САРКИС ЦАТУРЯН: НЕПРИЗНАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АРЦАХА ЯВЛЯЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ
ИнтервьюО войне в Нагорном Карабахе, своем видении ситуации в Армении газете «Ноев Ковчег» рассказал Саркис Цатурян, кандидат исторических наук, соучредитель и главный редактор информационного агентства «Реалист».
–
Саркис Арамаисович, агрессия Азербайджана в отношении республики Арцах, поддерживаемая Турцией и рядом других стран, закончилась оккупацией Азербайджаном значительной части территории Нагорного Карабаха. Кто виноват в этой трагедии? Кто ответит за гибель трех тысяч молодых ребят, защищавших Карабах, за разрушение Арцаха?
– Сперва предлагаю разобраться в том, что произошло. В геополитическом контексте мы наблюдали не только армяно-азербайджанскую войну, не только очередную разморозку нагорно-карабахского конфликта, а передел Закавказского региона в результате новой армяно-турецкой войны. Армяне в одиночку сражались с военнослужащими Турции, бакинского вилайета и их союзниками-террористами.
После того как турки сбили в Араратском районе Армении российский вертолет и поняли, что никакого военного ответа со стороны России на эту агрессию не последует, Анкара навязала России и Армении позорный план, который был тайно подписан премьер-министром Николом Пашиняном. Я его считаю аналогом Мюнхенского сговора 1938 года, который сначала подарил Адольфу Гитлеру Чехословакию, а затем открыл путь на Польшу и Советский Союз. Польша – нынешняя Армения, а СССР – РФ.
Это соглашение не решает вопросы войны и мира. Оно лишь оттягивает новую войну. Турция прямо дала понять, что теперь именно она собирается определять будущее Закавказья. И если турок сегодня не остановить в Арцахе, они пойдут дальше.
В Анкаре на официальном уровне уже озвучивают притязания на российский Крым. Известно, что турки поставляют беспилотники и другую технику для нужд ВСУ: Киев уже в среднесрочной перспективе может осуществить широкомасштабное наступление против жителей ЛНР и ДНР, многие из которых получили российское гражданство. Турция пойдет и на Северный Кавказ, как было в 1994 году, двинется в Поволжье. Ее задача-максимум – взять под контроль ключевые транспортные артерии Средней Азии, чтобы нанести удар в «сердце» экономической империи Китая. Турция реализует геополитический план, за которым стоят обширные британские и американские интересы. Не случайно кемалисты вспомнили сейчас о своих амбициях в Восточном Туркестане, имея в виду Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
Справедливости ради отмечу, что в «Мюнхенском сговоре» по Арцаху виноват не только премьер-министр Армении. Я никого не собираюсь прикрывать. Виноват весь правящий класс Армении, который с 1991 года отказывался признавать независимость Арцаха. В первой половине 1990-х годов армяне имели прочные позиции, в том числе и в России, чтобы признать свое второе государство. Азербайджан тогда не мог бы воевать с Арцахом или с Арменией. Но признание не состоялось, и эта близорукая позиция армянских правящих кругов сохранялась все последние годы. Они думали, что «держат Бога за бороду».
С самого начала военной агрессии в сентябре 2020 года я многократно призывал Ереван признать независимость Арцаха. Это же не только моя позиция. С аналогичным требованием выступала вся армянская диаспора – от Уругвая и Буэнос-Айреса до Монреаля и Лос-Анджелеса, от Рима и Стокгольма до Алеппо и Сингапура. Но Ереван так и не проявил характер.
Правящий класс Армении в его нынешнем виде – не элита нации, он не соответствует моральному, интеллектуальному, военному, экономическому и культурному потенциалу нашего народа.
– Почему в течение стольких лет не признавали независимость Карабаха? Почему этого не было сделано в самом начале нынешней крупномасштабной войны?
– Думаю, причина состоит в закрытых договоренностях между представителями армянского правящего класса и международными кругами. И в соответствии с этими закрытыми обязательствами власть пообещала сделать то, что произошло в ноябре. Замаранный коррупцией правящий класс утратил свою субъектность и в настоящее время нуждается в мирном (ненасильственном) самоочищении.
В Ереване настолько затянули с признанием, что президент России Владимир Путин был вынужден открыто об этом заявить, вспоминая прецеденты с Абхазией, Южной Осетией и Крымом, где реализовано право нации на самоопределение.
Успех всегда улыбается смелым, но смелость – это не про правящий класс Армении. Смелость – это про армянских воинов, которые творили чудеса на поле боя, но политики у них ничему не научились.
Мы понимаем, что подобно Израилю, который опирается на США, подобно Азербайджану, который опирается на Турцию, Армения опирается на поддержку России. Аналогичные союзы были и в позднем Средневековье, например, когда купцы Генуи вступили в союз с Испанией, открыв затем для нее жизненные пространства в Новом Свете. Это обычная практика для страны, которая не может похвастаться количественными показателями.
Однако российско-армянский тандем, к сожалению, далек от совершенства: в июле 2020 года Азербайджан совершил прямой акт агрессии против Армении. Какой была реакция России? Москва так и не задействовала положения военного соглашения с Арменией. МИД РФ выразил традиционную озабоченность, но никаких шагов не предпринял. Это был тест, который Москва провалила с треском.
Виновата ли в этом только Россия? Нет, ответственность лежит и на армянской стороне. Если союзник манкирует своими обязательствами, значит, и Ереван где-то недоработал. Значит уровень доверия хворает. Мы обязаны разговаривать друг с другом честно: это как в семье, где прямо обсуждаются болезненные темы.
Недавняя война показала, что турки готовы проливать кровь за Азербайджан, проливать много крови, у них есть имперский проект. К сожалению, Армения не может рассчитывать на покровительство России в той степени, в которой может похвастать Азербайджан, апеллируя к Турции. Такова реальность. Да, есть юридические документы, подписанные Россией и Арменией, но мы видим, что они не работают. Почему? Складывается устойчивое впечатление, что Москва не хочет быть лидером на постсоветском пространстве. Анкара же дала миру понять, что теперь именно она собирается управлять Закавказьем. Грузия и Азербайджан ныне оказались под турками, на очереди – Армения, через которую бакинский вилайет получил автомобильный коридор на Нахичевань. Какие еще подарки «султан» от нас получит? Не слишком ли жирно получается?
– Какова стратегическая задача Турции в Закавказье?
– Цель состоит в турецкой оккупации земель Арцаха. Перемирие не должно нас обнадеживать. Врагам нужен весь Арцах, в противном случае бакинско-турецкие агрессоры не начинали бы войну. Вся война велась за то, чтобы не признавать статус Арцаха. Ильхам Алиев мог получить «районы» еще 10 лет назад. Причем без единого выстрела – в обмен на признание статуса Арцаха и размещение российских миротворцев вдоль арцахско-азербайджанской границы. Однако Алиев струсил. К сожалению, армяне также побоялись признать независимость Арцаха. Трусость всегда и всем обходится дорого.
Что касается Турции, то она будет укреплять свои позиции на юге Арцаха, прокладывать коммуникации через Нахичевань и юг Армении на бакинский вилайет, чтобы в удобный момент полностью перекрыть транспортные артерии между Ираном и Арменией. Эта задача была поставлена англо-американскими кругами сразу после развала Советского Союза.
Как только Турция отрежет Армению от Ирана, начнется главный этап операции – война с Ираном. И что самое ужасное для Армении и Арцаха: в случае крупномасштабной войны они могут стать мишенями для Ирана. Вот в какой тяжелой ситуации мы оказались!
– Так кто, по Вашему мнению, должен нести ответственность за эту ситуацию? За непризнание Арцаха?
– Ответственность за непризнание Арцаха должен нести и Пашинян, и предыдущие власти, которые оставили страну с тяжелым наследством. Вместо того чтобы укреплять вооруженные силы, развивать науку, технику, экономику, возрождать промышленность, они строили для себя особняки.
– Тогда надо начинать с Левона Тер-Петросяна, который, кстати, поспешил заявить, что действующая власть не понимает, какое ужасное бедствие она принесла Арцаху и Армении, что она попирает принципы демократии и парламентаризма, заняв позицию углубления внутриполитического кризиса в Армении. Учитель подверг критике своего ученика? Как Вы прокомментируете его слова?
– Это заявление – верх лицемерия. Я выходец из Шаумяновского района, северного Арцаха. Именно Тер-Петросян и его окружение «сдали» в свое время Шаумяновский район Азербайджану. Это факт, который мне подтвердили в Москве. Тер-Петросян не имеет никакого морального права выдвигать обвинения в адрес Пашиняна. Что касается самого Пашиняна, то он как политик себя полностью исчерпал. Я считаю, что он, как настоящий мужчина, должен добровольно подать в отставку.
После Тер-Петросяна в Армении был другой президент – Роберт Кочарян. Что мешало Кочаряну, у которого до сих пор тесные связи в Москве, признать независимость Арцаха и включить его в состав Армении? Все ресурсы для этого у Кочаряна были.
Что сделал для Арцаха Серж Саргсян, тоже карабахский? Устами министра иностранных дел он сказал в 2016 году следующее: если Азербайджан еще раз нападет, мы признаем Карабах. Что это за гнусная позиция? Стоит ли после этого удивляться, что азербайджанцы наступают на Арцах самым наглым образом, убивают и уничтожают все на своем пути, захватывают исторические армянские земли?
Выходит, что власть в Армении сама ни во что не ставит то наследие, за которое народ пролил столько крови. Я считаю, что правящий класс Армении, как прежняя, так и нынешняя власть в равной степени несут ответственность за то, что произошло. Власть несет ответственность перед народом и обязана объяснить ему, почему проводила такую политику. Непризнание Арменией независимости Арцаха является национальным предательством.
Мы должны начать мирный процесс самоочищения. Другого пути нет.
– 10 ноября 2020 года Россия направила российских миротворцев в Арцах. Если бы этого не произошло, чем бы закончилась война?
– В идеале надо было российских миротворцев размещать еще до начала войны или хотя бы в первые дни войны. В самой войне было много эпизодов, которые мне кажутся очень странными. Я имею в виду довольно быстрое продвижение бакинско-турецких сил к Гадруту и Шуши. Есть информация, что Гадрут пал в результате предательства, а к Шуши не пускали даже армянские добровольческие отряды, которые рвались в бой.
Очевидно, что в «договорном матче» участвовали как минимум 4–5 стран. К сожалению, за счет армянского народа великие державы в очередной раз решали свои шкурные интересы.
Пашиняну нужно было обеспечить страну всем необходимым, начиная с продовольствия и заканчивая беспилотниками и системами ПВО. Было очевидно, что война начнется осенью, его не раз об этом предупреждали…
– Но Армения, как и Азербайджан, не давала согласия на ввод российских миротворцев. Позиция Азербайджана понятна. Но и Армения была против предложения России. Армения переоценила свои силы?
– Сейчас много спекуляций мы наблюдаем на эту тему. Надо у Пашиняна спросить, почему миротворцы не были введены в самом начале конфликта. Как правило, миротворцев вводят для предотвращения кровопролития, а не для консервации ситуации на линии фронта. Сомневаюсь, что Ереван был против российских миротворцев. Армянская сторона с самого начала говорила о том, что она имеет дело не только с Азербайджаном, но и в первую очередь с Турцией. Война не закончена. Это только ее первый этап. Следующая фаза – не за горами.
В Баку намерены использовать трехстороннее заявление для ползучей оккупации всего Арцаха. Я лично благодарен российским миротворцам, но говорить о том, что они «спасли ситуацию», преждевременно. Азербайджан станет заселять Арцах своими гражданами, выдавать им соответствующие документы. Когда азербайджанцы будут в Арцахе большинством, они тут же потребуют вывода российских миротворцев. Эти призывы уже звучат из Баку – пока на уровне «народных акций протеста», которые организует администрация Алиева. Да, президент Путин в своем интервью прямо говорит, что миротворческая операция в Грузии является для России актуальным прецедентом. Но что смогут сделать российские военные, если в Арцахе демографическая ситуация изменится в пользу Баку? Ничего. Азербайджанцы теперь устраивают вселенский плач вокруг «русской оккупации».
– Но в Южной Осетии смогли.
– В Южной Осетии была несколько иная ситуация. Россия признала ее независимость. А кто в рамках этого плана признал независимость Арцаха? 10 ноября 2020 года был подписан документ, в котором статус Арцаха никак не зафиксирован. И это дает Баку шанс на ползучую оккупацию армянских земель.
Армения не готова к затяжному конфликту ни в демографическом, ни в военном, ни в промышленном отношении. Мы должны использовать небольшую передышку, понимая, что без признания Арцаха присутствие российских миротворцев окончательно не снимает военную угрозу.
Весь армянский правящий класс должен сплотиться вокруг идеи индустриализации страны. Необходимо восстанавливать, локализовывать производства на армянской территории, привлекая лучшие умы, которые есть в диаспоре.
Люди готовы внести свой вклад. За последний месяц на меня вышли многие профессионалы-практики, которые хотят и могут помочь. Но им нужно дать полномочия и ресурсы. Диаспора готова сделать Армению самодостаточной в плане экономики и промышленного производства, но готов ли к этому ереванский правящий класс?
Пока войну отложили, но она неизбежна в среднесрочной перспективе, а может, и раньше. На фоне победы Джозефа Байдена в США, а также тяги Европы и Китая к развитию взаимной торговли (в декабре 2020 года ЕС и КНР должны подписать долгожданное инвестиционное соглашение) трения между Россией и Турцией будут нарастать снежным комом. Так что надо готовиться…
– Кто, по Вашему мнению, может вывести Армению из-под возможного нового удара?
– Армения и диаспора должны превратиться в единый военно-экономический кулак. До сих пор диаспора была исключительно источником денег, но сегодня этого уже недостаточно. Пора снять все законодательные ограничения на участие диаспоры в политической и экономической жизни Армении. Неважно, в какой стране живет армянин. Он должен иметь гарантированное право приехать в Армению и выдвинуть свою кандидатуру на любую должность в государстве.
Нам в Ереване поют песни про «свободную политическую конкуренцию», но на деле никакой конкуренции нет. Олигархи в союзе с силовиками узурпировали власть, имитируя демократию. Диаспора терпела, пока силовики могли защитить Арцах. Но теперь все изменилось!
Правительство должно соблюсти все нормы Конституции и добровольно уйти в отставку. Убежден, что у нашего народа хватит сил, терпения, здравого смысла, чтобы вывести страну из тяжелого положения.
– По Вашему мнению, основная причина сегодняшней трагедии – непризнание Арцаха?
– Признание Арцаха – основа основ. Это важнейший этап в многовековой национально-освободительной борьбе армянского народа. Без признания Арцаха существование второго армянского государства невозможно, особенно в нынешней ситуации. У правящего класса Армении нет пока той субъектности, которая позволит обеспечить признание независимости Арцаха. Такая субъектность есть только у диаспоры. Поэтому мы сегодня ждем волевых шагов со стороны Франции, США и России.
Наш народ отважен и готов идти до конца. Однако безвольное правительство, озабоченное шкурными мелкобуржуазными интересами, ему никак не соответствует.
– Сможет ли сегодня Армения восстановить производство, провести индустриализацию без помощи третьих стран, в частности России? Прежде всего следует наладить конструктивные отношения с Россией, которые не смог установить Пашинян.
– Индустриализация нужна и Армении, и России. Мы должны вывести отношения с Россией на качественно новый уровень. Очевидно, что Россия и Армения могут выжить только вместе. Экс-президент США Барак Обама не просто так сказал, что у РФ слишком мало союзников и баз, чтобы сохраниться в качестве великой державы. Диаспора и Кремль могут быть полезными друг другу. Тем более что против России готовятся новые санкции.
– Если бы у власти был не Пашинян, а другой, не прозападный, а пророссийский руководитель страны, сколько бы дней продлилась война?
– Результат был бы тот же самый. Наверняка я Вас сейчас удивлю: если отбросить пропагандистскую шелуху, то выяснится, что именно Пашинян пользуется поддержкой Кремля. Но дело здесь не только в персоналиях, а в том, что на наших глазах происходит смена ролей в Закавказье. Турки хотят прийти на смену русским, что неприемлемо для армян, персов, китайцев и континентальной Европы.
– Все последние годы Армения проигрывала Азербайджану в развязанной им информационной войне. А между тем правящие круги Армении не уделяли армянским СМИ никакого внимания, в том числе газете «Ноев Ковчег». Что Вы скажете на этот счет?
– Я согласен с Вами. Считаю, что информационный фронт не менее важен, чем любой другой. Ведь на нашей войне тоже гибнут люди – в прямом и переносном смыслах. Средства массовой информации должны честно освещать события. Надеюсь, что трагедия, которая произошла с нашим народом, хоть чему-то научит армянских руководителей.
В жизни работает закон компенсации. То, что ты сделал для своего народа, уже принадлежит тебе. И пусть каждый из нас обратится к своей совести и спросит себя, что он сделал во имя национально-освободительной борьбы армянского народа.
Беседу вел Григорий Анисонян