В БОЛГАРИИ АРМЯН НАЗЫВАЮТ СВОИМИ
История армянской колонии в Болгарии берет начало с V века. Во времена Византийской империи правившие в этой стране императоры армянского происхождения начали распространять свою власть на формирующееся Болгарское государство и поселили там армян. В IX веке усилиями византийской императрицы-армянки Теодоры Мамиконян христианство было провозглашено в Болгарии государственной религией. Первыми обосновавшимися в этой стране армянами были воины армянских подразделений византийского войска.
В 997-1018 гг. Болгарией правила армянская царская династия Камитопули (армян. Комсадзаг), происходящая от Комита и Рипсимии Армянской. Это была династия православных армян, оставившая заметный след в истории Болгарии. Сыновья основателя династии армянина Комита — Давид, Моисей, Аарон и Самуил правили в разных частях государства, в состав которого входили территории нынешней Албании, Греции, Македонии и Турции.
Царь Болгарии Самуил – сын Комита правил в 997-1014 гг. и за это время, как и его отец, переселил в Болгарию тысячи армянских семей из разных уголков Византии. В его окружении находились армянские военачальники, армяно-халкидонские духовные лидеры, общественные деятели.
Во время царствования Самуила в Болгарии появилось множество топонимов с армянскими названиями, часть которых сохранилась и поныне, например: Арменцо, Арменци, Арменика, Арменио, Эрменци, Армецио и т.д.
В последующие годы в Болгарии появлялись все новые группы переселенцев. Так, зародившееся в VII веке в Армении мощное религиозно-еретическое «павликианское движение» из-за гонений и притеснений частично переместилось в Болгарию. В поисках безопасного убежища семьи этих армян обосновались в разных частях Болгарского царства.
Византийские императоры армянского происхождения Константин V и Иоанн Цимисхий организовали переселение части павликиан во Фракию и южные регионы современной Болгарии. Переселенцы должны были сдерживать наступление скифов на Византию в обмен на свободу вероисповедания. По историческим сведениям, армяне-сектанты верно служили Византии вплоть до падения Константинополя (1453 г.). Впоследствии общины павликиан стали переселяться не только в Болгарию, но и в Грецию, Македонию. Известно, что павликиане из греческого города Никополис, сохранившие свою веру и традиции, после турецкого нашествия вынуждены были сменить место жительства и оказались в Банате на побережье реки Дунай, в регионе между Румынией и Сербией. Эту группу армян исследователи ныне называют банатскими болгарами, их численность достигает 40 тысяч.
Кроме того, в Пловдиве и Бургасе проживают болгары-католики, которые являются прямыми потомками павликиан и даже сохранили некоторые особенности армянских традиций. Представители другого христианского сектантского течения армян — тондракийцы также находили пристанище в этой стране. Часть тондракийцев византийский император армянского происхождения Иоанн Цимисхий насильственно переселил во Фракию и на территорию нынешней юго-западной части Болгарии.
Проживающие на юге Болгарии в Родопских горах помаки считаются потомками тондракийцев и павликиан, переселенных сюда византийцами. Об истории болгарских помаков, имеющих армянские корни, писали многие ученые, но примечательно, что и современные болгарские исследователи в последние годы стали активно заниматься изучением самобытности помаков, которые во время османского ига попали под турецкое влияние.
Нужно также отметить, что почти все болгарские цари были связаны с армянскими царскими домами, и этническое взаимопроникновение сыграло значительную роль в образовании современного болгарского общества. Ассимиляционные процессы среди армян Болгарии протекали интенсивно. По данным переписи 1878 года, только в болгарской части Румелии проживало 5300 армян – последователей Армянской Апостольской Церкви и почти 2000 армян-халкидонитов. В дальнейшем халкидонитов стали считать частью болгарского этноса.
Особенно много армян появилось в Болгарии после резни 1890 года, когда, спасаясь от зверств Абдула-Хамида II, наши соотечественники оказались и на территории Болгарии. Во время балканской войны 1912-1913 годов армянская община насчитывала свыше 40 тысяч человек, многие из которых вместе с болгарами эмигрировали в Латинскую Америку, особенно в Аргентину, Уругвай и Чили. Позднее часть армян из Болгарии оказалась также во Франции и в США.
Беженцы из Западной Армении начали активно интегрироваться в болгарское общество, открывая школы и благотворительные организации. В Софии, Варне и Пловдиве выходят в свет армянские газеты. Армянские церкви есть во всех крупных городах, а также в Сливене, Шумене, Старе Загоре, Ямболе, Руссе и др. Армянская евангелическая церковь действует в Пловдиве.
В начале 90-х прошлого
столетия в Болгарию стали переселяться армяне из самой Армении и стран бывшего Союза. Как указывает болгарский исследовательский ресурс, переселялись в основном молодые семьи из Еревана. Миграция армян в Болгарию продолжалась вплоть до 1996 года, а с 2001-го наметился значительный отток переселенцев обратно в Армению.
По данным 2001 года, в стране официально проживало 10832 армянина, однако неофициальные источники указывают иную цифру – 28-32 тысячи армян. По данным армянских организаций Болгарии, к сегодняшнему дню это число выросло и достигает 30 тысяч. Самая большая община сосредоточена в городе Пловдив, в нее входят и католики-болгары, и протестанты, считающие себя предками армян. Сами болгары последних, впрочем, как и всех армян, называют своими.
Многие видные армяне, проживающие в Европе, США и в других частях мира, родились именно в Болгарии, например, певица и актриса Сильви Вартан, американский конгрессмен из Нью-Йорка Стивен Дерунян, российский певец Бедрос Киркоров и др.
Среди известных армян Болгарии – имена Юлии Берберян-Малеевой, сестер-теннисисток Катерины, Магдалены, Мануэлы Малеевых-Берберян, заместителя председателя высшего суда Болгарии Мелкона Мелконяна, министра социального обеспечения Болгарии Тиграна Тебеяна и других.
Болгария, в свое время сильно пострадавшая от турецкого нашествия и оккупации, смогла выстоять, более того, построила национальное государство, которое сейчас переживает сложный переходный период адаптации в семье Евросоюза. В этом национальном государстве свое место нашли и представители различных этноконфессиональных групп, в том числе и армяне. Армянская община в самые трудные для страны времена была рядом с болгарским народом и защищала интересы государства. Впрочем, есть и болгары, защищающие ныне интересы армянского народа и государства, — это видный журналист и общественный деятель Цветана Паскалева, которая свою жизнь посвятила карабахскому движению. Обосновавшись в Ереване, Цветана Паскалева, а вместе с ней и малочисленная, но активная община болгар в Армении символизируют армяно-болгарскую дружбу.
Арман Акопян