Карлен Арсенович Нуриджанян родился в 1929 году в семье каменотеса на улице Пушкина. С самого детства Карлен Нуриджанян приобщился к ручному труду. Его отец – Арсен Нуриджанян занимался оформлением лепнины на зданиях Площади Республики. Сын видел в отце пример для подражания и всегда стремился добиться больших успехов в архитектуре, чем отец.
В 1956 году мастер окончил Ереванский художественно-театральный институт, с которым связана интересная история. Для своей дипломной работы Карлен выбрал сидячую фигуру задумавшегося Мовсеса Хоренаци. Скульптор проводил много времени в мастерской, порой забывая есть и пить.
Однажды домочадцы пришли проведать мастера и увидели поразительную картину – Карлен в позе зародыша заснул у скульптуры на руках.
Карлен Нуриджанян — автор многих монументально-декоративных памятников, воздвигнутых в Ереване и в районах Армении. Тематика памятников широка и разнообразна. Богатые в своих пластических проявлениях они объединены яркой, неповторимой индивидуальностью художника.
Монументальное видение мира, тонкое чувство материала, умение синтезировать в одной композиции камень и металл, делают его работы поистине уникальными. Необычайно эмоциональным получалось у Нуриджаняна выявлять пластические качества материала.
Однажды, работая над очередным монументом, мастер упал и сломал ногу. До приезда скорой он, потрогав увечье, нарисовал на бумаге образ сломанной кости. Приехавшие врачи диагностировали перелом кости и отправили больного делать рентгеновский снимок ноги.
Каково же было их удивление, когда, получив снимок, они сравнили его с наброском скульптора. Рисунок ничем не отличался от рентгеновского снимка, мастер смог искусно прочувствовать место перелома и в мельчайших деталях изобразить его.
Памятники павшим воинам в Великой Отечественной войне, установленные в различных селах Армении являют собой скорбные симфонии, посвященные героям. Через все творчество Нуриджаняна проходит образ армянки, то празднично наряженной в статуе «Добро пожаловать» (1968), то спокойно величавой в барельефе «Армянка» (1968). Значительное место в творчестве скульптора занимают величественные памятники по мотивам армянских легенд.
Герои древних сказаний «Ваагн Вишапаках» (1968), «Айк Наапет» (1970), «Торк Ангех» (1982), ставшие символами освобождения народа, в наше время получили новое воплощение, приобрели иное звучание в скульптурах мастера. Ведь немногие в советское время знали, что за установкой каждой работы Карлен Нуриджанян следил лично.
Для него было важно, чтоб стрела Айка была направлена в сторону Турции, а камень в руках Торк Ангеха целился на запад. Возможно, его патриотические взгляды стали одной из причин неприятия советской власти.
«Он мог бесконечно долго спорить с отцом о партии и будущем Армении, в этом вопросе он всегда выступал против отца, ибо тот был членом партии» – рассказывает сестра мастера.
«В голодные годы у изваяния «Торк Ангех» украли ноги, потому что она была сделана из кованой меди. Тогда никто не задумывался об искусстве, все думали о том, как продать, переплавить и т.п.» – делилась воспоминаниями Лусинэ Нуриджанян.
К сожалению, в те годы большая часть работ мастера была утеряна. Можно винить в этом правительство, родственников или искусствоведов, не сохранивших работы скульптора для общественности. Однако те статуи, которые удалось сохранить, сегодня являются прямым доказательством его непризнанного таланта.
Скульптуры Торка Ангеха, Ваагна Вишапакаха и Айка Наапета стали символами города и многих армянских организаций за рубежом. Тем не менее, мастера, изваявшего их, никто не знает, ведь его именем не названы школы, институты и улицы города.
Лусинэ Адамян armeniasputnik.am Взято у Ашот Григорьевич Редакция Вне Строк