АналитикаИсторические персоныИсторияИстория Арменииоб АрменииПолитика

Профессор Степанянц рассказывает про историю армянской области Сюник.

И СНОВА СЮНИК НА СТРАЖЕ АРМЯНСКОЙ СУДЬБЫ

Очевидно, что события, происходящие вокруг Армении в целом и Сюника в частности, следует уже рассматривать не в рамках локального противостояния Армении с Азербайджаном, а в контексте масштабных региональных процессов. Разгадать фабулу дальнейших развитий сюникской эпопеи, а также в точности установить мотивацию действий основных геополитических акторов представляется чрезвычайно сложной задачей. Тем не менее, опираясь на опыт истории региона, можно с высокой долей вероятности вычислить основную логику разворачивающихся событий.

АНАЛОГИЙ И ПАРАЛЛЕЛЕЙ С ПРОШЛЫМ вполне достаточно, чтобы заключить, что региональная история опять входит в фазу активной перегруппировки сил на пространстве Южного Кавказа и вокруг него, в которой Сюникской области древней Армении вновь выпала роль архиважной стратегической территории, принадлежность и фактический контроль над которой предопределит господство в регионе одной из соперничающих здесь держав. В среднем эти фазы повторяются с периодичностью раз в сто лет. Не будем проводить подробный экскурс в прошлое, поскольку тема очень объемная, лишь парой предложений напомним о циклах последних трех столетий и просто зафиксируем каждый из них.

В 20-х годах XVIII в. Иран пережил закат сефевидской эпохи. Династия Сефевидов пала, престол был захвачен афганцами, шахство на долгие годы утеряло свой номинальный суверенитет над большей частью Южного Кавказа. Захватившие западное побережье Каспийского моря русские усмотрели в ослаблении Ирана хорошую возможность завладеть всем регионом. Те же планы лелеяла Османская империя. В 1724 г. между Российской империей и османами в Стамбуле был подписан тайный договор о разделе персидских земель на Южном Кавказе. Армии турок вступили на земли древней Армении с целью отобрать у Ирана и навечно закрепить за собой все левое побережье реки Аракс — вплоть до точки слияния ее с Курой.

Главным препятствием на этом пути были союз сюникских княжеств во главе с Давид-беком и арцахские меликства. Захват полувольных армянских княжеств позволил бы туркам навсегда вытеснить персов из Южного Кавказа, а также окончательно выдавить армян из их исторической родины. Так началась освободительная борьба сюникцев против османских захватчиков.

Следующая фаза — начало XIX в. Иран давно уже вернул себе господство на Южном Кавказе, однако Россия год от года усиливала динамику военно-политического проникновения в регион. В 1804 г. начинается война России против Персии и Турции за Южный Кавказ. В 1813-м заключается Гюлистанский мир, однако через 13 лет Персия с Османской Турцией опять развязывают войну против России, стремясь навсегда вытеснить ее из региона. Сюнику в этих войнах опять выпадает важная роль стратегического форпоста, завоевание которого дает возможность русским отрезать Нахичеванское и Эриванское ханства от исламского населения Мугани и Талышских гор, а также окончательно установить границу с шахской Персией по реке Аракс.

КРОМЕ ТОГО, В ЭТИХ ВОЙНАХ, ТАК ЖЕ КАК И В ВОЙНАХ столетней давности, Сюник был очень важной областью для соперничающих держав и в плане материальных выгод. Здесь находились колоссальные залежи меди, действовали десятки крупных медеплавилен, а торговля этим металлом приносила огромные по тем временам доходы. Медь также считалась основным материалом в оружейном деле — к примеру, пушки выливались из медных сплавов. Это обстоятельство усиливало стратегическое значение области.

В следующий раз мы снова видим бурлящий регион Южного Кавказа и Сюник в центре этих событий ровно через сто лет. В 1917 г. Российскую империю сотрясает февральская революция. Империя рушится и скатывается в хаос. Она уходит из Южного Кавказа, предоставив на короткий отрезок времени местным элитам возможность создать свои национальные государства. Но обладание регионом все равно остается вожделенной целью соседей, разогревая их великодержавные аппетиты. Иран слишком слаб и едва влачит существование. Россию охватил пожар гражданской войны. Турция пытается воспользоваться ситуацией и единолично установить свое господство.

ОДНАКО ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ в Первой мировой войне турки наконец уходят из Южного Кавказа, делегировав Азербайджану миссию тюркизации и гегемонии в регионе. Азербайджан берется за дело уничтожения соседней Армении, но препятствием на пути осуществления этой программы становится все тот же Сюник во главе со своим славным военно-политическим лидером Гарегином Нжде. И даже большевизация Азербайджана и фактическая поддержка Красной армией националистических экспансионистских планов Баку не помогают закавказским тюркам завладеть Сюником.

Благодаря Нжде Сюник остается армянским, что в свою очередь вынуждает большевиков присвоить союзный статус армянской республике со включением названной области в ее состав.

И опять наступает следующая фаза. Вновь ровно через сто лет регион охватывает процесс геополитической переформатировки. Россия существенно сдает позиции на Южном Кавказе. Турция врывается в регион на крыльях своих «Байрактаров», эффектно предъявив заявку на лидерство, которое она готова оспорить у Москвы. Не хочет оставаться в стороне и Иран, накопленные ресурсы и концентрация усилий которого позволяют ему впервые за двести лет предъявить свое видение будущего Южно-Кавказского региона.

Помимо упомянутых извечных региональных соперников свое присутствие здесь подчеркивают еще и глобальные державы: США, Великобритания и даже Китай. И на фоне этих геополитических перетасовок Сюник вновь переживает драматические дни: армянская область оказалась в фокусе внимания соперничающих держав, которые за обладание ею могут даже выйти из политического клинча на тропу войны. Геостратегическое расположение Сюника не только не утратило своего значения за последние 200-300 лет, но и, наоборот, резко повысилось за счет новых обстоятельств.

Сегодня Сюник остался единственной преградой на пути географического и политического слияния тюркского мира. Сюник – это выход на самый короткий для Ирана путь в Европу, отдушина для Тегерана. Сюник — перекресток торговых маршрутов и энергетических коммуникаций. Сюник — кладезь огромных залежей ископаемых, цены на которые уже в ближайшем будущем будут бить все рекорды на мировом рынке. Наконец, Сюник – это коридор, через который транснациональные наркокартели были бы не прочь проложить торговый трафик смертоносного зелья.

Сюник считается суверенной территорией Армении, однако искушенному в политике человеку понятно, что без опоры на хотя бы одного из региональных акторов и без привлечения внешней союзнической силы удержать эту архиважную область за Арменией Еревану, в условиях накручивания турками экспансионистской спирали на Южном Кавказе, сейчас не удастся. Армения вынуждена поделиться контролем над Сюником с кем-либо из партнеров, дабы окончательно не уступить свою территорию в результате уже начавшейся ползучей оккупации либо намечающегося в ближайшем будущем молниеносного ее захвата. Очевидно, что именно с таким решением связана информация о выделении погранвойскам ФСБ России особых территорий для баз в районе сюникских населенных пунктов Тех, Капан и Мегри.

В ТОМ ЖЕ КОНТЕКСТЕ СЛЕДУЕТ анализировать и сведения о тайном посещении Еревана несколькими генералами КСИР. Вероятно, представители руководства элитного корпуса предлагали армянской стороне на переговорах рассмотреть вариант по размещению на территории Сюника иранских войск. Обстановка вокруг области накалена до предела и экзистенциально опасна, особенно учитывая то обстоятельство, что нынешние армянские власти проводят, мягко говоря, неубедительную работу по защите суверенитета Армении над Сюником. Но это тема отдельного разговора.

В любом случае история показывает, что по результатам упомянутых выше фаз сохранение в той или иной форме за армянством древней исторической области гарантированно спасало армян от окончательного истребления на Южном Кавказе. История также напоминает, что сами сюникцы всегда грамотно и разумно увязывали ресурс своей стойкости с единением с арцахцами. Однако на этот раз какой-либо формы тесного военно-политического взаимодействия между Сюником (читай — РА) и Арцахом не наблюдалось, чем враг и не преминул воспользоваться в числе других субъективных упущений или объективных данностей.

Как бы то ни было, очередная историческая фаза пока не достигла своей кульминации, а значит, главные события еще впереди. Исходя из описанного опыта цикличности следует констатировать следующее: совершенно справедлив тезис о том, что судьба Армении отныне будет зависеть от будущих развитий вокруг Сюника. Именно там сейчас находится ключ к судьбе нашей государственности и нации.

И СНОВА СЮНИК НА СТРАЖЕ АРМЯНСКОЙ СУДЬБЫ — golosarmenii.am

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button