Эрдоган разбушевался: Анкара лишает Баку воды
Свободная пресса
Зависимость Баку от Анкары, очевидно, растёт во всех сферах: военной, экономической, социальной и гуманитарной. И, похоже, очень скоро будет пройдена точка невозврата. Издание Greek City Times пишет: «Перспективы превращения Азербайджана в аналог контролируемого Турцией Северного Кипра, который на самом деле больше похож на турецкую провинцию, становятся всё более и более заметными».По мнению GCT, безжалостное стремление Эрдогана восстановить былую мощь Османской империи чревато для Анкары новыми конфликтами и непредсказуемыми последствиями. Вряд ли тот же Алиев, вкусивший монархическую власть, захочет стать турецким губернатором и отказаться от поста главы государства. Кроме того, фактическое поглощение Азербайджана Турцией противоречит интересам Ирана.
Сейчас, по мнению многих экспертов, Баку от поглощения Анкарой спасает, как бы это ни казалось странным, Ереван, чья Сюникская область является мощным барьером на пути новоосманских планов Эрдогана.
Не столь важно будет ли или нет Зангезурский коридор — сорокакилометровый путепровод, соединяющий метрополию с нахичеванским анклавом и далее с Турцией. В любом случае Армения, находящаяся под «зонтиком» ОДКБ, получит эксклюзивное право на шлагбаум.
Однако Эрдоган не был бы в душе султаном, если бы придумал новое вероломное решение. У нас мало кто знает, что во время бакинского военного парада, посвященного победе Азербайджана над карабахскими ополченцами в 2020 году, лидер Турции прочёл националистическое стихотворение, вызвавшее ярость режима аятолл. В нем содержался призыв к воссоединению с Азербайджаном двух северных иранских провинций, населенных в основном этническими азербайджанцами. Как раз с ними и граничит Турция.
Западные эксперты, в частности, профессор Стэнфордского университета, политолог Роланд Бенедиктер, комментируя сложившуюся ситуацию, подчеркнул, что этот шаг Эрдогана следует рассматривать не только как искусственное формирование напряженной ситуации в отношениях между Баку и Тегераном, но и как разжигание сепаратистских настроений среди этнических азербайджанцев в Иране, которые составляют около трети тамошнего населения.
Расчёт Анкары, судя по всему, делается на потенциальном развале Ирана после вероятной войны персов с американцами и израильтянами. Да, сегодня иранские азербайджанцы в основном интегрированы в шиитское общество, тем более, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи является этническим азербайджанцем. Но, если страна погрузится в хаос, всё может резко измениться.
Баку рефлекторно стал сближаться с Тегераном, чтобы не оказаться поглощенным «братской» Анкарой. Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде, комментируя визит министра обороны Азербайджана в Иран (в конце января), сказал: «Азербайджано-иранские отношения стали обретать новую динамику после встречи двух президентов на полях саммита ОЭС (Организации экономического сотрудничества) в Ашхабаде».
Далее идёт бла-бла-бла о стабилизирующей и даже миротворческой роли Турции в регионе. Судя по всему, Велизаде озвучил официальную позицию своих властей, которая сводится к девизу кота Леопольда «Ребята, давайте жить дружно». Но за ширмой этих убаюкивающих призывов кроется агрессивная политика Анкары.
Безусловно, более критический взгляд на треугольник Баку-Анкара-Тегеран вызывает неприятие у многих, прежде всего у простых азербайджанцев, которым вот уже тридцать лет внушают, что лучшего друга, чем Турция, нет по определению.
Но друзья не отнимают воду, как это планирует сделать Анкара с Баку, оставив фактически весь Азербайджан без гидроресурсов. Речь идёт о реках Кура и Аракс, которые берут начало в Турции и текут на Кавказ.
Так вот: под руководством Эрдогана начинает реализовываться амбициозный проект «Кура», в генплане которого указано сооружение в верхнем течении этой реки пяти крупных плотин. Из них «Бешиккая» будет иметь высоту 107 метров, что позволит аккумулировать 211,6 миллиона кубометров воды.
Кроме того, «Бешиккая» будет отводить 70 % воды Куры через туннели в реку Чорох, которая опять-таки является водной артерией Турции и Грузии. Повторимся, для пущей убедительности, эта плотина является одной из пяти. А ниже по течению находится Азербайджан. Тамошние кандидаты наук Садиг Гасанов и Ровшан Аббасов (не какие-то русские пропагандисты, стравливающие два «братских народа»!) пришли к выводу: «Водохранилища, которые планируется построить на реке Кура в Турции, представляют большую угрозу для Грузии и Азербайджана даже без глобального изменения климата».
Гасанов и Аббасов на пальцах объясняют особо сомневающимся: даже без плотины «Бешиккая» из-за того, что средняя температура в Азербайджане в период 1991-2010 годы увеличилась на 0,9 градусов Цельсия, а летние сезоны, как правило, проходят без дождей, «непрерывное снижение водотока вызвало перепад уровня воды в части реки Кура, впадающей в Каспийское море в районе Нефтчала, и в результате морская вода попала в реку Кура и продвинулась примерно на 30 км вверх по течению».
Эрджан Ширин, член Ассоциации охраны природы, выступил категорически против турецкого проекта еще в 2017 году и объявил, что планы Эрдогана полностью уничтожат долину Куры. Как уже упоминалось, планируется сброс воды из будущего водохранилища в реку Чорох, что, по мнению эксперта, уничтожит реку, вопреки международному водному соглашению.
Между тем, водными ресурсами Куры пока ещё пользуются более чем 7,6 миллионов азербайджанцев и грузин, а с учетом высыхающей реки Аракс, опять-таки из-за турецкой плотины «Каракурт» (уменьшила ток воды на 1,6 миллиарда кубометров), без гидроресурсов останется 70% сельского хозяйства Азербайджана. Или не останется, если Баку будет слушаться Анкару.
Вместо того, чтобы договориться с «другом» Эрдоганом, Алиев машет кулаками в сторону Армении. Так, в конце января Ильхам Гейдар оглы в интервью государственному информационному агентству «Азертадж» во время своего визита в Гянджу бросался громкими словами: «Мы никогда не позволим армянскому фашизму подняться в нашем регионе. Мы никогда не позволим Армении снова стать потенциальной угрозой Азербайджану. Если мы увидим это, они будут немедленно уничтожены. Об этом должен знать каждый».
Но хватит ли у Азербайджана сил удержать Карабах лет этак через пять-семь, когда Турция перекроет Куру и Аракс? Вопрос, конечно, интересный. Здесь логично объяснить, к каким геополитическим последствиям привело строительство Анкарой 22 плотин и 19 гидроэлектростанций на Тигре и Евфрате в рамках проекта «Юго-Восточная Анатолия».
В нижних течениях этих рек значительные территории Сирии и Ирака оказались полностью обезвоженными. Эти страны сейчас находятся в состоянии бесконечной гражданской войны, прежде всего, из-за тяжелейших экономических проблем.
Как пишет вашингтонское интернет-издание Eurasianet, турецкая гидрополитика «усилила влияние Анкары на её ближневосточных соседей, в особенности в отношении угроз курдским политическим движениям в Сирии. Похожая судьба может ожидать и Закавказье». Прежде всего, Азербайджан, как наиболее уязвимую страну Кура-Араксинского бассейна.
Таким образом, идея «султана» Эрдогана построить «Великий Туран» уже не выглядит призрачной. Понятно также, что в этой связи России ничего хорошего ждать не приходится. Москве выгоден независимый Баку. Однако, похоже, Алиев не тянет на лидера суверенной страны, поскольку его гидрополитика напоминает «кролика, смотрящего в глаза удава».