росписями. В Бухаресте армянская церковь была построена в 1639 году, на следующий год после того, как здесь поселились армяне. В XVII веке центр епархии переносится в Яссы, а позже он утвердился в столице – Бухаресте. В середине XVII века епархия насчитывала 10 приходов с 20 священниками. В 1809 году часть армянских приходов, ранее входивших в состав Румынской епархии, оказалась на территории России и вошла в состав Бессарабской епархии. В 1917 году они вновь были включены в состав Румынской епархии. 

В начале XX века возникла необходимость строительства в Бухаресте новой армянской церкви. Во-первых, здание старой церкви сильно обветшало. Во-вторых, значительно возросло количество проживавших в городе армян и старое здание уже не могло вместить всех прихожан. Весной 1911 года старую церковь сносят и летом того же года на ее месте в центре столицы начинают строительство новой, которое длилось 4 года. Открытие кафедрального собора Святых Архангелов состоялось 4, 5, и 6 сентября 1915 года. Автором проекта является архитектор Димитрие Маймаролу. По совету известного зодчего Тороса Тораманяна он взял за основу Эчмиадзинский кафедральный собор. Действительно, между ними есть большое сходство. 

Во дворе церкви находятся две очень значимые постройки, вокруг которых концентрируется вся жизнь армянской общины: здание Дома армянской культуры «Дудян» и школа «Мисакян-Кессимян». Дом армянской культуры – это дар Овсепа и Виктории Дудян. Здание было построено в 1944 году усилиями выдающегося филолога, историка и арменоведа профессора Акопа Сируни (Джалоляна). Его же заслугой является и созданный здесь Музей армянского искусства, в котором собрано множество великолепных экспонатов. Фасад здания украшен в армянском стиле, напоминающем орнамент храма Звартноц в Армении. Это здание не раз меняло свое название. Дом армянской культуры «Дудян» (1944 год), Дом армянской культуры «Степан Шаумян» (1947 год), Дом культуры района 1 Мая, Библиотека «Михаил Садовяну» (1965 год) и вновь, с 28 мая 1987 года, Дом армянской культуры «Дудян». В настоящее время в здании располагаются также возвращенные сюда Музей армянского искусства и церковная библиотека. В этом уютном Армянском центре Бухареста местные армяне часто собираются и проводят различные культурные мероприятия. 

Школа «Мисакян-Кессимян» была построена в 1926 году на месте, где находилось здание школы для девочек «Араратян». Под названием «Мисакян-Кессимян» школа общины работала вплоть до 1948 года, после чего стала школой совместного обучения с преподаванием армянского языка, затем – школой для армянских детей с преподаванием на румынском языке, что продолжалось до 1962 года. С 1982 года здесь размещался Исследовательский проектный институт гидроэлектрики. В 1991 году здание возвращают общине и здесь открывается воскресная армянская школа. Сейчас там обучается более 50 детей. В этом здании также размещаются офис Союза армян Румынии, редакции газет «Арарат» и «Нор Кянк» и типография. А в левом крыле располагается епархия. В 2001 году здания церкви, Дома культуры и школы были признаны аварийными. В настоящее время все здания полностью реставрированы. Рядом с церковью находится еще 3 армянских памятника. Это усыпальница семьи Акопа Шахима, которая была сооружена в 1893 году. Потом памятник легендарному генералу Андранику Озаняну, который был установлен 13 апреля 1936 года. На его открытии выступил генерал Драстамат Канаян. А 24 апреля 2005 года был открыт 4-х метровый хачкар, в память о жертвах Геноцида армян 1915 года в Турции. 

Одним из самых уважаемых лиц в Румынии был родившийся в Бухаресте Левон-Карапет Палчян, который в 1955 году в Святом Эчмиадзине был избран 130-м Католикосом Всех Армян Вазгеном I. До этого он с 1943 по 1955 год возглавлял Румынскую епархию ААЦ. После него полвека, с 1960 по 2010 год, во главе епархии стоял Тирайр Мардикян. А с 2011 года епархию ААЦ Румынии и Болгарии с центром в Бухаресте возглавил её 42-й предстоятель епископ Татев Акопян. Перед ним стоят чрезвычайно важные задачи. В Румынии Армянская Апостольская церковь имеет 18 церквей, 2 монастыря (Замча и Хачкатар), крепость и 8 армянских кладбищ с часовнями. Есть 10 действующих приходов, остальные церкви пока не функционируют. Так, в церкви Сурб Еррордутюн в Ботошани планируется основать Центр живописной миниатюры. 5 церквей из мест, где почти не осталось армян, ранее были переданы Румынской Православной церкви во временное пользование – церковь Сурб Григор Лусаворич в Тулче, по одной церкви в Сучаве и Романе и две в Фокшанах. Ныне там проводят литургии румыны. Но скоро 30-летний срок действия договора истекает, и они должны быть возвращены. Помимо этого, живущие в Трансильвании армяне-католики имеют 7 церквей, 2 музея и большое архивное достояние. В городе Герла находится армянский католический храм Святая Троица. Католические армянские приходы есть также в Георгене и Фрумоасе. Важно сохранить армянство Трансильвании и культуру армянской католической церкви. Это также общеармянское достояние. Румынские власти очень бережно относятся к историческому центру Герлы, где сохранились древние армянские здания, которые является украшением города.  

Культурное наследие армянской общины Румынии очень богато. Необычайно интересен уже упомянутый нами Музей армянской церкви в Бухаресте. Там экспонируется богатая церковная утварь, имеется 7 церковных занавесей, имеющих очень большую ценность, 300 старинных икон и картин, каких нет даже в Эчмиадзине. В 1990 году там были выставлены 13 икон XVIII – XIX века, самая старая из которых с образом Святого Николая была написана в 1792 году. Но вещей так много, что выставить в епархиальном музее все просто невозможно. Поэтому его планируется расширить. В церковной библиотеке хранятся 2000 старинных книг, около 60 древних рукописей, 300-летний архив. В связи с 500-летием армянского книгопечатания в 2012 году была открыта новая экспозиция и выставлены армянские книги и журналы, напечатанные в Румынии. Сейчас армянская церковь ставит задачу собрать все культурное армянское наследие, отреставрировать и сохранить его для потомков. Планируется все иконы, церковную утварь и надгробия сфотографировать. Специалисты должны тщательно изучить древние книги и рукописи. Есть очень ценные материалы, которые никогда не изучались. Необходимо весь армянский архив упорядочить и оцифровать. По всей Румынии есть множество армянских очагов культуры, которые нуждаются в изучении. В Румынии даже армянские кладбища выглядят как музеи. Здесь все аккуратно и ухожено. Многие памятники и надгробия привезены из Вены. 

Красивым и ухоженным выглядит армянский монастырь Сурб Оган, более известный как Замча. Правда, у него была тяжелая судьба. Во время гонений на армян, устроенных князем Штефаном Радечем в 1551 году, он был разрушен. Позднее монастырь был восстановлен армянином по имени Амира. В настоящее время монастырь Замча стал местом паломничества и армян, и румын. В 2008 году Католикос Всех Армян Гарегин II нанес визит в Румынию в целях переосвящения армянской церкви Святой Богородицы в румынском городе Яссы. Эта церковь, построенная шесть веков назад, была отреставрирована на средства румынского государства. А 12 августа 2012 года Католикос приехал и принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных переосвящению Хачкатарского монастыря, находящегося недалеко от румынского города Сучава, и 500-летию со дня его основания. Армянский монастырь Хачкатар был построен в 1512 году армянскими купцами из Молдовы братьями Тонавакян. Его называют также «Монастырь чудес» за его могучую силу в исполнении желаний верующих. В течение пяти веков двери этого монастыря никогда не закрывались перед христианами с разных концов мира, которые приезжали сюда, чтобы помолиться. Ежедневно здесь бывает не менее 1000 человек. Хачкатар стал символом многовековой дружбы между армянским и румынским народами. Реставрацию монастыря осуществили к его юбилею на средства родившихся в Румынии благотворителей Акопа и Ики Гуюмджян, ныне проживающих в Нью-Йорке. Специально для колокольни этого монастыря из Армении, из монастыря Татев, был привезен колокол, отлитый в 1244 году. Это событие столь значимо, что 500-летию основания армянского монастыря Хачкатар был посвящен совместный выпуск армяно-румынской марки. Марка официально вошла в оборот в обеих странах 11 августа 2012 года. А 14 августа в Большом зале Румынской Академии наук состоялась ее презентации. В торжественной церемонии приняли участие Католикос Всех Армян Гарегин II, а также многие высокопоставленные лица Армении и Румынии. 

В Румынии есть несколько государственных музеев, к которым армяне имеют самое непосредственное отношение. В усадьбе выдающегося государственного деятеля Манук-бея (Мирзаяна) в городе Хынчешть в 1970-х годах был открыт Музей истории и краеведения. Выдающийся искусствовед академик Григор Замбахчян коллекционировал произведения живописи и декоративного искусства. В 1947 году он подарил свою коллекцию государству и основал в Бухаресте музей, названный его именем – Музей Замбахчян. Улица, где расположен этот музей, сегодня также носит его имя. Между прочим, в Бухаресте еще несколько улиц носят армянские названия. Одна из них названа именем Кристя Буиклиу – личного врача принца Фердинанда. Есть улица Арменяскэ и другие. 

Среди многочисленных музеев Бухареста три названы именами различных Авакянов: Музей имени Григория Авакяна, Мастерская-музей Гранта и Беатрис Авакянов, Коллекция Карапета Авакяна – филиал Государственного музея Бухареста. Григорий Авакян поселился в Бухаресте, где получил степень профессора истории. Производя археологические раскопки в Аккермане, он обнаружил многочисленные образцы монет армянского Киликийского царства. Его исследовательские труды об архитектуре и искусстве этрусков пользуются мировой славой. С армянского на румынский им были переведены произведения средневековой лирики. Он занимался также живописью и в 1924 году открыл в Бухаресте индивидуальную выставку, которая была удостоена высокой оценки румынской прессы. Григорий Авакян имел богатую коллекцию произведений искусства, которую подарил румынскому государству. В 1978 году его коллекция была размещена в специально выделенном государственном здании. В коллекцию входят редкие образцы живописи, а также старинные японские, индонезийские, индийские, египетские и эфиопские художественные изделия. Он же и стал директором музея. Музей имени Григория Авакяна в Бухаресте считается одним из самых известных музеев Румынии. 

Грант Авакян – художник и коллекционер произведений румынского искусства. Его картины выставлены во многих известных музеях Румынии и других стран. Его произведения экспонировались на многих выставках, в том числе в 1960 и 1962 годах в Ереване. Супруги Грант и Беатрис Авакяны начали собирать свою коллекцию после Второй мировой войны. Собрание их произведений состоит примерно из 400 экспонатов, среди которых есть произведения румынского искусства, старинные изделия из бронзы, тибетские, китайские и сиамские скульптуры, образцы персидского гончарного искусства XVII века, готическая, итальянская и испанская мебель, древние армянские ковры и т. д. Отдельно представлены живописные полотна художника. В 1971 году супруги Авакяны свою богатую и разнообразную коллекцию подарили Государственному музею Бухареста. С 1974 года открылась Мастерская-музей Гранта и Беатрис Авакянов и их коллекция стала общедоступной. Кроме этого, они делали пожертвования и Национальной картинной галерее Армении. Карапет (Карпис) Авакян – скрипач, музыковед, профессор класса скрипки консерватории Бухареста, автор ряда книг. Он имел богатую коллекцию произведений живописи, которую подарил Государственному музею Бухареста. На базе этой коллекции был создан новый музей: Коллекция Карапета Авакяна – филиал Государственного музея Бухареста. 

С момента распада СССР у Армении с Румынией наладились прочные отношения. Румыния стала первой страной, признавшей 11 декабря 1991 года независимость Армении. 17 декабря 1991 года были установлены дипломатические отношения. 24 апреля 1994 года Армения открыла свое посольство в Бухаресте. А Румыния первой из восточноевропейских стран открыла 9 февраля 1999 года посольство в Ереване. Бывшие президенты Роберт Кочарян и Ион Илиеску и нынешние Серж Саргсян и Траян Бэсеску, министры иностранных дел и другие руководители двух стран часто обмениваются визитами. Румыния одной из первых заключила с Арменией межгосударственный договор. После этого был подписан ряд договоров, главным образом в сфере культуры. В мае 2009 года Союзы писателей Армении и Румынии подписали в Бухаресте соглашение о сотрудничестве. В 2011 году было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве Армении и Румынии в сферах науки, культуры, образования и спорта до 2015 года. Один из основных пунктов сотрудничества – это изучение армянского и румынского языка и литературы в вузах Армении и Румынии. В соответствии с этим в Ереванском государственном лингвистическом университете имени В. Я. Брюсова стал преподаваться румынский язык, а в декабре 2012 года было принято решение об открытии в Бухарестском университете кафедры армянского языка. Это должно способствовать развитию программы по обмену студентами двух стран. В рамках межправительственного соглашения также предусматривается сотрудничество между Национальными Академиями наук Армении и Румынии. Очень часто в обеих странах устраиваются многочисленные выставки и прочие культурные и научные мероприятия, способствующие сближению наших народов. 

Таким образом, между Арменией и Румынией сложились весьма крепкие политические и культурные связи. Но экономические связи не соответствуют имеющемуся потенциалу. Поэтому министр экономики Румынии Варужан Восканян призвал провести румыно-армянский бизнес-форум. Он состоялся в Ереване в июле 2013 года. В работе форума с румынской стороны приняли участие крупные бизнесмены, представляющие 29 компаний, работающих в области промышленности, строительства, производства стройматериалов, бытовой химии, банковской сферы, авиации, геофизики, медицины, туризма, информационных технологий и телекоммуникаций. Восканян предложил поставить цель довести в ближайшие годы товарооборот между Арменией и Румынией до 500 миллионов евро вместо 88,6 миллионов долларов в 2012 году. Необходимо задействовать морскую переправу Констанца – Поти для более удобной транспортировки грузов. Нужно поскорее организовать прямое авиасообщение между Ереваном и Бухарестом. Следует развивать туризм и посещение румынскими верующими святых мест, таких как Хор Вирап и Эчмиадзин, а жителями Армении – старинных армянских монастырей и церквей в Румынии. Было решено организовать следующий двусторонний форум уже в Румынии. На встрече с министром экономики Румынии армянским президентом было подчеркнуто, что в Армении высоко ценят усилия и вклад Варужана Восканяна как в развитие армяно-румынских отношений, так и в дело сохранения армянства в Румынии. Вопросами расширения торгово-экономических связей с Арменией занимается Торгово-промышленная палата Румыния – Армения, которая создана в марте 2004 года в Бухаресте. Дружат наши народы не только странами, но и отдельными городами. Официально первым случаем побратимства городов Армении и Румынии стало соглашение, подписанное в мае 2012 года мэрами румынского города Роман и армянского Дилижана. 

Посетивший в сентябре 2011 года Армянский центр Бухареста премьер-министр Армении Тигран Саркисян был восхищен увиденным. Он поблагодарил румынский народ за создание благоприятных условий для полноценного функционирования армянской общины. «Мы благодарны вашему народу за создание таких условий для армян, благодаря которым наши соотечественники с X века в Румынии могут чувствовать себя как дома». По словам Саркисяна, армянская община имеет возможность жить полноценной культурной жизнью, следовать своим традициям и отмечать национальные праздники. Тигран Саркисян отметил важность той гигантской роли, которую на протяжении веков играла армянская община Румынии в деле сохранения армянской самобытности в Юго-Восточной Европе.

Посол Румынии в Армении Крина Родика Прунариу, которая занимала этот пост с марта 2007 по июль 2013 года, отметила колоссальный вклад армян в культурное наследие Румынии. Она подчеркнула, что многовековой опыт совместного проживания армян и румын и их взаимная симпатия создают прочную основу для укрепления армяно-румынской дружбы и сотрудничества в разных сферах. Она сказала:  «Армяне – это скромный и очень трудолюбивый народ, который всегда пользовался и ныне пользуется в Румынии заслуженной любовью и уважением. И я уверена, румынские армяне сыграют немалую роль в дальнейшем сближении наших народов». И в этом можно не сомневаться.

Александр Ерканян. 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button