Торчать неделями на «Верхнем Ларсе» или быстро и безопасно проехать по Зангезурскому коридору?
Очевидный выбор для Армении
Через КПП «Верхний Ларс», расположенный на трассе Степанцминда-Ларс, пролегает единственный на сегодня маршрут из Армении в Россию и далее в Европу. После начала армяно-азербайджанского конфликта он стал как единственным для Армении сухопутным «окном в мир», поскольку иранское направление не может рассматриваться в силу многолетнего пребывания ИРИ в изоляции, так и главным стратегическим для Еревана маршрутом. При всем при этом, «Верхний Ларс» — маршрут крайне ненадежный.
Как известно, дорога через пункт пропуска «Верхний Ларс» довольно часто становится потенциально непроходимой из-за ухудшения погодных условий, схода лавин, камнепада. Тогда на расчистку завалов уходят дни. Но и это еще не все – трассу нередко закрывают по соображениям безопасности, когда существует даже небольшая угроза схода лавины или камнепада. Учитывая все эти факторы, а также крайне низкую пропускную способность данного КПП, очереди из фур там – дело привычное.
Вот и на сей раз вот уже 10 дней перед КПП «Верхний Ларс», причем с обеих сторон — Грузии и России, стоят автомобили, очередь растянулась на километры. Водители фур, преимущественно армянских, везущие из Армении на экспорт скоропортящуюся сельскохозяйственную продукцию, а в Армению – продукты питания и зерно, оказались в плену единственного для этой республики сухопутного сообщения с Россией и Европой. Ситуацию усугубляет тот факт, что никто толком не знает, почему и на какой срок они там застряли.
По словам одного из водителей армянской фуры, вот уже неделя, как он не может проехать через КПП: «Те машины, которые приехали из Батуми через Хашури, сразу попадают в Натахтари. Здесь уже населенные пункты и нет места для стоянки фур. Получается так, что армянские машины или те, которые ехали из Армении в Россию, пусть это будут российские, киргизские, казахские, все они остаются на объездной дороге Тбилиси. Есть автомобили, которые стоят 10-й день. Вот мы стоим уже неделю».
Ему вторит Тигран Аветисян: «Никакой информации нет, просто стоим. Машин много. Будем стоять, пока не подойдет наша очередь. Российская сторона нас не пропускает, а причины никто не говорит».
Схожее мнение и у Спартака Элизбашвили: «Стоим тут и не знаем о происходящем впереди нас. Говорят, с российской стороны не работает таможня. По своей прихоти открывают и закрывают границу. По этой причине и образуется пробка. Вся трасса заполнена грузовыми машинами. Стоим тут уже третьи сутки. Нам не говорят, когда откроется таможенный пункт».
В свою очередь Бесо Микава рассказал: «Я должен привезти пшеницу. Меня остановила патрульная полиция и оштрафовали на 200 лари. И никто не сообщает, когда именно откроется граница. Говорят, что пограничный пропускной пункт закрыт из-за погодных условий. Но сейчас нет сильного снега. Наверное, придется остаться здесь еще три дня».
А ведь на дворе всего лишь осень, и погодные условия относительно благоприятные. Но впереди зима, которая в этих краях бывает крайне суровой, и потому нетрудно представить, какие трудности ждут водителей фур, прежде всего армянских, в ближайшие месяцы. Потраченные нервы – это лишь малая толика того, чем приходится расплачиваться водителям фур. А ведь есть еще и неустойки за простой, и траты на пропитание, и скоропортящийся товар.
В этих условиях перед Арменией вновь со всей остротой встает вопрос открытия Зангезурского коридора. Баку не раз открыто предлагал Еревану открыть коммуникации, что пойдет на пользу всем странам региона, и не в последнюю очередь – Армении. Кроме того, их открытие придаст новую динамику региональному сотрудничеству и создаст новые возможности. Тем более, что накануне уже был запущен пробный шар, когда Азербайджан и Армения пошли на взаимное открытие своего воздушного пространства для гражданских воздушных судов двух стран. Мир от этого не рухнул, земля не перевернулась. Наоборот, Азербайджан и Армения проявили политическую волю и показали, что у нас есть точки соприкосновения. И если это получилось в столь непростом вопросе, как безопасность воздушного транспорта, так неужели кто-то в Армении может сомневаться в том, что это не получится с наземными коммуникациями? Во всяком случае, Азербайджан демонстрирует готовность помочь Армении избавиться от ее чрезмерной зависимости от КПП «Верхний Ларс». Вопрос лишь в том, готова ли к этому сама Армения? Зима близко, думать надо уже сейчас…