Ограничение свободы слова и нарушение прав человека в целом, в том числе антиармянская агитация на правительственном уровне, запрещают какое-либо упоминание о роли армян в истории Азербайджана, в частности Баку.
Мои публикации лишь дают возможность раскрывать, познавать и освещать совместное прошлое и обеспечить мирное сосуществование двух соседних народов в будущем.
Считаю, что они являются важной попыткой для открытия забытых и запрещенных страниц истории, а также представляют информацию о культурном, цивилизационном вкладе и освещении богатого прошлого и наследия армянской общины Азербайджана, и его столицы – Баку.
Армянская община Баку стала жертвой этнической чистки, спланированной и осуществлённой в три этапа азербайджанскими и турецкими властями. В результате этого перестал существовать армянский элемент, внёсший огромный вклад в развитие города.
В начале XX века Баку, являясь крупнейшим закавказским промышленным центром Российской империи, характеризовался богатым армянским цивилизационным присутствием.
Армяне составляли третью по численности часть этнической группы после русских и разноплеменного мусульманского населения. Тем не менее, армяне занимали передовое место в общественной, культурной и деловой жизни города.
Армянами была открыта первая типография в Баку — “Арор”, где печатались книги не только на армянском, но и на русском и европейских языках.
В 1864 году по инициативе доктора Давида Ростомяна было основано Армянское человеколюбивое общество. В том же году при Обществе была создана еще одна типография. В 1877 году на его средства была открыта гимназия.
Общество занималось широкой благотворительной и просветительской деятельностью. В Баку в 1870 году была открыта первая в Закавказье публичная армянская библиотека, имевшая книги на многих языках.
При библиотеке, начиная с 1880 года, действовал читальный зал. В ней в разные годы работали писатель Ширванзаде и историк Лео (Аракел Бабаханян). В 1914 году библиотека насчитывала 21 800 книг, получала 68 периодических изданий. В 1894 году при библиотеке был создан литературный фонд.
Одним из культурных достижений армян Баку было создание разнообразной прессы и публицистики. С 1877 по 1920 год в Баку издавалось более 60 армянских газет и журналов.
Первым армяноязычным изданием в Баку был литературно-педагогический журнал «Армянский мир» (Айкакан ашхар), основанный в Шуши в 1874 году, который в 1877-79 годах издавался в Баку.
В Баку армянами издавались следующие периодические издания: «Орер» ( Дни ) (1907), «Анив» (Колесо) (1908), «Арев» (Солнце) (1914-1919), «Бакви дзайн» (Голос Баку), (1913-1914) «Коч Девет» (Призыв) (1906), «Нор хоск» (Новое слово) (1911-1912), «Социал-демократ» (Социал-демократ) (1917), «Банвори хоск» (Слово рабочего) (1918), «Тегекату» (Справочник) (1918) и др.
Издавались также общественно-литературные издания: «Шепор» (Труба) (1908), «Аравот» (Утро) (1909), «Татрон у еражштутюн» (Театр и музыка) (1910-1917) и др. Издавалась газета «Баку» под редакцией Х.А. Вермишева. С октября 1908 года под редакцией Рубена Оганджаняна на русском языке издавалась также рекламная газета «Листокъ объявлений».
Издавались официальные газеты политических течений и разнородных общественных и политических организаций, а также экономические, литературные, культурные, сатирические, религиозные и другие ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания. Несмотря на существующие ограничения, армянская публицистика Баку сыграла огромную роль в развитии национальной, интеллектуальной и общественной мысли.
В армянском театре Баку были заняты лучшие армянские актёры: Г.Абелян, Г.Аветян, О.Майсурян, П.Араксян, А.Вруйр, А.Арутюнян, Вардуи, И.Алиханян, А.Хитарян, С.Адамян и др. Эта театральная труппа имела огромный успех в бакинском обществе.
Армяне ставили самые известные пьесы классической и современной армянской, а также русской и европейской драматургии, к примеру «Дама с камелиями» Дюма-сына, «Доходное место» и «Без вины виноватые» А.Островского, «Мецапатив мурацканнер» (Благочестивые нищие) и «Пахтасар ахпар» А.Пароняна, «Укрощение строптивой» В. Шекспира, «Пепо» Г. Сундукяна, «Ревизор» В. Гоголя и др.
В 1870-ых гг. актёры, супруги Степан и Алма Сафразяны, представили тюркоязычному обществу в Баку произведения известных современных драматургов в переводе.
Первым в Баку в 1908 году Е. Маилян построил здание оперы.
С 1910 по 1920 гг. в Баку действовали оперная труппа (Амирагоя) Амирагяна и оперно-драматическая труппа Й. Восканяна, где принимали участие Арус Восканян, Гарагашян, Оганян и др. Представления давались в основном в театре Маилянов, который своим оснащением содействовал их успеху.
По инициативе и под редакцией Антона Маиляна в 1910-1917 годах издавался журнал «Театр и музыка», в котором была представлена вся культурная жизнь армян Баку. В 1920 году Маилян возглавлял Восточную театрально-музыкальную студию с армянским, азербайджанским и русским отделениями.
В дальнейшем эта студия была названа именем Буниатзаде и стала театральным училищем. Маилян был также заведующим Восточной консерваторией Баку и руководил музыкальной драматической студией азербайджанок. Маилян написал множество оперетт и детских опер, сочинял музыку для армянских и азербайджанских постановок, поставил балет «Индийская красавица» и оперу «Сафа».
В 1908 году с лекциями и с хором выступил в Баку Комитас, что имело огромное воздействие на культурную жизнь города.
Огромную роль в музыкальной жизни Баку сыграл дирижер А. Ованнисян, который в 1920 году создал первый азербайджанский народный инструментальный ансамбль.
Армяне также внесли значительный вклад в развитие живописи.
В местных армянских школах живопись преподавалась как отдельный предмет. Открытое в 1923 году отделение «Айарта» организовывало выставки, обсуждения, в которых принимали участие художники Вардан Тер-Погосян, Эачи Прошян, Мушег Сагян, Ш.Мангасаров и др.
Жил и творил в Баку также известный композитор Анушаван Тер-Гевондян, который с 1934 по 1938 год был директором бакинской консерватории.
Первый ансамбль народных инструментов, при Азербайджанской государственной филармонии основал Ионесян – врач по основной профессии. Один из участников этого ансамбля Енок Качаров стал впоследствии народным артистом Азербайджанской ССР.
В сфере образования среди лучших учителей по всем дисциплинам было много армян. А в вузах Баку преподавали такие видные ученые-практики, как правоведы Б.А. Даниил-Бек, А.Н. Саркисов, Н.Н. Манасян, экономист А.А. Арзуманян – проректор Азербайджанского Государственного Университета, нефтехимики Багдасаров и Ионесян, медики отец и сын Амиржановы, сотни других специалистов во всех областях науки. В самых различных областях медицины работало немало армян, спасших жизни тысячам бакинцев.
Армянское население города компактно проживало в таких районах, как: Завокзальный, Арменикенд, Хутор, Воровского и других, плотно населяло центр города. До 50-х годов многие вывески на учреждениях, магазинах, мастерских были на русском и армянском языках.
Интересно отметить, что автором государственного герба Азербайджанской ССР был художник-график Рубен Шхиян.
У истоков азербайджанского кино стоял выдающийся армянский кинорежиссер Амо Бек-Назаров, поставивший в Баку ряд фильмов, в том числе по пьесе видного азербайджанского драматурга Дж. Джабарлы “Севиль” в 1929 году. Старейшим художником Баку, работавшим еще до революции, был Ш. Мангасаров.
В Баку жили и творили композиторы А. Маилян, Андрей Бабаев (Андраник Бабаян), певцы Кнар Григорян, Т. Сазандарян.
Видную роль в театральной жизни города играли народная артистка республики Шамкорян, заслуженные артисты Адамов, Алегров (Саркисов — отец звезды российской эстрады Ирины Алегровой) и другие.
Бакинский армянин – майор МВД криминалист Мириманов изобрел широко применяемый в криминалистике способ переноса отпечатков пальцев на полимерную пленку.
Значительный вклад внесли армяне в спортивные достижения Азербайджана.
Так, первым чемпионом мира из Азербайджана стал борец Артем Терьян. Он и его товарищи по команде: братья Армаис и Гиви Саядовы, Ишханян и другие — не раз привозили в республику высшие награды с различных соревнований.
В становлении бакинского футбола немалую роль сыграли армянские юноши. Среди них был и мастер спорта СССР П. Парсаданов, ставший впоследствии летописцем азербайджанского футбола.
Лучшими своими выступлениями на чемпионатах СССР по футболу бакинский “Нефтяник” (позднее “Нефтчи”) обязан был Эдуарду Маркарову, пришедшему на смену своему отцу, братьям Мелкумовым, А. Мирзояну и другим.
В шахматные достижения республики внесли свой вклад гроссмейстер Владимир Багиров, юное дарование Володя Акопян. Они уехали из Баку до печально известных событий. А прославленный чемпион мира Г. Каспаров вынужден был покинуть Баку в дни армянских погромов.
Любой народ и нация всегда гордились своей историей, литературой, культурой и искусством. Они являются неразрывной частью и, фактически, их визитной карточкой.
В книгах по истории культурного наследия Азербайджана армянские памятники культуры регулярно куда-то исчезали. В их «научных трудах» взаимосвязи армяне – Баку в разное время постоянно сопровождались фальсификациями, при этом их авторы преследовали разные цели, но всех объединяла одна сверхзадача – раздробить армян, отрезать их от исторических корней, до нуля свести роль армян в становлении и развитии Баку, тем самым лишая морального сознания справедливости требований и создавая новых лжеправопреемников.
Азербайджану никогда не удастся убедить мировое сообщество во лжи, созданной весьма примитивным и дешевым способом.
Творение народа – это свидетельство величия его духа.
В многотысячной истории человеческой цивилизации варвары, которые существовали во все времена, могли самоутвердиться только уничтожением творения или присвоением чужого. Суд истории всегда осуждал, и будет осуждать такие действия.
Р. Севанский