Авторская программаАналитикаВоенные действияИменаИсторические персоныПо страницам историиПолитикаПолитики

Виктор Надеин-Раевский: Эрдоган отказался от Кемаля в пользу пантюркизма и панисламизма.

Святая София, неоосманизм и триумф турецкого евроскептицизма

Иллюстрация: ria.ru

Изменение статуса собора Святой Софии, ставшей мечетью, вызвало неоднозначную реакцию в мире. Эта реакция породила дискуссию о мотивах решения турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, а также о фундаментальных причинах, приведших к такому событию.

Для современной Турецкой Республики, образовавшейся в ходе национально-освободительной борьбы против интервенции Антанты, очень важен «Национальный обет» — клятва, принятая парламентом 28 января 1920 года, в которой Мустафа Кемаль Ататюрк и его сторонники заявили о приемлемых границах Турции. Кроме территорий с турецким большинством, в нем упоминались ныне принадлежащий Грузии Батуми, а также северные территории современной Сирии и Ирака. Кемалисты были сторонниками светского турецкого национализма, что во внешней политике означало отказ от вмешательства в дела территорий бывшей Османской империи. Кемализм был идеологией, направленной на модернизацию и вестернизацию турецкой нации во имя ее спасения. При этом согласно условиям Лозаннского договора 24 июля 1923 года турецкое правительство обязывалось обеспечить права национальных меньшинств. На практике кемалисты продолжили политику младотурок, направленную на изгнание греков и армян из страны.

При Ататюрке Турция вынуждена была восстанавливать экономику и заниматься общей модернизацией страны. Именно для этого проводилась политика секуляризации общественной жизни. Османский ислам, по мнению кемалистов, был «источником отсталости». В совокупности с необходимостью укрепления связей со странами Западной Европы, СССР и США это привело к фактическому вытеснению панисламизма и пантюркизма из политической жизни страны. Политическая позиция кемализма выражалась в лозунге «Мир в своей стране — мир во всём мире».

Смерть Ататюрка и начало Второй мировой войны привели к первому отступлению от этих принципов. Прогерманский нейтралитет Турции вызвал реанимацию пантюркизма. Так, владелец газеты «Джумхуриет» Надир Нади по заданию властей в 1942 году в составе делегации турецких журналистов встретился с Геббельсом в Берлине, после чего делегация посетила оккупированные территории СССР, в том числе Крым, где встречалась с крымскими татарами. Кроме этой, было много поездок турецких военных на оккупированные территории СССР. Позднее, 7 сентября 1944 года, в связи с переломом в Великой Отечественной войне власти начали процесс над видными идеологами пантюркизма, среди которых был популярный в современной Башкирии Ахмет-Заки Валиди. 29 марта 1945 года 13 подсудимых оправдали, 10 человек приговорили к 10 годам заключения, но уже в октябре 1945 года их освободили из заключения, а в 1947 году амнистировали.

Начало холодной войны и вступление Турции в НАТО привели к процессу отхода от жесткого секуляризма, характерного для кемализма. Одной из причин этого была необходимость идеологической борьбы с советским коммунизмом. В январе 1970 года политический наставник Реджепа Тайипа Эрдогана Неджметтин Эрбакан основал первую в Турецкой Республике панисламистскую Партию национального порядка (Milli Nizam Partisi). Особенностью Эрбакана была критика Общего рынка и Европейского экономического сообщества. Впоследствии Эрбакан поочередно возглавлял другие партии со схожей идеологией и даже успел побыть премьер-министром в 1996—1997 годах.

Кроме евроскептицизма (Турция в 1963 году стала ассоциированным членом ЕЭС, а в 1999 году — кандидатом в члены ЕС), Эрбакан был критиком Израиля. Турция выступала за деоккупацию арабских территорий и возврат к границам 1967 года, а после провозглашения в июле 1980 года израильским Кнессетом (парламентом) Иерусалима «единой и неделимой столицей» еврейского государства в августе того же года закрыла генеральное консульство в Иерусалиме, в ноябре понизила отношения до уровня второго секретаря.

Кроме того, на Турцию оказала влияние Исламская революция 1979 года в Иране и поддержка афганских моджахедов, а также укрепление экономических отношений с арабскими странами. Также дальнейшему дистанцированию от секуляризма способствовал отход от однопартийной системы, начавшийся после окончания Второй мировой войны.

Распад Советского Союза привел к окончательной реабилитации пантюркизма и панисламизма. Турция стала налаживать экономические и политические отношения с вновь образовавшимися государствами, где тюрки и мусульмане составляли большинство. На Северном Кавказе, в Центральной Азии и в Поволжье стали действовать школы проповедника Фетхуллаха Гюлена, сочетавшие пантюркизм с панисламизмом. Поддержка турецким государством и обществом Чеченской республики Ичкерия позволила пантюркистам из организации Алпарслана Тюркеша «Боз Гурд» («Серые волки») проникнуть на территорию России и принять участие в боевых действиях на стороне чеченских сепаратистов. Наконец, в 1997 году при участии премьер-министра Неджметтина Эрбакана для развития многостороннего сотрудничества была создана Исламская восьмерка (D-8), в которую, кроме Турции, вошли Египет, Иран, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Бангладеш и Нигерия.

https://eadaily.com/ru/news/2020/07/15/svyataya-sofiya-neoosmanizm-i-triumf-tureckogo-evroskepticizma

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button