Согласно многочисленным источникам армяне впервые появились в Украине во времена Киевской Руси и принимали активное участие во всех сферах жизнедеятельности. В начале XI века киевские князья пригласили армян на помощь в войне против польского короля Болеслава. «Киево-Печерский Патерик» упоминает армянского врача, который лечил Владимира Мономаха. В 1230 году галицкий князь Лев Данилович пригласил крымских армян в свое войско для обороны восточной границы своего государства.Сначала армяне обосновались в основном на Крымском полуострове, где были созданы крупные армянские колонии в Кафе (Феодосия), Судаке и Солхате (Старый Крым). Их численность выросла в течение XII—XV веков в результате миграции армян, спасающихся от монгольского нашествия. Миграция привела к появлению нового прозвища Крымского полуострова в средневековых летописях — Armenіa Marіtіma (Морская Армения) .Небольшие армянские общины были основаны в центральной части Украины, включая Киев, и западных регионах — Подолье и Галичине. В 1267 году центром армянской епархии стал Львов, а освящённый в 1367 году армянский собор в этом городе — епархиальным. Во Львове в 1510 году армяне получили от польского короля Сигизмунда І разрешение судиться по своему собственному праву — уставу львовских армян.
История армян в Украине
Армянское расселение — исключительное явление в мировой истории. Многочисленные армянские поселения, разбросанные по разным странам мира, занимают особое место в истории, как армянского народа, так и многих других народов.
Армяно-русские связи укрепились со времени крещения Руси (988 г.) и установления династических браков русских князей с византийским императорским домом. Великий князь киевский Владимир Святославович «Красно Солнышко» (978—1015 гг. — первое фото), стремился создать единое централизованное государство.
Опору своим начинаниям князь видел в установлении на всей территории государства единой религии, более отвечающей духу времени, чем прежние языческие верования.
Принятие православия позволяло Руси установить более тесные связи с Византией, самой могущественной державой своего времени, войти в семью европейских стран, уже в течение столетий исповедовавших христианство.
По замыслу Владимира, повышению престижа и укреплению его власти должен был также способствовать брак с византийской царевной. Ему удалось добиться от императоров-соправителей Василия II Болгаробойцы и Константина VIII согласие на брак киевского князя с их сестрой царевной Анной.
Братья-соправители принадлежали к Македонской династии, восходящей к Василию I, армянину по происхождению. При императорском дворе всегда было много воинов, ученых, зодчих и священнослужителей из Армении.
Многие из них сопровождали свою соотечественницу царевну Анну на Русь. Владимир I поручил приехавшим из Византии мастерам, в том числе и армянским зодчим, строительство церкви пресвятой Богородицы.
Ярослав Мудрый (1019—1054 гг. — второе фото), сын Владимира и царевны Анны (армянки), продолжил политику отца по централизации государства и становлению великокняжеской власти, укреплению связей с крупнейшими державами Европы.
Следует отметить, что дочь Ярослава Мудрого Анна (армянка на 1/4 часть) впоследствии стала королевой Франции. Благодаря стараниям Ярослава Киевская Русь в короткий срок вошла в число одних из наиболее просвещенных держав своего времени.
Этому способствовало и привлечение в Киев образованных людей из других стран, в том числе из Армении. Армянские мастера принимали участие в строительстве наиболее выдающегося архитектурного памятника Киевской Руси, собора Святой Софии в Киеве.
После кончины Ярослав Мудрый был похоронен в Софийском соборе. До наших дней дошел саркофаг, в котором был погребен князь, с четырьмя высеченными на нем армянскими буквами.
На Русь из Армении приходили не только люди мирного, созидательного труда, но и воины. Впервые армянские воины, получившие славу как отважная тяжелая латная конница, были приглашены русскими князьями на военную службу и действовали в составе их войск в начале Х века.
Армянские отряды участвовали в борьбе киевских князей с польским князем Болеславом Храбрым в 1009 году, а позднее, в 1062 году — в войнах с удельными князьями и половцами.
Вторая, значительно более массовая волна армянской эмиграции приходится на вторую половину XI века, когда после падения Ани, столицы Армянского царства, захваченной турками-сельджуками в 1064 году, тысячи беженцев устремились на запад, в христианские страны. На рубеже XI—XII веков во время правления Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125 гг.), внука Ярослава Мудрого (армянина по матери, т.е. на 1/2 часть) и Византийского императора Константина Мономаха (армянина), в Киеве появился целый армянский квартал.
Армянская община Киева состояла в основном из ремесленников и купцов. Слава армянских врачей в Древней Руси была настолько велика, что один из них, Агапит из Александрии, был удостоен чести стать придворным лекарем великого князя Владимира Мономаха. Армяне принимали деятельное участие не только в экономической, но и политической жизни древнерусской столицы.
Третья волна эмиграции относится к XII веку, когда на Армению обрушились монголы, в результате чего значительное число населения вынуждено было бежать на Запад, и осели в Галицкой Руси, менее других земель пострадавшей от нашествия татар.
Одним из наиболее излюбленных мест для поселения армян оказался Львов, расположенный на перекрестке важных торговых путей. Именно здесь в XIII веке возникла самая значительная на территории Галиции армянская колония, сыгравшая большую роль в развитии экономики и культуры средневекового Львова.
Вся культурная жизнь армянских общин того времени сосредоточилась вокруг церквей. Одним из памятников древнего зодчества, сохранившимся до наших дней, является армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная во Львове в 1363 году двумя братьями, выходцами из Ани.
Все убранство собора было выполнено армянскими мастерами и каменщиками, сохранившими в оформлении национальный стиль. В XIV—XV веках во Львове было построено еще две армянские церкви: св. Якова и Сурб Хач (Святого Креста). К этому же времени относятся поселения армян в Луцке и Владимире, при реке Смотрич, других городах Украины.
После изгнания в XIV веке татар из Киева и включения приднепровских земель в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, армяне получили привилегии от литовских и польских королей. Согласно жалованной грамоте Великого князя литовского Казимира IV армянам разрешалось иметь дома, огороды, заниматься ремеслом и торговлей.
Армянская община имела собственных лекарей, печать, самоуправление, епископа и пользовалась свободой языка и религии. В Киеве в XV веке армяне построили церковь Успения Богородицы в районе Подола, где они обычно селились.
Четвертая волна армянской эмиграции в Украину связана с политическими событиями в Крыму, в частности, с захватом в 1475 году турками генуэзской колонии Каффы, где в то время проживало много армян.
Политическое и правовое положение армянских поселений в Украине определялись привилегиями, предоставленными им польскими королями. Армяне получали определенные кварталы, где и были созданы национальные общины, площади для торговли и институты самоуправления.
Польский король Казимир III предоставил новым поселенцам право на собственный суд и самоуправление: нельзя было не учитывать того влияния, которое имели армяне в городах Речи Посполитой.
Более того, власти, рассчитывающие на финансовую поддержку армян, были заинтересованы в их участии во внутриполитической жизни польского королевства. Создавая собственные органы самоуправления, армяне положили в основу своих правовых норм «Судебник» Мхитара Гоша, который был переведен на латинский язык и в 1519 году утвержден польским королем Сигизмундом I. Органы самоуправления создавались путем выборов, ежегодно проводившихся в общине.
В XVI—XVII веках армянская община играла видную роль и общественной жизни Киева, вошедшего в состав Российского государства. Армянские зодчие, каменотесы и живописцы принимали деятельное участие в украшении и расширении древнего Софийского собора, о чем свидетельствуют 22 армянские надписи, относящиеся к этому времени.
За пять столетий (XIII-XVII) в Украине возникло свыше 20 армянских колоний с населением не менее 600 тысяч человек. В XVI— XVII веках армяне жили в 50 населенных пунктах. К концу 17-го века в Украине было уже 70 армянских поселений.
Армяне играли видную роль в жизни Российской империи. Граф Михаил Тариелович Лорис-Меликов — являлся первым генерал-губернатором Харькова, включавшего в себя 6 украинских губерний. В дальнейшем он занимал посты министра внутренних дел и премьер-министра России.
Думаю пора инициировать подробное преподавание в средних школах историю и культуру народов населяющих Украину. Таким образом, мы будем способствовать сплочению нации. Ведь не дело когда молодое поколение не находит отличие между армянами и арабами.
Тот же армянский народ дал таких выдающихся людей как Иван Айвазовский (Ованес Гайвазян, родившийся во Львове) и Сергей Параджанов, которые наряду с великим Тарасом Шевченко прославили Украинскую землю. Дети Украины должны знать и гордиться, что с ними живут потомки народа с 6-тысячелетней историей, и это история теперь и украинская тоже.
Для формирования истинной, сплоченной нации граждан Украины нужно знать, уважать и гордится историей и культурой народов Украины!